Психолого - педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - процесс воображения у детей 5-6 лет. Предмет исследования - педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях. Гипотеза исследования: развитие воображения детей 5-6 лет будет эффективно при реализации следующих педагогических условий: 1) включении средств стимуляции визуального и вербального характера; 2) соблюдении принципов активности, постепенности усложнения и т.д. 3) создании эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………….7
1.1 Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления…………………………………………………………7
1.2 Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..17
1.3 Педагогические условия развития воображения в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

исследовательская оригинал.docx

— 83.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Условия развития воображения в дошкольном возрасте

Возникновение и развитие воображения - социально обусловленный  процесс. Именно взрослый закладывает  у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним  ребенок осваивает общественно  выработанные и фиксированные в  культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее - речь.

Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение - основное новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период наиболее благоприятный для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых - создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать. Значит, именно в них идет и наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность).[54]

В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое  внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается  на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития воображения, мышления, восприятия. Формирование творческой индивидуальности ребенка  базируется на особенностях эмоциональной  сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), образного видения каждого. Е.Е. Данилова говорила, что воображение развивается в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. Воображение проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя. Так, определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие - от внешней формы, а третьи - от функциональных особенностей. Поэтому игры и упражнения, стимулирующие развитие ассоциативности воображения дошкольников должны опираться на чувственно-эмоциональное постижение окружающего; строиться на использовании механизма синестезии.[22]

По мнению Е.Кравцовой существуют следующие условия формирования творческого воображения у детей:

- Процесс воспитания творчества  у детей предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески.

- Обучение творчеству  возможно только в совместной  деятельности взрослого и ребёнка,  где каждый из участников - полноправный  член. Функция взрослого при этом: во-первых, он демонстрирует разнообразные  творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и  деятельность ребёнка таким образом,  чтобы условия и обстоятельства  требовали от него творческих решений. Исходя из данной точки зрения, можно сделать вывод, что основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребёнком постоянно. Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческих способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребёнка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.[26]

Развивать воображение можно  в словесном творчестве, в речевой  и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных  персонажей. Организация предметной среды, создание проблемных ситуаций - все эти методы по своему хороши и позволяют выявить и развить различные стороны воображения.

Существует несколько  точек зрения на построение занятий  с детьми. Большое внимание этой проблеме уделил Е.В. Заика. По его мнению, исходными принципами построения занятий являются:

- Использование на занятиях  хорошо знакомого, привычного  для ребят материала.

- Взаимообмен различными  подходами к выполнению заданий  и тем самым значительное расширение  диапазона познавательных процессов  каждого из учащихся.

- Интеллектуальная раскованность  детей и общий положительный  эмоциональный фон занятий.[21]

Руководство воображением во время занятий требует от взрослого  создания проблемных ситуаций, которые  не имеют однозначного решения и  ситуаций, когда средства решения  не определены. Е.Е. Кравцова показала, как должна меняться позиция взрослого  в общении с ребенком в целях  развития воображения. В младшем  дошкольном возрасте целесообразно  занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет  стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый. А  для старшего дошкольника следует  создать такие условия, чтобы  он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших  детей, рассказывая им сказки, показывая  инсценировки, организуя игры.[26]

В психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок  скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для скакания, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы  через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для  его собственного поведения, и в  ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для  установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя  его подчиняться правилам, соответствующим  взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции  поведения.

Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью  воображения, выражает тенденцию, потребность  в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность  к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности отображая, преображать  действительность, заключается основное значение игры

К.Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» указывал на то, что «игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка, а потому всякое вмешательство взрослого  в игру лишает ее действительной образовывающей силы. Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в  ней характера игры, а именно, - доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок».[40 C.33]

Е.В. Заика всячески приветствует проведение игр на занятиях. «Игра - говорит Е.В. Заика, - это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний. Используя  игру, мы ускоряем, усиливаем процесс  развития ребенка, его приобщения к  социальным ценностям». Среди числа  наиболее приемлемых он приводит следующие: загадывание предмета с помощью  пары других предметов; отгадывание  предмета с помощью пары других предметов; передача закодированных слов по «испорченному  телефону»; передача ассоциаций по цепочке; самостоятельное составление ассоциативных  цепочек; поиск сравнений; поиск  эмоционально-адекватных образов; определение  смысла ситуаций по заданному образу, и т. д.[21]

О. Пройслер отмечал: «… детям необходимо, наряду с воспитанием и обучением, оставаться детьми как можно дольше. Это означает, что им необходима игра, нужна свобода для игры, чтобы входить в жизнь не только учась, но и играя. Они должны быть подготовлены к жизни, совместной со взрослыми, для которой они, собственно, и предназначены».

Использование эстетических игр также приветствуется многими  учеными. Н. Басина, О. Суслова отмечают, что эстетическая игра доставляет ребенку удовлетворение, позволяет «проникать» в самые невероятные пространства, попробовать свои силы в различных ситуациях, примерять на себя самые разнообразные роли, поступки. Так, через удовольствие эстетическая игра создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Игра позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем.[10]

Е.В. Заика предполагает, что наиболее успешно группа работает при числе игроков от 7 до 10. Занятия  могут проводиться с ребятами любого уровня развития. Наиболее удобной  во всех отношениях считается частота  проведения занятий 2 раза в неделю.[21]

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая  организация предметной среды, которая  включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробочки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е.В. Зворыгина, Е.М. Гаспарова и др.).

Следует помнить и о  том, что основу для воображения  создают разнообразные, богатые  представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать  его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов  происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения  несвойственными функциями и  соединения разнородных объектов в  новый образ.

Важно научить ребенка  формулировать различные по степени  сложности замыслы и реализовывать  их, прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная  формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что  будет сделано, но и как, придает  процессу создания новых образов  целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень.

Формирование воображения  в дошкольном возрасте происходит как  изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.

Развитие воображения  не является результатом прямого  обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка  и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью  варьирования и моделирования элементов  опыта, схематизации и детализации  образов. Любое обучение связано  с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.

Итак, игры, занятия, общение  со взрослыми способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Таким образом, проблема создания условий для развития воображения  изучена в достаточной мере. Условия  развития воображения прослежены в  достаточно широком спектре работ.

Вместе с тем, проблема управления процессом развития воображения  по-прежнему очень остро стоит  перед наукой и практикой. В частности, требует дополнительного изучения вопрос эффективности специальных  игр и упражнений.

                                   

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

Изучив психолого –  педагогическую литературу, таких авторов  как Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. и др.

Я сделала вывод, что воображение - это отражательная функция, универсальная человеческая способность; оно развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов. Этот психический процесс связан с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методов обучения и воспитания, возраста, особенностей развития и индивидуальных особенностей.

Анализ теоретических подходов к интерпретации понятия «воображение» отображает сложность этого психологического образования, многогранность этой стороны психики порождает и разномыслие в классификации воображения, и трактовке относительно его содержания. Содержание развития воображения следует детальнее рассмотреть через особенности, чему посвящен материал следующего параграфа.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения, творческих возможностей - тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка. Поэтому важно улавливать особенности каждого ребенка.

Таким образом, проблема создания условий для развития воображения  изучена в достаточной мере. Условия  развития воображения прослежены в  достаточно широком спектре работ.

Вместе с тем, проблема управления процессом развития воображения  по-прежнему очень остро стоит  перед наукой и практикой. В частности, требует дополнительного изучения вопрос эффективности специальных  игр и упражнений.

                                           Список литературы

1. Арамовская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника// Вопросы психологии. - 1995. - № 5.

2. Басина Н., Суслова О.С кисточкой и музыкой в ладошке… - М., 1997.

3. Боровик О.В. Развитие  воображения. Методические рекомендации. - М., 2000.

4. Борякова Н.Ю., Собалева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно - развивающим занятиям. - М., 1994.

Информация о работе Психолого - педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет