Психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрения механизмов поведения личности в коллективе, а также рассмотрения понятия коллектив как социальная группа.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выявить сущность понятия коллектива;
- рассмотреть стадии формирования и структуру коллектива;
- описать психологические механизмы поведения;
- рассмотреть внешние и внутренние регуляторы поведения личности.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Групповые нормы  социального поведения личности могут быть формализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный, фиксированный, внешне представленный) характер нормативной регуляции поведения представлен в организации как основной форме социального объединения людей. В ней существует определенная система зависимых и должных отношений. Все организации используют разнообразные нормы: стандарты, модели, шаблоны, образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений. Эти нормы регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают, побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимодействий и взаимоотношений людей, в деятельности организации как целостного социального образования.

Внутренние  регуляторы поведения.

В системе воздействий  внешних, объективно существующих факторов детерминации социального поведения  личность выступает как объект социальной регуляции. Но главным при изучении социального поведения является понимание того, что личность – это не только субъект социального поведения, но и субъект регуляции этого поведения. Все психические явления выступают в двойном своем качестве: они результат детерминации внешних воздействий и определяют поведение и деятельность человека. Эти два плана объединены в главных функциях психического: отражения, отношения и регуляции.

Регулятивная  функция психического в поведении  и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в разных блоках психических явлений. Самые крупные блоки: психические процессы, психические состояния и психологические качества.

В составе психических  процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведения информацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей (в совместной деятельности и общении – как формах социального поведения) является устная и письменная речь (язык выступает внешним регулятором поведения). Внутренняя речь – один из психологических (интимных) регуляторов личного поведения. В составе психических процессов специфические регуляционные нагрузки несут такие явления, как инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач. Обобщающим когнитивный блок регуляторов является субъективное семантическое пространство[6,192].

Психические состояния  составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения. Сюда относятся – аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация.

Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального  поведения. Эти качества существуют в двух формах – личностные свойства и социально-психологические качества личности. К первым относятся – внутренний локус контроля – внутренняя причинность, смысл жизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы. К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся: диспозиции, мотивация достижения, социальная потребность, аттракция, целевые установки, оценки, жизненная позиция, любовь, ненависть, сомнения, симпатии, удовлетворенность, ответственность, установка, статус, страх, стыд, тревожность, атрибуция.

К собственно регуляционному блоку психических явлений относится  мотивационно-потребностная и волевая сферы личности. Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение

Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе  группы, объединенной по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались. Это  не означает, что они постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу, главное здесь - включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции - подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.

Группа может выступать  в качестве управляющей, управляемой  или самоуправляемой структуры  с различной степенью сплоченности ее членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов.

Коллектив - это  относительно самостоятельное развивающееся  явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. Очень важно руководителю ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Формирование коллектива проходит 7 стадий: притирка, «дворцовый» переворот, результативность, эффективность, мастерство, старение и смерть.

Коллектив может, как положительно влиять на личность,  так и отрицательно. Это зависит  от механизма поведения самой  личности в коллективе.

Поведение личности в коллективе осуществляется с помощью  механизмов поведения, таких как  – групповое давление и групповая сплоченность.  Групповое давление делится на феномен большинства и феномен меньшинства.

Поведение личности в коллективе включается в широкую систему социальной регуляции. По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные, социально-психологические и личностные факторы регуляции. 

Кроме того, разделение может  идти и по параметру объективного (внешнего) – субъективного (внутреннего). В действительности между объективными (внешними) и субъективными (внутренними) регуляторами существует постоянная взаимосвязь.

Внешние регуляторы выступают  как внешние причины социального  поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той  призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант. Усвоение человеком выработанных норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент. Однако человек не только усваивает внешне заданные, но и вырабатывает личностные нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список использованных источников информации:

    1. Андреева, Г.М. Социальная психология – М: 2009 – 463с.
    2. Белинская Е.П. Социальная психология личности – М., 2005 – 301с.
    3. Бэрон Р.  Социальная психология группы: процессы, решения, действия – М., 2003 – 272с.
    4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов.– М.,  2005 – 624 с.
    5. Забродин Ю.М. Психология личности и управления человеческими ресурсами – М.: Дело, 2002. – 299с.
    6. Карташова Л.В. Поведение в организации – М.: 2007 – 258с.
    7. Кишкель Е. Н. Социология и психология управления. - М., 2005. – 120с.
    8. Крысько В.Г. Социальная психология - М., 2005 – 221с.
    9. Майерс Д. Социальная психология – М., 2008 – 752с.
    10. Московичи С. Век толп – М., 1998 – 440с.
    11. Психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н. Лавриненко – М., 2005 – 415с.
    12. Рогов Е. И. Психология группы. - М., 2005. – 312с.
    13. Свенцицкий А. Д. Социальная психология управления. - М., 2000 – 210с.
    14. Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2002 – 335 с.
    15. Социальная психология / учебное пособие / под ред. А.Л. Журавлев. – М., 2006.– 351 с.
    16. Урбанович А.А. Психология управления / учебное пособие - М., 2003 – 364с.
    17. Хрестоматия по психологии / учебное пособие / под ред. Петровского А.В. – М., 2005 – 475с.

 


Информация о работе Психология управления