Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:48, курсовая работа
За последнее время в Самарской области возросло количество самоубийств. По сводкам станции Скорой помощи за неделю, в среднем около 10 подростков пытаются самостоятельно уйти из жизни. Это, вероятно, связано с увеличением темпа нашей жизни, подростки, впрочем как и их родители, не справляются с кризисными ситуациями.. В большинстве случаев мы встречались с недоумением взрослых по поводу суицида их детей и растерянность, так как, чаще всего пусковым моментом была, например, незначительная, по мнению взрослых, обида. А она являлась только вершиной айсберга непонимания, длительной фрустрации ребенка.
Введение.
Глава 1. Типология самоубийств. Суицид: теория.
Глава 2. Психология суицидного поведения.
Глава 3. Переживание как способ преодоление критической ситуации.
Виды фрустрированного поведения
1) двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции
2) апатия
3) агрессия и деструкция
4) стереотипия - тенденция
к слепому повторению
5) регрессия - как обращение к поведенческим моделям , доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида, либо как “примитивизация” поведения или как падение качества исполнения.
1- Мотивосообразность - заключается
в наличие осмысленной
2- Организованность поведения какой бы то ни было целью, независимо от того, ведет ли достижение этой цели к реализации указанного мотива.
Типология “состояний” поведения
ПОВЕДЕНИЕ
Мотивособразность Организованность целью
( -- ) ( + ) ( + ) ( -- )
-----------------------1------
------------------------------
------------------------------
------------------------------
Заведомо не фрустрированное
Псевдофрустрация - умышленно закатив истерику, в надежде добиться своего человек теряет контроль над своим поведением, он не волен остановиться, вообще регулировать свои действия. Произвольность, т.е. контроль со стороны воли утрачен, однако это не значит, что полностью утрачен контроль со стороны сознания. Т.к. поведение более не организованно целью, оно теряет психологический статус целенаправленного действия, но тем не менее сохраняет статус средства реализации исходного мотива ситуации – истерические реакции, образованные в результате “добровольного усиления рефлексов”.
Характерна утрата связи, через которую от мотива передается действию смысл. Человек лишается сознательного контроля над связью своего поведения с исходным мотивом: хотя отдельные действия его остаются целенаправленными, он действует не ради чего-то, а в следствие чего-то .
“Катастрофическое поведение”,
не контролируется ни волей, ни сознанием
субъекта.Оно и
1 тип - ситуация затрудненности, остальные - фрустрации.
Категориальное поле
понятия “фрустрация” задается категорией
деятельности. Это поле может быть
изображено как жизненный мир, главной
характеристикой условий
КОНФЛИКТ - это столкновение чего-то с чем-то. Два основных вопроса теории конфликта - что именно сталкивается в нем и каков характер этого столкновения. Внутренняя необходимость или устремленность активности сознания состоит в достижении согласованности и непротиворечивости внутреннего мира. Сознание призвано соизмерять мотивы, выбирать между ними, находить компромиссные решения и т. д., словом, преодолевать сложность. Критической ситуацией здесь является такая, когда субъективно невозможно ни выйти из ситуации конфликта, ни разрешить ее, найдя компромисс между противоречащими побуждениями или пожертвовав одним из них.
КРИЗИС - Дж.Каплан описал стадии кризиса
1) первичный рост напряжения,
стимулирующий привычные
2) дальнейший рост
напряжения в условиях, когда
эти способы оказываются
3) еще большее увеличение
напряжения, требующее мобилизации
внешних и внутренних
4) повышение тревоги
и депрессии, чувства
Кризис может кончится на любой стадии , если опасность исчезнет или обнаружится решение.
Системообразующей категорий концепции кризисов должна состоять категория индивидуальной жизни, понимаемой, как развертывающееся целое, как жизненный путь личности. Собственно говоря, кризис - это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути.
Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим “органом”, проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является - ВОЛЯ.
Воля - это орудие преодоления “умноженных” друг на друга сил трудности и сложности. Когда перед лицом событий, охватывающим важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный изолированный момент, а в принципе в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация - кризис.
Два рода кризиса
Может серьезно затруднить и осложнить реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность.
Собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности - метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа - Я.
Онтологическое поле |
Тип активности |
Внутренняя необходимость |
Нормальные условия |
Тип ситуации Критической |
Витальность |
жизнедеятельность организма. |
Здесь и теперь удовлетворение жизненных благ. |
Непосредственная данность |
СТРЕСС |
Отдельное. жизненное отношение |
деятельность |
Реализация мотива |
трудность |
ФРУСТРАЦИЯ |
Внутренний мир |
сознание |
внутренняя согласованность |
сложность |
КОНФЛИКТ |
Жизнь как целое . . |
воля |
реализация жизненного замысла |
трудность и сложность |
КРИЗИС |
Защитные процессы стремятся
избавить индивида от рассогласованности
побуждений и амбивалентности чувств,
предохранить его от осознания нежелательных
или болезненных содержаний а, главное,
устранить тревогу и напряженно
Способы защиты по З.Фрейду
Регрессия
Подавление
Реактивные образования
Изоляция
Отрицание
Обращение против себя (ретрофлексия)
Проекция
Интроекция
Реверсия
Характеристики “удачных” и “неудачных” процессов переживания
Характеристики |
Защита |
Совладание |
Основные цели: |
Устранение, предотвращение или смягчения неудовольствия |
приспособление к позволяющее удовлетворить потребность |
Характер протекания: Произвольность, сознательность |
вынужденные, автоматические большей частью неосознаваемые и ригидные процессы |
целенаправленные, во многом осознаваемые и гибкие процессы |
Отношения к внешней и внутренней реальности |
отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от неё, самообман |
ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации
|
Дифференцированность |
формы поведения, не учитывающие целостной ситуации, действующие “напролом”
|
реалистический учет целостной ситуации умение пожертвовать частным и сиюминутным. Способность разбить всю проблему на мелкие потенциально разрешимые задачи |
Отношение к помощи в ходе переживания |
либо отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, либо стремление возложить все на помогающего, самоустранив- шись от решения собственных проблем |
активный поиск и принятие помощи
|
Результаты, следствия и функции |
иногда невроз, частное улучшение (нпр. Локальное снижение напряжения, субъективная - интеграция поведения, устранение неприятных и болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса, объективной дезинтеграции поведения. Спасают от потрясения, предостав- ляя субъекту время для подготовки других, более эффективных спосо- бов переживания - |
обеспечивают, упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами - |
Носители переживания - любая психическая функция, любой психический процесс или качество могут приобретать при определенных условиях компенсаторное значение, т.е. выполнять работу переживания.
Энергетическая парадигма
Отнятие энергии у некоторого содержания сознания, отделение от объекта или идеи, соответствующей ей “суммы возбуждения” является одной из важнейших гипотез психоаналитической теории защитных процессов. У Ф.В.Березина тоже в основе “интрапсихической адаптации” - “снижение уровня побуждения”. Смысл его состоит в устранении тревоги, вызванной угрозой ( действительной или только кажущейся) существенными устремлениями человека, за счет снижения уровня побуждения этих устремлений.
Разрядка энергии - иллюстрирует механизм “катексирования” - придание психической энергии действиям, объектам или идеям. Процесс овладение этой операцией предстает, как развитие исскуства самомотивирования.
Перевод энергии - операция не является суммой операций отнятия и придания энергии. Перенос энергии со одного психического содержания на другое не обязательно связан с уменьшением заряженности первого.
Перевод энергии имеет два основных вида - перенос её от одного содержания (мотива, действия , идеи) к другому. Переход - из одной формы в другую.
Механизм “трансформации импульса” - “способность переводить энергию импульса, маскируя его посредством символизации, в его противоположность”
В защитной функции это - “реактивное образование”, трансформацию импульса в его противоположность с возможным прорывом первичного импульса, который как обычно считается, при этом не трансформируется.
К операциям переноса энергии может быть отнесен так же механизм “сдвига мотива на цель”.
Порождение энергии - эстетический катарсис, успех, достижение, удача, как бы энергопотенциал человека, что выражается в постановке более высоких целей и способности преодолевать большие трудности и препятствия.
Пространственная парадигма.
Содержательно-психологические измерения
Сознательное-бессознательное,
интрапсихическое-
вытеснение - топически-динамическое Сознательное-бессознательное,
проекция и инроекция интрапсихическое-
В пространстве деятельности
- замещение - представление о такой
связи между двумя
Формально-топические измерения
Удаление-приближение, расширение-сужение
Направлении - исчерпывающий, одновременный ответ на свою причину, но ориентированный не на неё, а в сторону, на посторонний объект, и механизм переключения.
Расширение-сужение психологиче
Размыкание - замыкание психологического пространства - в отгорожении, отделении, возведении барьеров в межличностном общении или наоборот в преодолении этих барьеров, раскрытии себя.
Расстояние - (интерпсихическое) - отдаление от людей, ценности,
(интрапсихическое) - изоляции,
вытеснения, “дискриминации” - способность
отделить идею от чувства,
Временная парадигма
Временное контрастирование
- соотнесение переживаемых событий
с действительными или
Перемещение события в долговременную перспективу рассматривается субъектом не в сравнении с другим событием, а на фоне длительной перспективы. Если произошла фиксация - нпр. печаль. Если нет - безразлично настоящее и будущее.
Генетическая парадигма
Регрессия - защитный механизм, посредством которого субъект стремится избежать тревоги возвращаясь на более ранние стадии либидозного развития или развития Я.
Катарсис - выполняет работу переживания и одновременно развивает личность.
Интроекция - работает как защита, но и повышает автономию.
Сублимация - примитивные импульсы не просто комуфлируются, а действительно трасформируются, и эта трансформация развивающая.
Информационно-когнитивная парадигма
“ОЦЕНКА” и “ИНТЕРПРИТАЦИЯ”
! !
пристрастие беспристрастно
<.............................
интеллектуальная форма - (кроме сравнения, обобщения, умозаключения), операция причинного истолкования событий. - очень ярко в рационализации - приписывание логических резонов или благовидных оснований поведению, мотивы которых неприемлемы или неизвестны, или как оправдание перед другими или самим собой, своей несостоятельности.
Перцептивная форма - отрицание, проекция, идентификация.
Отрицание - процесс устранения травмирующих восприятий внешней реальности. Противопоставляется вытеснению, как защите против душевной боли, вызванной внутренним инстинктивным требованиями.