Психолого - педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - процесс воображения у детей 5-6 лет. Предмет исследования - педагогические условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях. Гипотеза исследования: развитие воображения детей 5-6 лет будет эффективно при реализации следующих педагогических условий: 1) включении средств стимуляции визуального и вербального характера; 2) соблюдении принципов активности, постепенности усложнения и т.д. 3) создании эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………….7
1.1 Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления…………………………………………………………7
1.2 Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..17
1.3 Педагогические условия развития воображения в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

исследовательская оригинал.docx

— 83.31 Кб (Скачать файл)

Большой интерес вызывают идеи В.В. Давыдова. Весьма существенное замечание ученого о том, что  воображение нельзя путать с гибкостью  и динамикой репродуктивных представлений. В воображении главное - перенос  определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство - главенствующая ценность, которая определяет формирование других частей нового образа.[13]

При рассмотрении сущности воображения исследователи такие, как С.Л. Рубинштейн, Е.Г. Игнатьев, Л.С. Выготский, , Э.В. Ильенков отмечают, прежде всего, наличие преобразования образов.[8]

«Воображение, - пишет С.Л. Рубинштейн, - связано с нашей  способностью и необходимостью творить  новое». И далее: «Воображение - это  отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [44]

Аналогичную мысль высказывает  Е.Г. Игнатьев. Считает, что: «Основной признак воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые представления».

 В «Философской энциклопедии», где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.[35]

Процессы воображения, отмечал  Л.С. Выготский, имеют аналитико-синтетический  характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. [6]

Воображение, фантазия –  это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных  сочетаниях и связях.

Учеными подчеркивается и  такая характеристика функционирования воображения как схватывание  целого раньше частей.

Так, Э.В. Ильенков сущность воображения видит в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Он подчеркивает, что воображение противостоит произволу, который выражается в наделении предмета любыми свойствами без всякого на то объективного основания. Эту же особенность выделяет В.В. Давыдов.[13]

Сущность воображения  заключается в способности подмечать  и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства, и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник создания образов.

Сочетание отдельных элементов, различных образов, предметов в новые, более или менее необычные комбинации. Комбинирование - творческий синтез, а не просто сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Частный случай комбинирования - агглютинацию, выделяет Л.С. Выготский, - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств.

В акцентировании - подчеркиваются те или иные черты (например, образ  великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских  шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

По данным О.М. Дьяченко, акцентирование проявляется в нескольких специфических  действиях:

- утрирование - намеренное  подчеркивание особенностей внешнего  облика человека;

- преувеличение или преуменьшение  (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка);

- типизация - обобщение  и эмоциональная насыщенность  образа.

О.М. Дьяченко отмечала, что  образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления  подвергаются глубокому изменению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которые  в данный момент не воспринимаются, но когда-то воспринимались. Но мы можем  исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представление  о таких вещах, которых никогда  раньше сами не воспринимали. Тем не менее, все новое, созданное в  воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим предметом.[18]

Воображение тесно связано  с мышлением. Как отмечал Д.Н. Узнадзе: «Мышление … лишь определяет, что  нужно сделать, но как осуществить, как сделать реальным то, что находится  лишь в области воображения, это  уже не дело мышления». И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребности личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредственно познать окружающее.[49 C.14]

Р.С. Немов подчеркивает то, что воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: восприятием, памятью, чувствами, мышлением.[35]

Помимо связи с психическими процессами, воображение тесно связано  с реальностью. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при  тщательном рассмотрении выяснится, что  все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного  множества фактов. Недаром Л.С. Выготский  говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что  опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем  богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».[8 C.38]

По данным Л.С. Выготского, все представления воображения  строятся из материала, полученного  в прошлых восприятиях и сохраненных  в памяти. Деятельность в воображении  всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и  восприятиями. Из «ничего» воображение  творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой - звуков). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности.[9]

Физиологической основой  воображения, подчеркивает О.В. Боровик, - является сложная аналитико-синтетическая  деятельность мозга, в процессе которой  происходит образование новых систем временных связей на основе ранее  сформированных.

Нейрофизиологической основой  воображения является образование  временных нервных связей в сфере  первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные  элементы) и объединение в новые  системы под влиянием различных  мотиваций. Воображение связано  с эмоциями, деятельностью подкорковых  образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы  воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко  залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.

Разными авторами выделяют типы воображения, которые различаются по способам функционирования образов: наиболее простая форма - спонтанное воображение - связана с прямым копированием образов; наиболее сложная - комбинирующее воображение - обусловлена использованием абстрагирования, синтеза и символического замещения.

В.И. Андреев в психологии выделяет следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.[48]

Непроизвольное (пассивное) воображение возникает под воздействием мало осознанных и неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Л.С. Коршунова понимала сон как продукт здоровья психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.[25]

Галлюцинации - это тоже проявление пассивного, непреднамеренноего воображения. У людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазий приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним как с живым, не на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение, это мечты, не связанные с волей, направленное на их восприятие. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь  фантазий с потребителями и желаниями.

Произвольное (активное) воображение, по Л.С. Коршуновой, - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму систему игры.[24]

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется  на воображение воссоздающее (репродуктивное) и творческое.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием  или по чертежу, схеме, картине. В  процессе воссоздающего воображения  возникают новые образы, но новые  субъективно для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры.

Суть воссоздающего воображения, отмечает В.А. Крутецкий, в том, что человек воспроизводит то, что сам непосредственно воспринимает, но что ему не сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.). Человек как бы расшифровывает сигналы, символы, знаки. Например, инженер рассматривает чертеж (системы линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.[28]

Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения  огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько  жизненны, реальны, что начинаешь  относиться к ним, как к живым.

Особый вид воображения, как отмечал А.В. Петровский, - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее  и организовать свое поведение для  его осуществления. Представить  себе будущее (то есть то, чего нет) человек  не мог бы без воображения, без  умения строить новый образ. Причем мечтать - это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее.[38]

К образам такого рода, как  мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного  человека черты и свойства личности. В образе идеала выражаются тенденции  развития личности.

Еще один вид творческого  воображения - фантазия. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно  с настоящим. К образам фантазии относятся сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В  фантазии представлены объекты и  явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика, говорил В.А. Крутецкий, - результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует их воображение.[28]

Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные ранее данные. Ричардс указывает на различные смысловые оттенки при характеристике воображения. Это:

- необычно эффективный  способ связи вещей;

- синтетическая и магическая  сила, способствующая восприятию  старого с чувством новизны;

- находчивость в соединении  элементов, обычно несоединимых;

Информация о работе Психолого - педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет