Психолого - педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - процесс воображения у детей 5-6 лет. Предмет исследования - педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях. Гипотеза исследования: развитие воображения детей 5-6 лет будет эффективно при реализации следующих педагогических условий: 1) включении средств стимуляции визуального и вербального характера; 2) соблюдении принципов активности, постепенности усложнения и т.д. 3) создании эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………….7
1.1 Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления…………………………………………………………7
1.2 Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..17
1.3 Педагогические условия развития воображения в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

исследовательская оригинал.docx

— 83.31 Кб (Скачать файл)

- способность ярко, метафорически  выразить свою мысль, а также  способность к репродукции;[52]

продуцирование образов.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что воображение - одно из самых важных, интересных и загадочных свойств  человеческой психики. Этот феномен  ещё до конца не изучен, в том  числе его анатомо-физиологическая  основа. Локализация воображения  в мозгу человека, связь воображения  с работой органических структур также мало изучены.

Таким образом, анализ теоретических  подходов к интерпретации понятия  «воображение» отображает сложность  этого психологического образования, многогранность этой стороны психики  порождает и разномыслие в  классификации воображения, и трактовке  относительно его содержания. Содержание развития воображения следует детальнее  рассмотреть через особенности, чему посвящен материал следующего параграфа.

 

 

 

1.2 Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте

Для исследования роли воображения  необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики  воображения обусловлена тем, что  оно тесно переплетается со всеми  видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции  к отрицанию существования воображения  как особой формы отражения. Чтобы  решить эту проблему, необходимо выявить  действительную природу развития воображения.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития.

 О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в  своем развитии подчинено тем  же самым законам, каким следуют  другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации.[15]

Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода является развитие воображения.

Л.С. Выготский говорил, что  воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся  его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения  лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у дошкольника знаний и представлений еще недостаточно, видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения,  дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте.[8]

Своеобразие художественного  образа создаваемого дошкольником, сам  процесс его зарождения и воплощения обусловлены особенностями психического развития ребенка-дошкольника.

В первую очередь это особенности  основных психических процессов, реализующих  творческий акт. Особое внимание заслуживает  анализ этапов развития воображения.

Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у  детей, которые детально раскрыты в  работах О.М. Дьяченко:[16]

- Первый этап в развитии  воображения можно отнести к  2,5-3 годам. В этом возрасте происходит  разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). В случае угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности.

- Второй этап в развитии  воображения – свойственен возрасту 4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим.

- Третий этап в развитии  воображения – характеризуется в возрасте 6-7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора таких приёмов проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляются целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения, но без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как отмечает А.В. Петровский, связано с теми ситуациями, неопределённость которых весьма велика.

О.М. Дьяченко также отмечала негативные стороны развития воображения  без специального руководства, заключавшиеся  в следующем:

- детские страхи. У детей  с 4 -5 лет появляются самые различные  страхи, дети могут бояться темноты,  скелетов, приведений, чертей и т.п.  Страхи ребенка - спутники и  своего рода показатели его  развивающегося воображения.

- уход ребенка в мир  фантазий. Уже со старшего дошкольного  возраста все выдуманные ситуации  ребенок может проиграть «про  себя», никак не сопровождая  это внешними действиями. Именно  поэтому, начиная со старшего  дошкольного возраста важно помочь  ребенку воплощать свои замыслы,  идеи, помочь подчинить его воображение  определенным целям, сделать его  продуктивным. Если приучать ребенка  реализовать задуманное, выражать  свои образы, то постепенно он  начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных  фантазиях, а раскрывая себя  все полнее в творческом созидании.[16]

В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского, в частности.[9]

Важное значение имеют замечания ученого о том, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства.

 О бедности детского  воображения и одновременной  яркости, о большом влиянии  его на «неокрепшую душу ребенка», говорил еще К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. Поскольку опыт ребенка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. В то же время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения.[9]

Сравнивая детское воображение  с воображением взрослых, он подчеркивал, что не только материал для образов  у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого.

 Говоря о специфике  механизмов детского воображения,  Л.С. Выготский отмечал, что  выполнение комбинаторных действий  при создании образа происходит  во внешнем плане. Он также  отметил такое качество образов  детского воображения, как субъективность. Л.С. Выготский выделил два  типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное  (субъективное). В первом образы  строятся главным образом из  материалов внешних впечатлений,  а эмоциональное - из элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересны и важны для понимания детского творчества рассуждения Л.С. Выготского о динамике воображения. Он, говорит, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные переходные периоды, в частности в детстве, «происходит глубокое преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в объективное».[9]

Надо полагать, что именно поэтому к концу дошкольного  возраста ребенок хочет и может  изобразить что-то доступное пониманию  другими людьми. Все это можно  объяснить взаимосвязанным развитием  личности и интеллекта ребенка, а  также воображением, чувств, восприятия, сознания.

Л.С. Выготский подчеркивает, что достраивание ребенком образа на основе какой-то детали - пример такого воображения. Происходит «открытие», внезапное  видение в каких-то признаках  сучка или ветки образа другого  предмета (перенос свойства с другого  предмета). Это первоначальное видение  определяет дальнейшее «достраивание» целостного нового образа.[9]

В.В.Давыдов подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из главных особенностей воображения, - умение «видеть» целостное раньше частей. «Замысел - это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть реализации и воплощения замысла».[13 C.49]

О.М. Дьяченко отмечала, что  в старшем дошкольном возрасте вместе с переходом деятельности воображения  во внутренний план появляется еще  одна очень важная особенность: умение подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану. Эта особенность развития воображения играет совершенно исключительную роль, так как именно благодаря ней появляется возможность создавать свои первые законченные произведения. С появлением у старшего дошкольника способности действовать по заранее продуманному плану, по замыслу очень важно помогать ребенку не просто фантазировать, а реализовать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но самостоятельные произведения - рисунки, аппликации, выдуманные истории.[16]

Согласно Я.Л. Коломинскому, детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Наиболее ярко это проявляется в игре. В старшем дошкольном возрасте преобладает сюжетно-ролевая игра, предоставляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. В ролевой игре ребенок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребенка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе, что должен делать его «герой» в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации, направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества, и именно в игре ребенок выражает себя наиболее полно и свободно.[37]

Большой интерес вызывают работы О.М. Дьяченко. Она установила, что воображение имеет два  компонента: порождение общей идеи решения задачи и составление  плана реализации этой идеи. Общая  идея (или замысел) создается по-разному. У детей старшего дошкольного  возраста элементы реальности образа занимают второстепенное место, новый  образ создается путем свободного оперирования представлениями.[16]

Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь  развитие воображения. Оно проявляется  в придумывание, а затем в реализации замысла. Воображение ребенка рассматривается  как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, сюжет игры и т.п.). В старшем  дошкольном возрасте замысел предвосхищает  исполнение, воображение переходит  во внутренний план.

Подобный продуктивный характер воображения возможен при использовании  детьми особых средств, образов особого  типа, которые можно назвать символическими. В символическом образе слиты  особое условное обозначение реальности и отношение к ней ребенка. Еще Л.С. Выготский писал: для игры, с развитием которой неразрывно связано развитие воображения, характерно наличие «мнимой ситуации». В такой ситуации ребенок и самим собой, и предметами - заместителями обозначает определенные стороны действительности. Аналогичная мнимая ситуация может создаваться в любой его деятельности: в литературном творчестве, изобразительном, в конструировании и т.п. Подобное условное обозначение возможно при определенном отношении ребенка к окружающей действительности, когда преобладает либо познавательный компонент, либо эмоциональный. В первом случае ребенок выделяет некоторые обобщенные связи и отношения действительности и воспроизводит их на новом материале (например, играя «в больницу», изображает всю необходимую последовательность действий врача). Во втором случае на первый план выступает переживание, через которое ребенку представляется смысл ситуации, т.е. он играет не просто во врача, а в доброго врача, который старается всех утешить.[6 C.87]

Реально при развитом воображении  в его символических образах  бывают представлены оба типа отношения  ребенка к действительности, но часто  в разной степени. Важно, что подлинный  символический образ позволяет  ему адекватно выражать и эмоциональное, и познавательное отношение действительности в продуктах воображения. В этом случае понимание некоторой ситуации, в которой происходит слияние «аффекта и интеллекта», позволяет ребенку найти, построить замещающую ситуацию, где с помощью уже других объектов он творчески воспроизводит свое осмысление реальности. Можно выделить три основных показателя при оценке продуктов воображения, в которых проявляется уровень развития творческих способностей ребенка. В качестве первого выступает структурность продукта воображения. В сочинении это построение текста. В тексте может быть заложена или структура сказки (зачин, основные действия, развязка), или просто нагромождение рядоположенных эпизодов, в рисунке - наличие композиции, в игре - развитие сюжета.

Информация о работе Психолого - педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет