Психолого - педагогические основы игровой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела и отмечал пользу словесных игр для совершенствования интеллектуальных способностей. [2. с298]
То есть об обучающих и развивающих возможностях игры известно давно.
Многие выдающиеся педагоги и психологи справедливо обращали внимание на эффективность их использования в процессе обучения. В частности, А.С. Макаренко считал, что "хорошая игра" обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, победы или эстетическую), а кроме того полагает определённую ответственность на её участников.

Содержание работы

Реферат………………………………………………………………………….
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности
Понятие об игре и игровой деятельности………………………….
Игровая деятельность и её значение в дошкольном возрасте……
Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи
2.1 Методика экспериментального исследования…………………….
2.2 Результаты исследования……………………………………………
Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.82 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ       УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

Факультет педагогический

Кафедра психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине специальная  психология

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журавлёва Яна Эдуардовна,

4 курс, 41 ДОЛ группа 

 

Руководитель:

Лауткина Светлана Владимировна

доцент кафедры психологии

 

 

 

 

Витебск, 2013

 

 

Содержание

 

Реферат………………………………………………………………………….

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения игровой деятельности

      1. Понятие об игре и игровой деятельности………………………….
      2. Игровая деятельность и её значение в дошкольном возрасте……
      3. Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями………………………………………………………….

Глава 2. Экспериментальное  изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи

2.1 Методика экспериментального  исследования…………………….

2.2 Результаты исследования……………………………………………

Глава 3. Разработка комплекса  коррекционно-развивающих упражнений

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Курсовая работа 42с., 2 табл., 2 рис., 31 ист.

 

Перечень ключевых слов: ИГРА, ДОШКОЛЬНИК, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Цель исследования: выявить  особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объект исследования: игровая  деятельность.

Предмет исследования: особенности  игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями.

Методы исследования: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, статистический.

Теоретическая значимость работы состоит в определении основных особенностей игровой деятельности детей с нарушениями речи.

Практическая значимость исследования заключается в возможности  дальнейшего применения комплекса  упражнений на совершенствование игровой  деятельности в работе с детьми, имеющими нарушения речи, а также  в возможности использования  полученных данных в процессе подготовке специалистов (логопедов, специальных психологов, воспитателей ДУ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Игра - одно из замечательных  явлений жизни, деятельность, как  будто бесполезная и вместе с  тем необходимая. Невольно чаруя  и привлекая к себе как жизненное  явление, игра оказывается весьма серьёзной  и трудной проблемой для научной  мысли.

 

С.Л. Рубинштейн. [2. с 485]

 

Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним  из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного  равновесия, гармонии души и тела и отмечал пользу словесных игр для совершенствования интеллектуальных способностей. [2. с298]

То есть об обучающих и  развивающих возможностях игры известно давно.

Многие выдающиеся педагоги и психологи справедливо обращали внимание на эффективность их использования  в процессе обучения. В частности, А.С. Макаренко считал, что "хорошая  игра" обеспечивает высокую эффективность  любой деятельности и вместе с  тем способствует гармоничному развитию личности, так как обязательно  содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или  духовное), доставляет радость (радость  творчества, победы или эстетическую), а кроме того полагает определённую ответственность на её участников.

В игре особенно полно и  порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для  ребёнка - это мощная сфера так  называемой "самости" - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

 

Что касается детей с речевыми нарушениями, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое  воздействие на коррекцию их первичных  и вторичных недостатков.

 

Игра оказывает большое  влияние на коррекцию и развитие речи, поскольку сама игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённого  в неё, определённой способности  к коммуникации, использования средств  родного языка.

 

Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - дошкольного, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.

 

Однако и сама игровая  деятельность изначально требует от ребёнка определённого уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных  навыков, способности к определённым волевым усилиям, которые у детей  с недостатками речи зачастую оказываются  нарушенными.

 

Для того чтобы своевременно скорректировать несовершенства игровой деятельности у дошкольников данной категории, психологу необходимо иметь представления об актуальном уровне развития их игры.

 

Некоторые стороны игровой  деятельности дошкольников с нарушениями  речи раскрыты в работах таких  исследователей, как Г. А Волкова [4], В.П. Глухов [8], Т.Б. Филичева [35], В.И. Селиверстов [13], и другие. Возможность коррекции  и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких  детей через игровую деятельность экспериментально доказана в исследованиях  О.В. Герасимовой и Т.А. Бочкарёвой [7], Е. Смирновой, Л. Галиузовой, С. Мещеряковой [29], О.А. Козыревой [15] и многих других учёных. Однако большинство современных исследователей по проблеме носит эпизодических характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения игровой деятельности

 

 

1.1 Понятие об игре и  игровой деятельности 

 

 

 

Анализируя игру как вид  деятельности, следует, прежде всего, выяснить её природу. Необходимо отметить, что по данному вопросу в отечественной и зарубежной психологии имеются различные точки зрения.

 

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий учённый К. Гросс. Он рассматривал игру как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичную форму приобщения человека к социуму. [24. с.55] то есть, по К. Гроссу в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям жизни (" теория предупреждения" [26. с.127].

 

Основное достоинство  теории К. Гросса, по мнению С.Л. Рубинштейна, заключается в том, что " она  связывает игру с развитием и  ищет смысл её в той роли, которую  она в развитии выполняет"; основным же недостатком этой теории является то, что она " указывает лишь " смысл" игры, а не её источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть". [28. с.490].

 

В теории игры, сформулированный Г. Спенсором, который, в свою очередь, развивал мысль В. Шиллера, усматривается источник игры в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре.

 

С позицией данной теории успешно  объясняется огромный интерес к  игре детей дошкольного возраста, которые в силу возрастных особенностей ещё не вовлечены ни в трудовую, ни в учебную деятельность [16. с.107]. Но как справедливо отмечает С.Л. Рубинштейн, " наличие запаса неизрасходованных  сил не может объяснить направление, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомлённый человек, переходя к игре как к отдыху" [28. с.491].

 

Ряд исследователей (У. Магдауголл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх и др.) выдвигали тезис, что игра - это некий " социальный инстинкт", присущий каждому человеку.

 

Большой популярностью до сих пор пользуется теория игры как  самовыражения (Ж. Пиаже и др.).

 

Представители культороведческого подхода (например, И. Хейдинге) считают, что игра украшает жизнь, дополняет её, вследствие чего является жизненно необходимой каждому человеку. [24. с.55].

 

Немецкий психолог К. Бюллер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения "функционального удовольствия".

 

В. Штерн признавал социальную обусловленность сюжетов игр, однако, вместе с тем считал игру явлением биологическим по своей природе. Этот психолог писал по поводу игры: " Здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что  у детей самых различных стран  и эпох, несмотря на все противоположности  в окружающих условиях, всегда пробуждается на определённых ступенях возраста одинаковые инстинкты игры. Так, игры, связанные  с бросанием, игры в куклы, игры в  войну, безусловно, выходят из рамок  времени и пространства, социального  слоя, национальной дифференцировки, прогресса  культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты  движения, попечения, борьбы, может  изменяться вместе со средой; но общие  игры остаются неизменными". (Штерн, 1922) цитата по книге [36. с.64].

 

Представители фрейдизма  видят в игре выражение глубинных  инстинктов или влечений, вытесненных  из жизни желаний, поскольку в  игре часто переживается то, что  человеку по каким - либо причинам не удаётся  реализовать в жизни.

 

Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизненных обстоятельств, с которыми он не в силах совладать. [1. с.6].

 

По мнению американского  психолога М. Кордуэлла, термин " игра" вообще трудно определить, а тем более сложно выявить природу игры, так как " критерии определения являются условными". [15. с.113]. Такие критерии, как настроение, степень возбуждения, вид деятельности и другие, по мнению этого автора, подвержены субъективным оценкам: " Наблюдатели могут только гадать о функциях конкретной деятельности, следовательно, мы можем сказать, что ребёнок играет, просто потому, что сами классифицируем его поведение таким образом". [15. с 113].

 

То есть западные исследователи  исходят, как правило, из понимания  биологической (инстинктивной, врождённой) или преимущественно природы  игры.

 

В отечественной психологии теорию игры, исходящую из признания  её социальной природы разрабатывал Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие.

 

Связывая игру с ориентировочной  деятельностью Д.Б. Эльконин [39. с.23] определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. В отношении природы игры отмечает: "…. Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношений между людьми показывает, что игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни детей, но она социальна и по своему внутреннему содержанию и не может быть биологическим явлением по своей природе. Игра социальна по своему содержанию, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребёнка в обществе".

 

Итак, в зарубежной и отечественной  психологии сложились различные  взгляды на сущность, назначение и  природу (биологическую или социальную) игры. Однако практически все исследователи, независимо от того, какую психологическую  школу и какое течение они  представляют, сходятся во мнении, что  игра - это важнейшее средство развития мотивационно - потребностной сферы, средство познания, развития умственных возможностей, нравственных качеств личности.

 

И особое важное значение игра имеет для развития ребёнка дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Игровая деятельность  и её значение в дошкольном  возрасте 

 

Дошкольное детство - достаточно большой отрезок жизни ребёнка.

 

Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой " неудержимостью онтогенического потенциала к развитию". [19. с.163]. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений не только через общение с близкими взрослыми, но и через игровые и реальные отношения со сверстниками. [9. с.74].

Информация о работе Психолого - педагогические основы игровой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи