Психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрения механизмов поведения личности в коллективе, а также рассмотрения понятия коллектив как социальная группа.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить сущность понятия коллектива;
- рассмотреть стадии формирования и структуру коллектива;
- описать психологические механизмы поведения;
- рассмотреть внешние и внутренние регуляторы поведения личности.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Измерение групповой  сплоченности основано на различном  понимании ее природы и происхождения.

Во-первых, сплоченность может рассматриваться как эмоциональное  явление. В этом случае используется два подхода. Первый – измерение  эмоциональной привлекательности  членов группы. Он строится на предположении: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа в целом, тем выше индекс групповой сплоченности. Методический аппарат представлен либо социометрической техникой в различных вариантах, либо специальными шкалами симпатии. Социометрический коэффициент групповой сплоченности – это частное от деления числа взаимных положительных выборов на теоретически возможное их количество. Второй методический подход – изучение эмоциональной оценки группы в целом – представлен техникой шкал – вопросов. В одних случаях членов группы просят дать общую оценку группы, «Насколько привлекательна для Вас эта группа?», «В какой степени Вы привязаны к членам данной группы?» В других – оценивают привлекательность собственного членства в ней: «Хотите ли Вы остаться членом данной группы?», «Будь у Вас возможность выполнять ту же самую работу и за ту же самую плату другой группе, что бы Вы сказали насчет перехода?» Итоговые показатели определяются путем усреднения индивидуальных данных. Столь «лобовые» вопросы не всегда позволяют надеяться на искренние ответы.

Во-вторых, исследователи  рассматривают сплоченность как  результат согласия, сходства ценностных ориентаций и взглядов. Человек стремится  к людям и группам, с установками  и позициями которых он солидарен. С одной стороны, поиски согласия с мнением других людей обусловлены потребностью в социальном признании, обеспечивающем личности защищенность и эмоциональный комфорт. Такой позиции придерживается, например, Т. Ньюком, в работах которого понятие «согласие» занимает особое место. С другой стороны, необходимость согласия объясняется спецификой внутригруппового «бытия» человека: человек по необходимости взаимосвязан с другими в процессе реализации цели, а совместный успех зависит от согласованности мнений о цели и средствах ее достижения. Существуют различные методы оценки согласия в группе.

В-третьих, в качестве основы сплоченности рассматривается степень удовлетворения потребностей индивида в группе. Чем больше нужд удовлетворяется в группе, тем выше мотивация участвовать в такой группе, поэтому такой вид сплоченности называют мотивационной сплоченностью. Среди основных потребностей, которые может удовлетворить субъект в группе называются такие : в принадлежности, в общении, в помощи и защите, во власти, престиже, в уважении и самореализации, материальные потребности. Для повышения сплоченности необходимо создание системы мотивации, создание стимулов, системы награждения и поощрения.

Поскольку, группа сплочена лишь при условии, если приверженность индивидов к ней сильнее тяготения  к другим группам, важным для развития сплоченности является наличие корпоративного духа в организации. При этом часто внутригрупповая симпатия и сплоченность сопровождаются антипатией и враждебностью к другим группам. М. Дойч, в частности, установил, что ситуация межгруппового соревнования стимулирует внутригрупповую сплоченность.

К последствиям роста  групповой сплоченности можно отнести:

1) сохранение группового  членства, уменьшение числа уходов из группы;

2) усиление влияния,  оказываемого группой на отдельных индивидов;

3) возрастание участия каждого в жизни группы;

4) рост индивидуальной  адаптации к группе и переживание чувства личной безопасности (снижение тревожности, рост самооценки).

Связь групповой сплоченности и продуктивности группы неоднозначна. Рост сплоченности сам по себе не обязательно увеличивает ее продуктивность. Как минимум, два фактора влияют на взаимосвязь этих переменных. Во-первых, принятые в группе нормы, это значит, что если групповые нормы предусматривают низкий уровень эффективности деятельности, то члены высокосплоченных групп в большей мере будут препятствовать ее росту, чем члены низкосплоченных групп. Во-вторых, мотивация к групповой деятельности, оказывается, что продуктивность и сплоченность имеют тенденцию позитивной связи в случае высокой мотивации членов группы на групповое взаимодействие, на взаимное усиление.

По мнению С. Кратохвила, групповой сплоченности содействуют:

1. Удовлетворенность  личных потребностей индивидов в группе или при помощи группы.

2. Цели всей группы, которые находятся в согласии  с индивидуальными потребностями;  взаимная зависимость при работе над конкретными задачами.

3. Выгоды, вытекающие  из членства в группе и ожидание  несомненной пользы от него.

4. Разного рода симпатии  между членами группы, их взаимное тяготение.

5. Мотивировка каждым  участником своего членства, включая  усилия, которые он приложил, чтобы попасть в группу.

6. Дружески располагающая атмосфера.

7. Престиж группы, при  одновременном повышении престижа  индивидуума во время его членства в группе.

8. Влияние групповой  деятельности: а) притягательность  действий (интересные, веселые, увлекательные действия, ведущие к совместному переживанию позитивных эмоций); б) групповые технические приемы, направленные непосредственно на поддержку сплоченности, например, образование узкого круга, в котором все участники держатся за плечи и сосредотачиваются на чувстве сплоченности.

9. Соперничество с иной группой или группами.

10. Вражда, неприязнь и  отрицательное отношение общества (замкнутость сект и фракций).

Факторы, способствующие развитию и формированию групповой  сплоченности:

  • совпадение целей, ценностей и взглядов членов группы;
  • примерно одинаковый социальный и возрастной состав группы;
  • атмосфера доброжелательности
  • интересная всем совместная деятельность, направленная на достижение общих целей;
  • Реальный авторитет лидера
  • Наличие эффекта соревнования (даже неофициального) с другой группой
  • Непростой путь вхождения в группу
  • Справедливое распределение денежных средств и бонусов
  • Успешность группы в достижении поставленных целей

Что может служить  причинами снижения уровня сплоченности коллектива:

  • распад группы на мелкие подгруппы, часто с эффектом негласного соревнования между собой;
  • близкие отношения между членами группы (дружба, любовь) или наоборот внезапно возникшая неприязнь между отдельными членами;
  • Ошибки в неправильный стиль управления руководителя группы
  • отсутствие единой цели, объединяющей всех сотрудников, вялая динамика развития совместной деятельности, организованной ведущим; вялая динамика развития совместной деятельности.

Совершенно  очевидно, что сплоченность представляет собой признак коллектива только в сочетании с направленностью на достижение социально значимых целей, поскольку без такой направленности она может встречаться и в других типах групп (например, в корпорациях). Направленность коллектива проявляется не только в целях, им выбранных, но и в подчинении этим целям взаимоотношений в коллективе, в доминировании коллективистических взаимоотношений в деловой и личной сферах общения. А.С.Макаренко указывал, что «там, где есть организация коллектива, там…вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости»[17,85].

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3 Внешние и внутренние регуляторы  поведения личности в коллективе

 

Социальное  поведение личности – сложное  социальное и социально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируется определенными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование; оценивание; поддержание; защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность.

Внешние факторы регуляции поведения.

Личность включена в сложную систему общественных отношений. Все виды отношений: производственные, нравственные, правовые, политические, религиозные, идеологические определяют реальные, объективные, должные и  зависимые отношения людей и  групп в обществе. Для осуществления этих отношении существуют многообразные виды регуляторов.

Широкий класс  внешних регуляторов занимают все  социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:

· общественное производство, 

· общественные отношения,

· социальные движения,

· общественное мнение,

· социальные потребности,

· общественные интересы,

· общественные настроения,

· общественное сознание,

· социальная напряженность,

· социально-экономическая  ситуация.

К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.

Более узкий  объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления. Прежде всего такими регуляторами выступают: большие социальные группы (этнос, классы, слои, профессии, когорты); малые социальные группы (общность, группа, сообщество, коллектив, организация, оппонентный круг); групповые явления – социально-психологический климат, коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение, напряженность, межгрупповые и внутригрупповые отношения, традиции, групповое поведение, сплоченность группы, референтность группы, уровень развития коллектива[3,185].

К общим социально-психологическим  феноменам, регулирующим социальное поведение, относятся, символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы.

К личностным составляющим социально-психологических регуляторов  относятся: социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность.

Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы. Их обстоятельны и анализ содержится в трудах М.И. Бобневой (Бобнева, 1978). Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкционирования, по механизмам распространения, по социально-психологическим механизмам действия. Например, правовые нормы вырабатываются, формулируются, утверждаются специальными государственными учреждениями, устанавливаются специальным законодательным путем, поддерживаются государством. Они всегда вербализированы, отражены в словесных конструкциях, объективированы в сводах законов, кодексах, уставах, отражены в нормативных актах.

Кроме писаных  и неписаных общечеловеческих норм, которые позволяют оценивать  поведение, регулировать его, существуют нормы, принятые в той или иной общности. Эта общность может быть как формальной, так и неформальной, иногда достаточно узкой по своему составу. Часто эти нормы регулируют отрицательные, с точки зрения большинства и государства, асоциальные формы поведения. Это – групповые нормы, регулирующие поведение отдельных групп и личностей. На основании этого, например, противоправное, преступное поведение относится к разряду нормативного поведения, т. е. регулируемого определенными нормами.

Этические нормы  – нормы морали и нравственности – складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости). Основным критерием нравственности тех или иных норм является проявление в них отношения человека к другому человеку и самому себе как подлинно человеческому существу – личности. Моральные нормы – это, как правило, неписаные нормы поведения. Моральные нормы регулируют общественное поведение, групповое и личное.

Наряду с  социальными нормами макрогрупп, нормами политическими, правовыми, этническими, культурными, моральными, нравственными, существуют нормы многочисленных групп – как организованных, реальных, формализованных в той или иной структуре общества или общности, так и номинальных, неорганизованных групп. Эти нормы не носят всеобщего характера, они производны от социальных норм, это частные, особенные, вторичные образования. Это групповые, социально-психологические нормы. Они отражают как характер, содержание и форму более общих форм, так и специфику природы общности, группы, характер, форму, содержание отношений, взаимодействий, зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условии и целей.

Информация о работе Психология управления