Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа
За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.
5
психологии и социологии), сколько на вдумчивого, терпеливого читателя с любым уровнем образования и развития.
Вместе с тем, данное исследование ни в кой мере не позиционируется мной как какое-либо научно-популярное или развлекательное чтиво. Вопросы, поставленные в работе, представляются достаточно серьезными и требуют не тривиальных бытовых ответов, а серьезного анализа, который, по моему мнению, и был проделан в данном исследовании.
Исходя из традиции стиля написания научных исследований в России, почти везде в работе, кроме данного предисловия, используется местоимение "мы" вместо местоимения "я", однако, не могу не заметить, что никакого реального "мы" в данном случае не существовало и все предлагаемые объяснения, теоретические положения и практические примеры отражают именно точку зрения автора работы и никого более, за исключением тех случаев, когда используется цитата или ссылка на какое- либо существующее научное исследование.
Исследование это создавалось в достаточно тяжелых условиях и я хотел бы поблагодарить за стойкую поддержку и конструктивную критику Марину Чернецову, врача-психиатра из Челябинска, Александра Белова, психотерапевта из Казани, Александру Узунову за поддержку и помощь в работе над текстом. Особую благодарность за помощь в работе над текстом я хочу выразить Екатерине Крутовой, ей был проделан действительно огромный труд.
Работа состоит из трех
частей, каждая из которых разделена
на несколько параграфов. Я отказался
от деления работы на главы в силу того,
что более мелкие единицы работы, на мой
взгляд, более целесообразно было бы назвать
параграфами, как с точки зрения объема,
так и с точки зрения специфики рассматриваемых
вопросов. Каждую часть предваряет краткое
содержание, в котором приводится сжатое
резюме данной части. Кроме того, последней
частью данного исследования являются
приложения, в которых изложены основные
концепции тех или иных проблем исследования.
К общему замыслу работы данные приложения
имеют весьма опосредованное отношения,
но я счел необходимым привести этот материал
для тех, кого подробнее заинтересуют
мнения и суждения других исследователей.
Все приложения опубликованы в сети Интернет
по адресу: http://poeleo.narod.ru/pril.
6
Структура исследования по своей сути дедуктивна, то есть изложение идет от общего к частному, в первой части изложены основы запретной теории ценностей, во второй психологические и в третьей - социологические следствия данной теории.
Немало времени ушло на придумывание названия, скажу прямо - название «Запретная теория ценностей» мне самому не очень нравится, однако оно напрямую отражает суть дела. Иногда вместо этого названия я буду использовать аббревиатуру «представление о ценностях как о динамических запретах», которая отражает суть представленных позиций еще точнее, тем не менее использовать данную аббревиатуру как основное название я, в силу ее неблагозвучности, не мог.
7
Часть1. Общие основы запретной теории ценностей
Краткое содержание первой части:
В первой части работы изложены основные представления о ценностях как динамических запретах, рассматривается определение ценностей с точки зрения данных позиций, показано, какие преимущества имеет такое понимание ценностей по сравнению с иным, существующим представлением о ценностях.
Показаны основные свойства ценностей. Рассмотрены проблемы естественной классификации ценностей, являющейся следствием представления о ценностях, как о системе динамических запретов, показано значение и роль такой классификации ценностей. Вводится понятие аксиогенеза, предложен механизм развития и отмирания ценности, показано значение и роль реальных и декларируемых ценностей.
Рассматривается значение ценностей в самом общем виде и то место, которое занимают ценности как интрапсихический и интрасоциальный феномен.
Завершается первая часть рассмотрением такого феномена, как свобода, с точки зрения запретной теории ценностей.
1.1. Определение ценностей.
В современной науке проблемой ценностей занимаются представители различных направлений научного знания: философы, психологи, социологи, педагоги, биологи, этнографы и некоторые другие. Такой широкий интерес к ценностям отражает с одной стороны полинаучность ценностного феномена, с другой стороны - потребность найти единые основания для решения целого ряда общенаучных задач, стоящих перед различными дисциплинами равнозначно.
Исследование ценностей будет начато с обозначения их определения и сущности. Попытка определить ценности, показать их природу и основную суть была предпринята многими авторами, ценности пытались определить с точки зрения различных оснований, рассматривая то одно, то другое их свойство. Все многочисленные определения, на наш взгляд, образуют совокупность трех базовых подходов, а именно:
Ценность как значимость.
Ценность как выбор.
Ценность как феномен, характеризующийся определенными признаками.
8
Следует отметить, что многие авторы разделяли все обозначенные и подходы, само выделение этих подходов, достаточно условно и отражает различные стороны феномена ценностей. Рассмотрим имеющиеся подходы.
1. Ценность как значимость
Отношение к ценностям как к мере, отражающей определенную, большую или меньшую значимость (цену) элементов реальности, с которыми сталкивается субъект, разделяют такие исследователи, как Д. А. Леонтьев [31], М. Рокич [96], С. Шварц и В. Билски [81], В. Ф. Сержантов [63], Н. С. Розов [57], X. Эренфельс [81], Г. Риккерт [81], Я. Гудечек [14], У. Томас и Ф. Знанецкий [101], В. П. Тугаринов [69], В. Франкл [74], Б. С. Братусь [5], Л.С. Рубинштейн [61] и многие другие. Определения ценностей, данные различными исследователями, приведено нами в Приложении 1. Для примера рассмотрим определение Г. Риккерта, отражающее наиболее типичное выражение этого подхода. Автор считает, что «сущность ценностей состоит в их значимости, а не их фактичности, они выступают как идеальная всеобщая норма, придающая реальности смысл»[81, с.4].
Различные авторы придают ценностям как значимости различные смыслы и свойства. Так, Д. А. Леонтьев считает, что ценности могут быть только осознанными [30], многие, как например М. Рокич [96], пытаются построить универсальные шкалы наиболее значимых ценностей, другие пытаются разделить ценности по различным сферам, будь то биологические, социальные или какие либо иные (C. Шварц, В. Билски [81]). Третьи говорят о том, что ценности обладают свойством долженствования разной силы (Н. С. Розов [57]), четвертые отмечают универсальный характер жизненных ценностей (В. Франкл [74]). Основная критика имеющихся определений рассмотрена нами в Приложении 1. Я . Гудечек ставит вопрос о взаимосвязи ценностей и потребностей [14], этот вопрос подробно будет рассмотрен нами несколько позже, здесь же необходимо отметить, что ценности не всегда имеют отношение к удовлетворению каких бы то ни было потребностей, кроме потребности давать оценку всем без исключения элементам реальности, с которыми сталкивается индивидуум или общество. Однако, в целом, наше исследование будет проходить на основании общего понимания того, что ценность отражает значимость.
Необходимо отметить, что, несмотря
на то, что обозначенные исследователи
действительно разделяют
9
значимости, они не раскрывают природу и механизм ее возникновения, а такая задача представляется не только правомерной, но и совершенно необходимой, так как без ее решения использовать ценности в прикладных исследованиях, на наш взгляд, невозможно.
2. Ценность как выбор
Представление о ценностях как о выборе разделяли такие авторы, как К. Клахон [87], Лурье C. В. [35], Дж. Роттер [58], К. Роджерс [56] и другие. Так, К. Клахон считает, что «ценности - это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия» [35, c. 60]. Основные определения этого подхода и их критика приводятся нами в Приложении 1. Здесь же отметим, что, на наш взгляд, данный подход совершенно точно описывает природу и сущность ценностей, однако механизмы и суть самого выбора авторами не указываются.
3. Ценности через признаки
Попытку дать феноменологическое описание ценностей предпринимали различные исследователи, в том числе и указанные выше, при рассмотрении других подходов к определению ценностей. Здесь мы приведем концепции двух авторов.
Так, Д. А. Леонтьев считает: «Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения»[31]. Так как ценности описывают все феномены реальности, с которыми сталкивается индивидуум, то общее количество ценностей огромно, в отличие от того, что пишет Д. А. Леонтьев. Ниже мы покажем, что люди обладают совершенно разными ценностями, так как каждый человек сталкивается с различным количеством проявлений реальности, в силу индивидуальности собственной жизни. С остальными тремя пунктами описания ценностей можно согласиться, с той оговоркой, что, возможно, истоки человеческих ценностей надо искать и в архитипических и трансперсональных сферах (по Юнгу и Грофу).
10
Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки: «ценности - это понятия или убеждения; ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению; ценности имеют надситуативный характер; ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий; ценности упорядочены по относительной важности».[81, с.70]
Ценности не всегда являются понятиями или убеждениями; неосознаваемые ценности не являются ни понятиями, ни убеждениями. Со всеми остальными признаками ценностей, представленными авторами, можно согласиться.
В своем понимании ценностей мы объединим все представленные подходы в единое целое и покажем, что ценность описывается при помощи определенных признаков и представляет собой значимость, на основе которой делается выбор. Таким образом, все выше перечисленные подходы не противоречат, но дополняют друг друга, описывая разные стороны феномена ценностей.
Коротко рассмотрим основные свойства ценностей:
Ценности являются интропсихическим или же интросоциальным феноменом, отражающим отношение субъекта, будь то социум или данный конкретный человек, ко всем без исключения проявлениям реальности. Таким образом, ценности обладают свойством всеохватности.
Всегда можно указать, кому принадлежат те или иные ценности, абстрактных ценностей не существует, ценности всегда субъективны.
Отражая оценку или цену любого феномена реальности, с которым сталкивается субъект, ценности обладают свойством измеряемости, в соответствии с которым цена каждого элемента реальности представляется определимой.
Вследствие того, что ценности отражают количественную категорию цены, они обладают свойством изменчивости, что означает тот факт, что цена, которой наделяют те или иные феномены реальности, не остается постоянной в течение всего периода существования субъекта.
После конспективного изложения основных ценностных свойств поговорим о них подробнее. Для удобства изложения мы будем рассматривать эти свойства на примере личных ценностей, подразумевая, однако, что все изложенное далее будет, равным образом, относиться и к социальным ценностям.
11
Свойство всеохватности
Почему ценности должны описывать все элементы реальности, с которыми сталкивается индивидуум? Сталкиваясь с тем или иным новым явлением, индивидуум обязан сформулировать для себя отношение к этому явлению. Как только он обратил на него внимание, то сознательно ли или не сознательно, им было сформировано какое-либо отношение к данному явлению. В первом приближении он решает для себя вопрос, важно или не важно это явление для его жизни. Определяя важность или неважность, он тем самым выказывает ценностное отношение к данному явлению. В том случае же, если он проходит мимо, не обращая внимание на это явление, это означает, что он с ним не сталкивается. Именно поэтому неверными представляются указания тех авторов (Рокич, Леонтьев, Розов и др.), которые говорят, что ценностей существует конечное количество и все они в принципе одинаковы.
Ценности описывают вообще все элементы субъективной реальности, их нельзя свести к нормам, убеждениям или смыслам. Например, сталкиваясь с конкретным «домом», человек волей-неволей определяет свое отношение к данному «дому». Дом не является ни убеждением, ни смыслом, ни чем-либо абстрактным. Однако индивидуум вынужден понять, значим ли для него этот предмет. Определив эту значимость, он тем самым встроил данный конкретный предмет с свою систему ценностей. Фактически ценности являются средством, при помощи которого индивидуум субъективизирует объективную реальность. Такой подход лежит в русле австрийской психологической школы, в которой считалось, что ценности представляют собой исключительно субъективный феномен. Мы исходим из следующего представления: так как каждый индивидуум сталкивается с различными в своей уникальности проявлениями реальности, то личности будут обладать различным количеством ценностей.