Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:55, курсовая работа
Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела и отмечал пользу словесных игр для совершенствования интеллектуальных способностей. [2. с298]
То есть об обучающих и развивающих возможностях игры известно давно.
Многие выдающиеся педагоги и психологи справедливо обращали внимание на эффективность их использования в процессе обучения. В частности, А.С. Макаренко считал, что "хорошая игра" обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, победы или эстетическую), а кроме того полагает определённую ответственность на её участников.
Реферат………………………………………………………………………….
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности
Понятие об игре и игровой деятельности………………………….
Игровая деятельность и её значение в дошкольном возрасте……
Специфика игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи
2.1 Методика экспериментального исследования…………………….
2.2 Результаты исследования……………………………………………
Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………
Дети контрольной группы показали следующие результаты: (см. рисунок 2.2) 50 % справились на 3 балла, что согласно методике отражает их способность строить простейший сюжет, манипулировать с предметами и игрушками в соответствии с ролью, однако эти дети не могли долго удерживать специфическое поведение, характерное для выбранной им роли.
На 4 балла справилось также 50% испытуемых. Они проявляли речевую активность, самостоятельно развивали сюжет. Некоторым детям удалось совместить несколько сюжетных тематик («семья», «больница», «магазин»).
Отсутствие минимальных показателей в характеристике этой методики указывает на то, что дети контрольной группы любят и умеют играть, что является неотъемлемой частью развития дошкольников. Данные, полученные в ходе наблюдения соответствуют показателям игровой деятельности детей 5-6 лет в норме.
Итак, обследование испытуемых с помощью методики "Индивидуальная ролевая игра" показало, что ведущий для дошкольного возраста вид деятельности у детей с выраженными речевыми нарушениями в сравнении с их сверстниками без таковых нарушений несформирован, что выражается прежде всего в отсутствии организационного этапа самостоятельной игры, а подчас и её сюжета и даже элементарного речевого сопровождения, установления отношений с предполагаемыми партнёрами.
В целом проведённое
Это можно связать не только с имеющими у таких дошкольников первичными системными нарушениями и связанными с ними трудностями усвоения социального опыта, но и с вторичными отклонениями в познавательной сфере (недостаточность концентрации внимания на игре, слабость воображения) и в развитии личности (низкая инициативность, неуверенность в себе). Причём, как показало обследование, все обозначенные недостатки игровой деятельности гораздо ярче проявлялись в индивидуальной (самостоятельной) игре, чем в совместной игре со взрослым. А это ещё раз подтверждает важность организующей и направляющей помощи взрослого для формирования у детей с выраженными речевыми нарушениями основных элементов игровой деятельности.
Исходя из того, что эта помощь может заключаться не только в организации и направлении действий ребёнка в конкретной игровой ситуации, но в подготовке к полноценной деятельности, мы (я и психолог дошкольного учреждения) разработали комплекс специальных упражнений. (см главу 3).
Глава 3. Разработка комплекса
коррекционно-развивающих
Экспериментальное исследование показало достаточно низкий уровень сформированности игровой деятельности у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи по сравнению со сверстниками без речевых нарушений.
Для коррекции выявленных недостатков (несовершенство игровых действий, обеднённость сюжетов, отсутствие интереса к предметам - заменителям, крайне низкая речевая активность и т.п.) был разработан комплекс специальных игровых упражнений, доступных этим дошкольникам и опирающихся на их ведущий вид деятельности. В комплекс вошли такие коррекционно-развивающие упражнения: "Недоверчивая кукла", "Что дальше", "Что на что похоже?", "Мостик", "Догонялки". Далее рассмотрим их по отдельности.
"Недоверчивая кукла".
Цель игры: обучение комментированию игровых действий; совершенствование навыков действий.
Оборудование: игрушка - кукла.
Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть с куклой, произвести с ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать. Например: " Машенька, сейчас я тебя покормлю супом" или "Машенька, сейчас мы пойдём гулять".
" Что дальше".
Цель игры: развитие способности к сюжетосложению
Оборудование: игрушка - мишка.
Ход игры. Дети по принципу "цепочки" сочиняют историю о мишке, который гулял в лесу. Ребёнок, у которого в руках оказывается игрушка, произносит, следующее предложение.
Вариант. По мере овладения игрой можно проводить её по принципу "снежного кома", когда каждый следующий участник прежде, чем предложить свой вариант, пересказывает всё, что было сказано предыдущим. Это окажет положительное влияние не только на способность к сюжетосложению, но и на развитие памяти и внимания, которые при речевых нарушениях часто бывают несовершенными.
"Что на что похоже?"
Цель игры: формирование способности к использованию в игре предметов - заменителей; развитие творческого воображения.
Оборудование: маленький мяч, материал детского строителя различной формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.
Ход игры. Взрослый предлагает группе детей рассмотреть различные предметы (по одному) и обсудить, на что они похожи. Ребёнку, который называет ту или иную версию, предлагается "понарошку" показать действия с реальным предметом как с игровым (поговорить по телефону - кубику; поставить кукле градусник - карандаш; покормить куклу яблоком - мячиком" и т.п.)
Мостик".
Цель игры: развитие способности к коммуникации с партнёром в процессе игры; формирование чувства ответственности, симпатии в игре; развитие воображения.
Ход игры. Взрослый проводит на полу (или на асфальте) линию длиной около 1 метра или кладёт узкую доску (шириной 20 - 30 см) и объясняет дошкольникам: "Я - мама курица, а вы - мои цыплятки. Нам с вами надо перебраться по мостику через ручей и не упасть в воду".
Взрослый обращает внимание детей на линию (мостик). Дети строятся друг за другом. Взрослый берёт за руку первого ребёнка и осторожно проходит с ним по линии (по мостику). Затем игра повторяется, но в роли "мамы - курицы" уже выступает ребёнок.
"Догонялки".
Цель игры: формирование
способности к координации
Ход игры. Дети дошкольного возраста любят эту игру. Но ребята с нарушениями речи, из-за несовершенства моторной сферы, трудности координации часто толкают друг друга и натыкаются на предметы мебели. Для предотвращения таких моментов Е. Смирнова и Л. Галигузова (2007г.) предлагают использовать приём поэтапного инструктирования.
"Ребята, сейчас мы поиграем в догонялки. Кто будет водить? Ты Настя?. Хорошо… Настя садись на стульчик. …Все остальные ребята отходят в другую часть игровой комнаты… Дети хором произносят стихи:
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и играть!
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три, четыре, пять! (Е. Тихеева)
После слова "пять" взрослый произносит: "Разбегайтесь все скорее, а, ты, Настя, догоняй!". Ребенок, которого поймали, становится водящим. [29. с.32]. Представленные выше игровые упражнения могут использоваться в психологической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, неоднократно, за счёт незначительного (с точки зрения взрослого) изменения игровой ситуации и условий - использования других игрушек, переноса игры из комнаты на игровой участок. Выявление эффективности предложенных игровых приёмов не входило в задание данной курсовой работы, однако апробирование этих упражнений в ходе психологической практики в МДОУ с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, показало, что игры на развитие ведущего вида деятельности доступны таким дошкольникам, вызывают у них интерес.
Заключение
Работая над выбранной темой, мы раскрыли некоторые ее теоретические аспекты (на основе анализа литературы, а также проанализировали результаты проведенного исследования особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушением речи и разработали комплекс упражнений, направленных на ее совершенствование. То есть задачи курсовой работы были решены.
Были сделаны следующие выводы:
Выводы по главе 1.
Анализ психологической, педагогической, дефектологической литературы по проблеме позволяет сделать следующие выводы:
- Единого определения
игры в науке на сегодняшний
день не сложилось. Тем не
менее, в отечественной
- Вопрос о природе игры является в психологии дискуссионным. Так, К. Грос видел в игре предупреждение инстинктов, связанных с борьбой за существование; Г. Спенсор видел источник игры в избытке сил; З. Фрейд - в вытесненных инстинктах и влечениях; А. Адлер - в комплексе неполноценности и т.д. В отечественной психологии признается социальная природа игры (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
- Игра (а именно - сюжетно-ролевая
игра) является ведущей
- Игровая деятельность
совершенствуется на
- У детей с выраженными
нарушениями речи игровая
Выводы по главе 2.
Экспериментальное исследование проводилось нами на базе старших групп ГУО «Ясли – сад №74 г. Бобруйска» с помощью двух методик - "игра со взрослыми" и "Индивидуальная ролевая игра" (по Е.А. Стребелевой). В исследовании участвовали 10 дошкольников 5-6 лет с диагнозом "Общее недоразвитие речи III уровня" и "ОНР IV уровня" и 10 воспитанников 5-6 лет без нарушений речи.
Анализ результатов
- Исследование особенностей совместной игры дошкольников страдающих ОНР, со взрослыми, показало, что эти дети в целом способны включаться в такого рода деятельность, но зачастую не проявляют инициативы, речевой активности, затрудняются даже в условиях помощи со стороны взрослого развернуть полноценный сюжет, иногда вовсе ограничивались предметной деятельностью "рядом со взрослыми".
- Индивидуальная ролевая
игра вызывала еще более
- При этом, как нам
удалось выяснить, действия с
предложенными игрушками были
вполне адекватными (
- Исследование показало, что дети с более выраженными речевыми нарушениями (ОНР III уровня) испытывали в процессе игровой деятельности (и совместной со взрослыми, и индивидуальной) большие трудности, чем их сверстники, у которых, согласно логопедическому заключению, недоразвитие всех сторон речи выражено менее ярко (ОНР IV уровня).
- Для коррекции
недостатков игровой
Цель исследования достигнута: выявлены особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Игровая деятельность дошкольников с выраженными нарушениями речи (а особенно - индивидуальная деятельность) оказалась несовершенной.