Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:48, курсовая работа
За последнее время в Самарской области возросло количество самоубийств. По сводкам станции Скорой помощи за неделю, в среднем около 10 подростков пытаются самостоятельно уйти из жизни. Это, вероятно, связано с увеличением темпа нашей жизни, подростки, впрочем как и их родители, не справляются с кризисными ситуациями.. В большинстве случаев мы встречались с недоумением взрослых по поводу суицида их детей и растерянность, так как, чаще всего пусковым моментом была, например, незначительная, по мнению взрослых, обида. А она являлась только вершиной айсберга непонимания, длительной фрустрации ребенка.
Введение.
Глава 1. Типология самоубийств. Суицид: теория.
Глава 2. Психология суицидного поведения.
Глава 3. Переживание как способ преодоление критической ситуации.
Идентификация - при проекции - субъект в другом видит себя, то при идентификации - в себе другого.
ПЕРЕЖИВАНИЕ
Переживание в предельно абстрактном понимании - это борьба против невозможности жить, а в каком то смысле борьба против смерти внутри жизни. Но не все, что отмирает или подвергается какой либо угрозе внутри жизни, требует переживания, а только существенное, значимое, принципиальное для данной формы жизни, что образует внутреннюю необходимость.
Топология жизненных миров
Жизненный мир
внутренний мир внешний мир
сложный простой легкий трудный
-----------------1------------
------------------------------
------------------------------
------------------------------
прототипы
Витальность - “теперь и сейчас”, “плод в чреве матери”, любое негативное воздействие “катастрофично”. Человек живет по “принципу удовольствия”, в поведении присущи инфантилизм, гедонизм.
Стремление к предмету потребности, все препятствия внешние. Жизнь по принципу “реальности” - “там и тогда”.
В поведении - беспечность, еще ничего не достигнуто, но уже наверняка гарантированного будущего. Отчаяние - в ситуации несомненного предстоящего неуспеха. Надежда и страх в промежуточных стадиях.
Неистовость, готовность жертвовать, используются любые средства для достижения целей, узость и ограниченность восприятия мира.
В норме - импульсивные влечения, остро возникающие побуждения и стремления, подчиняющее все поведение и сознание т.е. мотив которому нет альтернатив.
“Реальность не слышит убеждений, она непреодолима, борьба бесполезна”.
Отношение к переживанию - терпение, приспособление.
(!) Когда содержание мотива составляет какая либо абстрактная идея, убеждение, мы имеем дело с фанатиком, когда его содержание образует некоторая конкретная идея или даже конкретная вещь или действие - с маньяком.
Сложность внутреннего мира - это “сопряженность” отдельных его единиц (жизненных отношений) во внутреннем пространстве и времени.
Для такого человека внешний мир прозрачен, результат равен цели, воплощение замыслу. В этих условиях любой выбор невозможен и трагичен. Человек живет по принципу “ценности”. Присущи вина и гордость, ценность связана с мотивом. Каждый выбор ведет к необратимым изменениям , за конфликтом следует фрустрация.
Способ переживания - подвиг - отвлечение от трудности мира.
Появляется новообразование - воля, борьба с борьбой мотивов.
Возникающие проблемы - сочетание долго и краткосрочных перспектив, выбора оптимальной точки отсчета в будущем.
Основные переживания - цейтнот, конечность человеческого существования и творческое переживание:
а)Новая ценностная система - в основе новые жизненные замыслы.
б)Освоение и придание собственной индивидуальности позволяющее придать смысл истории своей жизни и найти в ценностной системе идеал самого себя.
в)В реальном чувственно-практическом искоренении зараженности душевного организма отмирающими лже - ценностями (мотивы, установки и т.д.) и одновременно в чувственно-практическом утверждении и воплощении выстраданного идеала.
Стратегия творческого переживании
вопрос о доверии к реальности
готовность к
Отношение к жизненному миру
1 - Гедонизм - игнорирует реальность, искажает и отрицает её, формируя иллюзию удовлетворенности.
2 - Реалистическое - принимает реальность, как она есть, принаравливается, есть прошлое, но нет истории.
3 - Ценностное - признает противоречащую или угрожающую ценности реальность, но не приемлет её - отвергает претензии реальности, прямо и безусловно определяет собой внутреннее содержание жизни и пытается обезоружить её идеальными, симеотическими процедурами. Событие стало - предметом интерпретации и оценки. Ничего не вернешь, но осознав неправоту, повиноваться и раскаяться - значит принять их, как неустранимую реальность собственной жизни и в тоже время ценностно отвергнуть их.
4 - Творческое - строит новую жизненную реальность.
Интервенция как помощь при суициде
Слово “интервенция” происходит от латинских inter (между) и venire (проходить). Суицидальная интервенция, являясь “вхождением между”, представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте с лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом и экзистенциальном кризисе.
Список первых шагов предложенных к суицидальной интервенции:
1.Поиск признаков возможной
опасности: суицидальные
2.Допускание, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он неспособен и не сможет решится на самоубийство. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив угрозу, - ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
3.Установление эмпатических
отношений. Вы можете сделать
гигантский шаг вперед, если станете
на позицию уверенного
4.Эмпатическое слушание.
Суициденты особенно страдают
от сильного чувства
5.Бесконфликтность. Не
спорьте, не проявляете
6.Поиск ядра конфликта.
Задавайте вопросы, следует
7.Поддержка взрослого отношения к случившемуся. Не предлагайте утешений, это только приведет к перекладыванию ответственности за переживание на вас и пассивности в отношении самого суицидента. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация, поддерживайте актуальное переживание не позволяя свести представление клиента о суицидальной попытке к набору рациональных ходов.
8.Поиск витальных ресурсов.
У каждого человека есть что-
9.Поддержка эмоционально.
Вселяйте надежду, работа со
склонными к саморазрушению
10.Оценка степени риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или повешения. Необходимо выявить и другие факторы, алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоционального нарушений и дезорганизации поведения, чувства беспомощности и безнадежности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался.
11.Обращение к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешить непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Самым эффективным является обращение к специалистам психологам и психотерапевтам занимающимися экстренными кризисными ситуациями в специализированных центрах. Необходимо объяснить клиенту необходимость обращения к этим специалистам не теряя время на обход врачей в поликлиниках и медицинских стационарах.
12.Позиция специалиста.
“Почему необходимо умение
подчинять непосредственные этические
реакции профессионально-
Утешение и жалость не совсем то(а часто и совсем не то), что требуется пациенту для преодолевания кризиса.
Житейские советы, на которые, падки пациенты большей частью просто бесполезны или даже вредны для них, потакая их бессознательному стремлению снять с себя ответственность за собственную жизнь.
Психолог вообще не специалист по житейским советам , полученное им образование отнюдь не совпадает с обретением мудрости, и, стало быть , факт наличия диплома не дает ему права делать конкретные рекомендации, как поступать в той или иной жизненной ситуации. И еще: прежде чем обратиться к психологу, пациент обычно обдумал все возможные пути выхода из затруднительного положения и нашел их неудовлетворительными. Нет оснований полагать что, обсуждая с пациентом в той же плоскости его жизненную ситуацию, психологу удастся найти не замеченный им выход. Сам факт такого обсуждения поддерживает в пациенте нереалистические надежды на то, что психолог может решить за него жизненные проблемы, а почти неизбежная неудача ударяет по авторитету психолога, уменьшая шансы на конечный успех его дела, не говоря уже о том, что пациент зачастую испытывает нездоровое удовлетворение от выигранной у психолога “игры”, описанной Э.Берном под названием “А Вы попробуйте. - Да, но...”
Из возможных непосредственных этических реакций на беду другого человека - практическая помощь ему - не может входить в арсенал профессионально психологических действий просто потому, что психолог при всем желании не может улучшить его материальное или социальное положение, исправить внешность или вернуть утраченного близкого человека, т.е. не может воздействовать на внешний, бытийный аспект его проблем.
Все эти моменты очень важны для формирования трезвого отношения пациентов (да и самого психолога) к возможностям и задачам психологической помощи. Однако главная причина, которая заставляет психолога выходить за пределы непосредственного этического реагирования в поисках собственно психологических средств помощи, заключается в том, что человек всегда сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может , как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал.