Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа
Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - процесс воображения у детей 5-6 лет. Предмет исследования - педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях. Гипотеза исследования: развитие воображения детей 5-6 лет будет эффективно при реализации следующих педагогических условий: 1) включении средств стимуляции визуального и вербального характера; 2) соблюдении принципов активности, постепенности усложнения и т.д. 3) создании эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности;
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………….7
1.1 Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления…………………………………………………………7
1.2 Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..17
1.3 Педагогические условия развития воображения в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………..39
Рег.№________
Министерство образования и
Федерального государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно - Сибирская государственная
академия образования»
Факультет педагогики
Кафедра психологии и педагогики дошкольного
образования
Медведева Дарья Олеговна
Психолого - педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет
Курсовой проект
Работа допущена к защите_______________
Заведующий кафедрой __________________
Защищена на «_____» «__» _________2013г.
Иркутск 2013
Психолого - педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Современное состояние проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………….7
1.1 Теоретические
подходы к пониманию
1.2 Особенности
развития воображения у детей
в дошкольном возрасте………………………
1.3 Педагогические
условия развития воображения в дошкольном
возрасте…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Период от рождения до поступления в школу по признанию ученых таких как Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, является, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей его жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.[6]
Дошкольный возраст наиболее синзетивный период развития личности ребенка и становления всех психических процессов. Он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для преобразования в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее.
В настоящее время многие педагоги и психологи такие как С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, В.И. Андреев, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, В.А. Сластенин , отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления.[28]
В настоящее время создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. В связи с этим встает проблема развития воображения. Общепризнано, что дошкольное детство является тем возрастом, в котором закладывается фундамент многих личностных качеств ребенка, формируются основы его мировосприятия. Указанный возраст, по мнению Н.С. Лейтеса, обладает повышенными возможностями, которые проявляются в любознательности, остроте восприятия, яркости воображения.[40]
Проблема развития воображения изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. Игнатьева, К.Д. Ушинского, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.[17]
Авторами отмечается, что воображение – это сложный психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий.
Вместе с тем, проблема определения эффективных путей развития воображения у детей требует пристального внимания у педагогов и психологов, поскольку ее нельзя признать исчерпывающей, разработанной. Это и обусловило цель нашего исследования.
Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс воображения у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях.
Гипотеза исследования: развити
1) включении средств стимуляции визуального и вербального характера;
2) соблюдении принципов активности, постепенности усложнения и т.д.
3) создании эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности;
В соответствии с целью, предметом и гипотезами были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать современное состояние проблемы развития воображения в психологической и педагогической литературе;
2) Определить уровень
формирования воображения у
3) Проанализировать результаты исследования
Методологические основы исследования: при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на основополагающие принципы отечественной и зарубежной психологии о происхождении воображения, классификации воображения, отраженных в работах С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и других и теоретические позиции развития воображения, проводимых под руководством Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко и других. Кроме того, мы опирались на исследования, выполненные в области изучения воображения детей дошкольного возраста, отраженные в работах Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.[21]
Комплекс методов, используемых в работе:
1) Анализ психологических, педагогических источников по проблеме исследования;
2) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
3) Методы количественного
и качественного анализа
4) Методы статистической обработки данных.
Практическая значимость: результаты исследования дополняют психолого-педагогическую характеристику детей 5-6 лет. Полученные данные дают достаточно полную и объективную картину своеобразия проявления и формирования процесса воображения каждого ребенка, что важно для современного выявления его отставания в развитии этой сферы современной реализации индивидуальной коррекционной программы. Разработка содержания формирующей программы может быть использована в практической деятельности педагогами дошкольных образовательных учреждений в условиях развития воображения у детей 5-6 лет.
Глава 1. Современное состояние проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста
1.1 Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления
Проблема воображения в психологии занимает существенное место и интерес к ней обусловлен, прежде всего, значением этого психического явления в жизни человека.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.
По мнению Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве .[44]
Как считал Н.Е. Веракса, при помощи воображения человек выделяет те свойства, которые хотя и скрыты, но специфичны для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу (они могут или сформироваться в процессе развития объекта, или не возникнуть вообще, так и не претворившись в действительность, оставшись в сфере возможного). Воображение и творчество - не произвольное «вламывание» в объект, не разрушение его целостности; наоборот, это ее достраивание в согласии с особенностями объекта. Во многом справедлива известная метафорическая характеристика творчества, приписываемая французскому мыслителю М. Монтеню: создание того, чего в природе нет, но против чего она в принципе «не возражает».[17]
Л.С. Коршунова считает, что при помощи воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях. Оно преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.[25]
С помощью воображения
можно управлять многими
Понятие воображения и его характеристика раскрывается в трудах
Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека, в чем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животного.
Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без сил воображения невозможно было б перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракету»[3 С.121]
Следует обратить внимание на определения, которые имеются в литературе. Л.С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, раньше не существующий образ, составляет, как известно, саму основу этой деятельности, которую мы называем воображением».[7]
Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений, подлежащих изучению.
Однако уже А. Осборн
описывал творчество как
В работе Х. Вернера
была впервые сформулирована
идея стадиальности
Монополистами в области
изучения воображения и
Современная зарубежная психология рассматривает воображение как важную сторону творчества, равно как и всякой творческой деятельности вообще.
Центральным в психологии воображения является вопрос о сущности этого явления. Сходство его характеристик с отдельными психическими процессами привело к тому, что в литературе имела место ситуация отождествления воображения с памятью. Вместе с тем, между этими процессами, безусловно, существуют различия.
Каждый образ, созданный
в воображении, является в какой-то
степени и воспроизведением и
преобразованием
Информация о работе Психолого - педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет