Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:48, курсовая работа
За последнее время в Самарской области возросло количество самоубийств. По сводкам станции Скорой помощи за неделю, в среднем около 10 подростков пытаются самостоятельно уйти из жизни. Это, вероятно, связано с увеличением темпа нашей жизни, подростки, впрочем как и их родители, не справляются с кризисными ситуациями.. В большинстве случаев мы встречались с недоумением взрослых по поводу суицида их детей и растерянность, так как, чаще всего пусковым моментом была, например, незначительная, по мнению взрослых, обида. А она являлась только вершиной айсберга непонимания, длительной фрустрации ребенка.
Введение.
Глава 1. Типология самоубийств. Суицид: теория.
Глава 2. Психология суицидного поведения.
Глава 3. Переживание как способ преодоление критической ситуации.
Ознакомление пациента с концепцией специалиста, обоснованной изучением биографии пациента;
мотивирование терапии: мобилизация воли пациента на сотрудничество в излечении;
Мотивирование достигается выявлением всего, чем грозит выздоровление, что необходимое пациенту дает болезнь(суицид). Что она отнимает, что сулит выздоровление.
Мотивирование проникает всю терапию и приводит к формированию саногенной установки. Саногеннная установка оказывается сформированной, когда положительные перспективы, получаемые с выздоровлением(выходом из кризиса), становятся и ощущаются пациентом существеннее потерь, приносимых утратой болезни. Нежеланием жить и активно участвовать в собственном становлении. Существенно, что и перспективы, и потери важны во-первых моральные, а потом физические. То есть и те и другие чаще всего представляются в виде социально-психологических факторов.
Само страдание не является достаточным мотивом для достижения выздоровления. Оно мотивирует деятельность пациента только до облегчения. За которым следует самоуспокоение и срыв.
“Страдание имеет смысл - если человек изменяется.”(Егода Бэкон)
2 этап: терапия поведением и элементами гештальт-терапии
На этом этапе пациент осваивает внутреннее и внешнее поведение, необходимое для выхода из кризисной ситуации. Они сначала учатся быть “свидетелями” своих переживаний, потом эти тягостные переживания удерживать. Это снижает остроту нежелательных переживаний (прекращая бесполезную борьбу с ними). Далее тренируются в создании себе тех необходимых ситуаций. Которых они избегали в острый период кризиса, в которых симптоматика усиливалась или возникала, и тренируются в пребывании в этих ситуациях. Ухудшение состояния “наказывается” увеличением и удлиннением нагрузок с безусловной поддержкой личности пациента психологом и группы остальных пациентов. Улучшение “поощряется” их облегчением или укорочением. В этом этапе пациент учится выделять (фигуры собственного поведения через проекцию) на примере остальных членов группы. На этом этапе уже возможна индивидуальная работа с пациентом в присутствии всей группы. Этап завершается, когда пациент переживает освобождение от невротического симптома, независимости от него - выхода из кризисной ситуации.
3 этап: актуализация и разрешение внешнего конфликта
Необходимость этого
этапа обуславливалась
Этап завершается освоением своих обстоятельств. Оно заключается в принятии их необходимости. Либо в необходимом изменении этих обстоятельств. Такое приспособление и есть разрешение внешних обстоятельств.
4 этап: актуализация и разрешение внутреннего конфликта
задачи:
признание и принятие собственных индивидуальных особенностей;
освоение умения оптимально свои личностные особенности реализовывать (а не бороться с ними), продуктивно использовать свойства, принимаемые за “недостатки” как достоинства;
освоение активной жизненной позиции;
последовательное освоение индивидуалистического, а затем личностного поведения, отличающегося естественностью, внутренней непротиворечивостью.
Заинтересованность пациента в этом этапе определяется не наличием манифестных симптомов, но тем, что его жизнь оказывается цепью трудностей, которые проистекают не из-за особенности условий, а являются следствием его индивидуального жизненного стиля. При истерии этот этап из последнего превращается в первый.
Структура (в группе участвуют пациенты всех этапов работы, с возростным цензом от 13 лет и выше) и ограниченность группы(средний срок пребывании пациентов РКС 4-6 недель), групповые занятия проходят каждый день, максимально возможная загруженность пациентов в процессе реадаптации, индивидуальная “работой над собой” позволяют в течении первых двух недель вывести пациента из кризиса, а последующие провести работу с по прохождению 2 и 3 этапа.
Группа постоянно находится в движении развития от эгоцентрического этапа к подлинно коллективисткому.
Фундаментальные вопросы в суицидальной психокоррекции
Одним из главных аспектов
который рассматривается в
Будучи с одной стороны, инструментом, осуществляющем зависимость жизнедеятельности человека и его организма от нужд, чувств, интересов, ценностей и норм других людей, общества, нравственное чувство, с другой стороны, является регулятором энергетического обеспечения переживания, поведения человека и любой активности его организма. Но каким бы практически выгодным ни выглядело бы поведение, если оно грозит привести к результатам, противоречащим нравственному чувству, такое поведение эмоционально тормозится. Попытки “поведенчески” влиять на нравственное чувство обнаруживают, что трудность не столько в его осознании, но и в том, что оно зависит не от влияния разума, волевых решений, а от отношения к предмету чувства актуальной или прошлой - формировавшей человека - референтной для него группы. Нравственное чувство формируется в своей основе уже в досознательном детстве, но доступно социальному влиянию, развиваясь всю жизнь. Изменение характера референтной группы или ценностей и норм в прошлой группе создавало условия, побуждающие к изменению нравственных оценок. Формирование личности, то есть и неосознанного нравственного чувства, происходит в процессе активного сознательного и неосознанного выбора и освоения той или иной культуры. Подавление инициативы, особенно в детстве, делает освоение культуры, формирование зрелого нравственного чувства невозможным. Оставляет человека не включенным в свою общественную среду, одиноким среди людей, отгороженным от них. Это предопределяет неприспособленность, беспомощность и болезнь. Таким образом, отсутствие в обществе инициативы, индивидуальности делает такое общество антагонистичным человеку, а человека оставляет инфантильным, обиженным на людей, на общество, потребителем , не участвующем в общественном процессе.
Отношения “Родители и дети” - важнейшим компонентом в работе с суцидальными пациетами является осознание последними своих ролей в семейных отношениях. Когда родители не замечают истинных потребностей ребенка в чувственном принятии, в создавшейся атмосфере эмоциональной холодности с ориентацией на формализованные отношения в семье , все это толкает подростка в своем самовыражении и отрицании сложившийся ситуации на крайние меры, в том числе в попытку обращения внимания на собственное существование через самоубийство.
Женская безынициативность - девочки-подростки попадающие на реадптацию в РКС , большей частью безынициативны, воспитанные в системе безусловной греховности своего существования, где каждое “живое” проявление считается необоснованным. И заменяется возможными видами материального благополучия с последующей претензией на невозможность со стороны таких девочек искренних отношений к привычной семейной среде. Предлагая своей дочери, мама безразличная к себе как женщина, “делай как Я!”, создает для такой девочки вариант существования единственно приемлемый для нее самой получает в ответ суицид дочери.
Обесценивание мужчин - превращает
таких девочек в безразличных
не только к себе, но и к другим.
Создает потребительскую
Культ страдания - характерный для России. Отказ от себя, от собственной жизни в пользу проживания жизни мужа , детей, родственников, работы. Страдание оставляет о счастье только мечтать погружаться в грезы собственных или чужих фантазий, но на корню тормозит любую свою активность, которая могла привести к осуществлению своей мечты. Мечтать можно - быть счастливым нельзя...
Примерные сценарии групповой психокоррекции с подростками от 13 лет и женщинами (взрослая группа)
Специфической особенностью групповой работы РКС является решение о создании смешанной группы старших подростков (обычно от 13-14 лет) и женщин.
Занятия проходят пять дней в неделю , по два часа. В специальном тренинговом зале.
Правила группы:
На группе нельзя проявлять агрессию физическим способом по отношению друг к другу
Нельзя употреблять
нецензурные выражения
Нельзя покидать занятие без особой уважительной причины, эмоциональные проявления в любой форме приветствуются и не являются причиной для ухода с занятия
Наличие правила “СТОП”, при невозможности переживания пациентом обращенных к нему высказываний или определенной работы с ним , пациент может самостоятельно остановить все действия направленные к нему
Не рекомендуется обсуждения происходящих событий вне группы с не участвующими в психокоррекции людьми
Участники группы могут вывести из состава “круга” любого другого участника если тот вызывает негативные эмоции, прриэтом существует процедура “голосования” - определяющая возможность остаться выводимому в “круге”, при наличае болшьшинства поддерживающих его пациентов
Любой участник находящийся вне “круга” в любой момент занятия может войти в “круг” самостоятельно . без какой либо процедуры голосования
Занятие.
Занятие начинается . Как
и все последующие с
ПРИЛОЖЕНИЯ
Схема обследования суицидальных пациентов
1 Паспортные данные
1.Ф.И.О. пациента
2.пол
3.Год рождения, возраст
4.№ истории болезни
5.Семейное положение
6.С кем проживает
7..Адрес с указанием района
8.Профессия, квалификация, место работы(учебы) , занимаемая должностть
9.Дата совершения суицдальной попытки
10.Дата начала
11.Дата завершения реадаптационной программы
2 Анамнестические данные
12.Наличие психических заболеваний у родственников (каких, у кого)
13.Наличае алкоголизма у родственников
14.Суициды и суицидальные попытки у родственников(у кого , возраст)
15.Наследственная
16.Состав семьи- полная, неполная, другие варианты
17.Социальное положение родителей
мать - , отец -
18.Личностные качества родителей-
мать- любящая, отвергающая, доминирующая, стеничная, агрессивная, подчиняющаяся, пассивная
отец- любящий, отвергающий, доминирующий, стеничный, агрессивный, подчиняющийся, пассивный
19.Лидерство в семье
20.Конфликт в семье - есть, нет- характер конфликта
21.Положение пациента
в семье (наличие братьев,
22.Неправильные формы семейного воспитания- отсутствовали, потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение и (или) жестокое обращение, гипропротекция, повышенная моральная ответственность, неустойчивость стиля воспитания (сочетание различных форм)
23.Виды наказаний в семье
24.Мотивация при обучении в школе
25.Успеваемость
26.Положение в классе
27.Участие в неформальных
группировках(конкретно в
28.Правонарушения - были или нет, какие конкретно
29.С какого возраста начал трудится где и кем работал, характер адаптации, конфликты по месту работы (учебы)
30.Привычные интоксикации- курение, алкоголь, наркотики - частота употребления, мотив употребления, сексуальная жизнь:
Начало менструаций, поллюций
формы самоудовлетворения
Возраст первого сексуального контакта
Возраст вступления в брак
Мотивы вступления в брак
Половая жизнь вне брака - есть \ нет, мотивы
Социально-бытовые условия
Перенесенные заболевания и др. Вредности, какие конкретно, возраст
Беременности - было - не было, возраст, особенности протекания- роды, аборты осложнения
Характерологические особенности личности -
конформные, астенические, психоастеиические, шизоидные, возбудимые или эпелептоидные, истерические, неустойчивые, типа эмоционально тупых, мозаичные, иные
гипертимные, дистимные, циклоидные, возбудимые, эмотивные, демонстративные, тревожные, застревающие, педантичные, экзальтированные
31. Выраженность
в пределах нормы, акцентуированные, психопатические
Характеристики суицидного поведения
32. Травмы, несчастные случаи в прошлом - были - не было, когда , какие
33 .Непроизвольные