Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:55, курсовая работа
Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела и отмечал пользу словесных игр для совершенствования интеллектуальных способностей. [2. с298]
То есть об обучающих и развивающих возможностях игры известно давно.
Многие выдающиеся педагоги и психологи справедливо обращали внимание на эффективность их использования в процессе обучения. В частности, А.С. Макаренко считал, что "хорошая игра" обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, победы или эстетическую), а кроме того полагает определённую ответственность на её участников.
Реферат………………………………………………………………………….
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности
Понятие об игре и игровой деятельности………………………….
Игровая деятельность и её значение в дошкольном возрасте……
Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи
2.1 Методика экспериментального исследования…………………….
2.2 Результаты исследования……………………………………………
Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М.
Факультет педагогический
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине специальная психология
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРШЕНИЯМИ РЕЧИ
Журавлёва Яна Эдуардовна,
4 курс, 41 ДОЛ группа
Руководитель:
Лауткина Светлана Владимировна
доцент кафедры психологии
Витебск, 2013
Содержание
Реферат……………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи
2.1 Методика экспериментального исследования…………………….
2.2 Результаты исследования…………………
Глава 3. Разработка комплекса
коррекционно-развивающих
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………
Реферат
Курсовая работа 42с., 2 табл., 2 рис., 31 ист.
Перечень ключевых слов: ИГРА, ДОШКОЛЬНИК, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Цель исследования: выявить
особенности игровой
Объект исследования: игровая деятельность.
Предмет исследования: особенности игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями.
Методы исследования: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, статистический.
Теоретическая значимость работы состоит в определении основных особенностей игровой деятельности детей с нарушениями речи.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего применения комплекса упражнений на совершенствование игровой деятельности в работе с детьми, имеющими нарушения речи, а также в возможности использования полученных данных в процессе подготовке специалистов (логопедов, специальных психологов, воспитателей ДУ).
Введение
Игра - одно из замечательных
явлений жизни, деятельность, как
будто бесполезная и вместе с
тем необходимая. Невольно чаруя
и привлекая к себе как жизненное
явление, игра оказывается весьма серьёзной
и трудной проблемой для
С.Л. Рубинштейн. [2. с 485]
Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела и отмечал пользу словесных игр для совершенствования интеллектуальных способностей. [2. с298]
То есть об обучающих и развивающих возможностях игры известно давно.
Многие выдающиеся педагоги
и психологи справедливо
В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка - это мощная сфера так называемой "самости" - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.
Что касается детей с речевыми нарушениями, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое воздействие на коррекцию их первичных и вторичных недостатков.
Игра оказывает большое влияние на коррекцию и развитие речи, поскольку сама игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённого в неё, определённой способности к коммуникации, использования средств родного языка.
Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - дошкольного, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.
Однако и сама игровая деятельность изначально требует от ребёнка определённого уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определённым волевым усилиям, которые у детей с недостатками речи зачастую оказываются нарушенными.
Для того чтобы своевременно скорректировать несовершенства игровой деятельности у дошкольников данной категории, психологу необходимо иметь представления об актуальном уровне развития их игры.
Некоторые стороны игровой
деятельности дошкольников с нарушениями
речи раскрыты в работах таких
исследователей, как Г. А Волкова
[4], В.П. Глухов [8], Т.Б. Филичева [35], В.И. Селиверстов
[13], и другие. Возможность коррекции
и развития речевой, познавательной,
эмоционально-волевой сферы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности
1.1 Понятие об игре и игровой деятельности
Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, выяснить её природу. Необходимо отметить, что по данному вопросу в отечественной и зарубежной психологии имеются различные точки зрения.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий учённый К. Гросс. Он рассматривал игру как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичную форму приобщения человека к социуму. [24. с.55] то есть, по К. Гроссу в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям жизни (" теория предупреждения" [26. с.127].
Основное достоинство теории К. Гросса, по мнению С.Л. Рубинштейна, заключается в том, что " она связывает игру с развитием и ищет смысл её в той роли, которую она в развитии выполняет"; основным же недостатком этой теории является то, что она " указывает лишь " смысл" игры, а не её источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть". [28. с.490].
В теории игры, сформулированный Г. Спенсором, который, в свою очередь, развивал мысль В. Шиллера, усматривается источник игры в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре.
С позицией данной теории успешно объясняется огромный интерес к игре детей дошкольного возраста, которые в силу возрастных особенностей ещё не вовлечены ни в трудовую, ни в учебную деятельность [16. с.107]. Но как справедливо отмечает С.Л. Рубинштейн, " наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направление, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомлённый человек, переходя к игре как к отдыху" [28. с.491].
Ряд исследователей (У. Магдауголл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх и др.) выдвигали тезис, что игра - это некий " социальный инстинкт", присущий каждому человеку.
Большой популярностью до сих пор пользуется теория игры как самовыражения (Ж. Пиаже и др.).
Представители культороведческого подхода (например, И. Хейдинге) считают, что игра украшает жизнь, дополняет её, вследствие чего является жизненно необходимой каждому человеку. [24. с.55].
Немецкий психолог К. Бюллер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения "функционального удовольствия".
В. Штерн признавал социальную
обусловленность сюжетов игр, однако,
вместе с тем считал игру явлением
биологическим по своей природе.
Этот психолог писал по поводу игры:
" Здесь внутренние законы развития
действуют с такой силой, что
у детей самых различных стран
и эпох, несмотря на все противоположности
в окружающих условиях, всегда пробуждается
на определённых ступенях возраста одинаковые
инстинкты игры. Так, игры, связанные
с бросанием, игры в куклы, игры в
войну, безусловно, выходят из рамок
времени и пространства, социального
слоя, национальной дифференцировки, прогресса
культуры. Специфический материал,
над которым упражняются
Представители фрейдизма видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений, вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто переживается то, что человеку по каким - либо причинам не удаётся реализовать в жизни.
Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизненных обстоятельств, с которыми он не в силах совладать. [1. с.6].
По мнению американского психолога М. Кордуэлла, термин " игра" вообще трудно определить, а тем более сложно выявить природу игры, так как " критерии определения являются условными". [15. с.113]. Такие критерии, как настроение, степень возбуждения, вид деятельности и другие, по мнению этого автора, подвержены субъективным оценкам: " Наблюдатели могут только гадать о функциях конкретной деятельности, следовательно, мы можем сказать, что ребёнок играет, просто потому, что сами классифицируем его поведение таким образом". [15. с 113].
То есть западные исследователи исходят, как правило, из понимания биологической (инстинктивной, врождённой) или преимущественно природы игры.
В отечественной психологии теорию игры, исходящую из признания её социальной природы разрабатывал Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие.
Связывая игру с ориентировочной деятельностью Д.Б. Эльконин [39. с.23] определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. В отношении природы игры отмечает: "…. Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношений между людьми показывает, что игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни детей, но она социальна и по своему внутреннему содержанию и не может быть биологическим явлением по своей природе. Игра социальна по своему содержанию, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребёнка в обществе".
Итак, в зарубежной и отечественной психологии сложились различные взгляды на сущность, назначение и природу (биологическую или социальную) игры. Однако практически все исследователи, независимо от того, какую психологическую школу и какое течение они представляют, сходятся во мнении, что игра - это важнейшее средство развития мотивационно - потребностной сферы, средство познания, развития умственных возможностей, нравственных качеств личности.
И особое важное значение игра имеет для развития ребёнка дошкольного возраста.
1.2 Игровая деятельность и её значение в дошкольном возрасте
Дошкольное детство - достаточно большой отрезок жизни ребёнка.
Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой " неудержимостью онтогенического потенциала к развитию". [19. с.163]. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений не только через общение с близкими взрослыми, но и через игровые и реальные отношения со сверстниками. [9. с.74].