Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Учитывая актуальность проблемы на современном этапе, мы выбрали тему «Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр». Дидактическая игра- это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей

Содержание работы

Введение ___________________________________________________стр.3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы дидактической игры в детском саду________________________________________________________стр.5
1.1. Дидактическая игра как психолого-педогогическое понятие_____стр.5
1.2. Классификация и структура дидактической игры______________стр.9
1.3. Своеобразия дидактических игр как формы воспитания и обучения дошкольников_______________________________________________стр.18
Глава 2. Особенности развития произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр___________________________________стр.21
2.1. Психолого-педогогические особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста___________________________________стр.21
2.2.Условия и пути развития произвольного внимания у школьников_________________________________________________стр.25
2.3. Значение дидактических игр в развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста__________________________стр.27
Заключение________________________________________________стр.30
Библиографический список___________________________________стр.31
Приложеня_________________________________________________стр.33

Файлы: 1 файл

курсовая работа пед псих.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение ___________________________________________________стр.3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы дидактической игры в детском саду________________________________________________________стр.5

1.1. Дидактическая игра как психолого-педогогическое понятие_____стр.5

1.2. Классификация и структура  дидактической игры______________стр.9

1.3. Своеобразия дидактических игр  как формы воспитания и обучения  дошкольников_______________________________________________стр.18

Глава 2. Особенности развития произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр___________________________________стр.21

2.1. Психолого-педогогические особенности  произвольного внимания у детей  дошкольного возраста___________________________________стр.21

2.2.Условия и пути развития произвольного внимания у школьников_________________________________________________стр.25

2.3. Значение дидактических игр  в развитии произвольного внимания  у детей старшего дошкольного  возраста__________________________стр.27

Заключение________________________________________________стр.30

Библиографический список___________________________________стр.31

        Приложеня_________________________________________________стр.33 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

ВВЕДЕНИЕ:

 

Учитывая  актуальность проблемы  на  современном  этапе,  мы выбрали  тему «Психолого-педогогические особенности произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр». Дидактическая  игра- это  игра познавательная, направленная  на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей (23). Дидактические игры занимают большое место в практике ДОУ. Они являются самостоятельной формой обучения в детском саду. Они обеспечивают благоприяные условия для решений педагогических задач с учетом возможности детей дошкольного возраста. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что  осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с определенными предметами. Таким образом, дедактические игры являются эффективным средством воспитания и обучения детей. Они оказывают влияние на всестороннее развитие в личности ребенка. Они влияют на умственное, трудовое, эстетическое и физическое развитие детей. Помимо этого они способствуют развитию таких познавательных процессов как память, мышление, воображение и внимание. Именно влияние дидактических игр на развитие произвольного внимания и является основным содержанием нашей работы. Внимание- это сосредоточенность человека на объекте, при отвлечении от других объектов менее значимых. Этот психический процесс является условием успешного выполнения любой деятельности ребенком. Без целенаправленного устойчивого внимания невозможны ни самостоятельной деятельности ребенка, ни выполнение им задачи взрослого. Дети дошкольного возраста очень невнимательны, и поэтому работа по формированию произвольного внимания в дошкольном возрасте – важный момент воспитательно процесса. Педагоги должны с раннего возраста способствовать развитию произвольного внимания детей, используя разнообразные методы и средства. Одним из таких эффективных средств является дидактическая игра.

   В последние годы вопросы  теории и практики дидактических игр разрабываются и разрабатывались многими исследователями: А.П. Усовой

Е.И. Радиной, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Л.А, Венгером, Е.Ф. Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко и другими. Во всех исследованиях утвердились взаимосвязь обучения и игры, определилась структура  игрового процесса (дидактическая задача, игровые правила, игровые действия), основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях были накоплены факты, характеризующие дидактические игры как форму организации обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   АСПЕКТЫ    ПРОБЛЕМЫ

ДИДАКТИЧЕСКОЙ  ИГРЫ  В  ДЕТСКОМ САДУ

 

1.1. Дидактическая  игра  как  психолого-педагогическое  понятие

  

    Исследования  советских  педагогов и психологов  показывают, что организованное  обучение  на занятиях  являеся  наиболее продуктивным. Такое обучение  способствует лучшему приобретению  детьми знаний,  умений, навыков,  а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Но совершенно особое место в жизни ребенка занимает игра.  Одним из видов игровой  деятельности  является  дидактическая игра. Дидактическая  игра- игра познавательная, направленная  на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных  интересов, развитие познавательных  способностей. Е. И. Удальцова пишет, что  характерные особенности  дидактических   игр заключаются  в  том,  что они создаются  взрослыми  с целью обучения  и воспитания  детей *. Однако, созданные  в дидактических целях, они  остаются  играми. Ребенка  в этих  играх  привлекает прежде всего  игровая  ситуация,  а  играя  он  незаметно  для  себя  решает дидактическую задачу.  Именно эта  особенность  дидактических  игр обуславливает  их  ценность как  метода  обучения: в игре дети лучше усваивают сложный материал.  Сущность  дидактических  игр  заключается  в  решении  познавательных  задач,  поставленных  в  занимательной  форме **. Само  решение  познавательной  задачи  связано

 


*Удальцова Е.И. Дидактические  игры  в воспитании и обучении дошкольников.- Минск, 1976.

**Игры и упражнения  в обучении шестилеток: Пособие  для учит. / Под. ред. Н.В. Седж.- Минск, 1985.

с  умственным  напряжением,  с  преодолением  трудностей,  что  приучает ребенка  к  умственному  труду.  В   «Программе  воспитания  в  детском  саду» написано,  что  с помощью  дидактических  игр  воспитатель  осуществляет  сенсорное воспитание  детей,  развивает  познавательные процессы  ( любознательность, сообразительность ) *. Он  использует игру как средство развития  мышления, речи,  воображения, памяти, внимания.  Действительно,  усваивая  или  уточняя в  дидактической  игре  тот или иной  программный  материал,  дети  учатся  наблюдать, сравнивать, классифицировать  предметы  по тем  или  иным  признакам; упражнять память, внимание; учатся применять четкую и точную  терминологию, связно рассказывать; описывать  предмет, называть его действия  и качества. С  помощью  дидактических  игр воспитатель  приучает  детей  самостоятельно мыслить, использовать  полученные  знания  в  различных  условиях, в соответствии  с поставленной  задачей. Таким образом, дидактические игры  оказывают влияние  на умственное  воспитание  детей.  Их значение  для развития  детей  чрезвычайно велико  еще  и потому, что в процессе  игровой  деятельности  наряду  с умственным  развитием  осуществляется  физическое, эстетическое, трудовое, нравственное  воспитание **. Трудовое  воспитание. Многие  дидактические  игры формируют у детей  уважение к  трудящемуся человеку, вызывают интерес  к  труду взрослых,  желание трудиться  самому. Некоторые навыки  труда дети  приобретают  при  изготовлении  материала  для  дидактических  игр. Нравственное  воспитание. У  дошкольников  формируются  нравственные  представления о бережном  отношении к  окружающим предметам, игрушкам как  предметам  труда

 

 


*«Программа  воспитания в д/с» / Под. ред.  Васильевой.- М. : Просвещение, 1972.- С. 13.

**Бондаренко А.К. Дидактические  игры в д/с : Кн. для  воспитателей д/с .-М. : Просвещение, 1991.- С. 3-21.

взрослых, о нормах  поведения, о  взаимоотношениях со  сверстниками  и 

взрослыми, о положительных  и  отрицательных качествах  личности. В воспитании  нравственных  качеств  личности ребенка особая  роль  принадлежит  содержанию и  правилам  игры. В работе с  детьми  младшего  возраста основным  содержанием  является  усвоение  культурно-гигиенических  навыков, культуры  поведения. В старшем  возрасте в  центре  внимания- воспитание у  детей  нравственных  чувств и отношений: уважение  к людям  труда, любви к родному  краю. Эстетическое  воспитание.  Дидактический  материал  должен  соответствовать гигиеническим  и эстетическим  требованиям:  игрушки  должны быть разрисованы яркими  красками, художественно  оформлены, помещены в  удобные для  хранения  коробки  и папки. Яркие, красивые дидактические  игрушки  привлекают  внимание  детей,  вызывают желание  поиграть  с ними, развивают художественный  вкус.  Физическое  воспитание. Игра создает положительный эмоциональный  подъем, вызывает  хорошее самочувствие. Двигательная  активность детей  во время  игры развивает мозг  ребенка. Особенно важны  игры с  дидактическими игрушками, в  процессе  которых  развивается  мелкая  моторика  рук, что благотворно  сказывается  на  умственном развитии ребенка.

      Как  мы  уже  писали выше, проблемой  дидактических  игр  занимались  и занимаются  многие  исследователи, многие  педагоги  и  психологи.  Мы хотим осветить  взгляды  некоторых  из них  на дидактическую  игру *. Р.И. Жуковская  рассматривала дидактическую игру в качестве  игрового приема  обучения на  занятиях по усвоению, обогащению и  закреплению полученных знаний, раскрыла  возможности дидактической игры в

 

 

 


*Аванесова В.Н. Дидактическая  игра как форма  организации  обучения в      детском  саду / Сб. “Умственное  воспитание дошкольников” / Под. ред. Н.Н. Поддьякова.-М. : “ Педагогика”, 1972.

процессе  прямого  обучения. Она писала,что игровые приемы  повышают  интерес  детей к занятию, развивают  сосредоточенность, обеспечивают лучшее усвоение  програмного материала  всеми  детьми. Она  указывала  на  целесообразность применения  дидактических игр в  качестве  вспомогательного средства  образовательной  работы, приема  обучения  на занятиях. В.Р. Беспалова  осуществляла иной  подход  к  дидактической игре. Она  указывала,что  дидактическая игра «является вторым  типом занятия». В соответствии  с этим  исходным положением она стремилась придать дидактической игре уже  черты, свойственные занятиям как  форме  организации прямого обучения детей  взрослым. Она отмечала, что дидактическая  игра ведет к овладению знаниями прямым  путем, програмный  материал  ставится в поле зрения всей группы,  дети  приучаются в дидактических играх  к деятельности умственного  характера, направление  которой  определяет воспитатель путем объяснения и  показа. В.Р. Беспалова разрабатывала пути  использования  дидактической игры в качестве формы  организации  обучения,  подбирала  и проводила игры  со  всей  группой, заботилась  об  их  связи  с предшествующими  занятиями,  разрабатывала  комбинированные  занятия,  частью которых  является  дидактическая  игра.  Однако,  считая  дидактическую  игру видом  зенятия, она  не  делала  последнего  шага к  признанию  ее самостоятельного  значения  как  особой  формы  обучения. Е.И. Удальцова  пишет  о дидактической игре  как  важном  средстве  обучения  дошкольников.  Она  справедливо  отмечает, что  несмотря на  дидактическую  направленность,  обучающие игры  остаются  играми, детей  увлекает игровое  действие,  а  обучающие  задачи  воспринимаются  детьми в  процессе  игры. Однако Е.И. Удальцова тоже  включала  дидактическую  игру в  организационную форму  прямого обучения- занятия. Как  видно  из рассмотренных исследований  дидактическая  игра  считалась  важным  средством  образовательной  работы  с дошкольниками,  ей  отводилось  определенное  место  в системе  организованного  обучения   на  занятиях.  Занятия, впитавшие  в  себя  дидактические игры, являлись  единственной  формой  организации  обучения в  детском саду.  В  настоящее  время  дидактические игры  являются  самостоятельной  формой  воспитания  и обучения.   Они   могут  использоваться    как  на  занятиях, так и вне  их.  (Глава  1.3)

        Ещё  нам бы  хотелось  рассказать  о  точке зрения  психологов  на  дидактическую  игру. В  книге  Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной  (28) говорится  о том, что  ведущей  деятельностью  дошкольников  может  быть  не  только  ролевая  игра, но и  дидактическая. Они  пишут, что все  виды  игр  являются  таковыми, обеспечивая  становление  разных  сторон  психики  ребёнка. Дидактической  игре  также присущи  признаки  ведущей  деятельности, рассмотренные  психологом  А.Н. Леонтьевым  в  отношении   ролевой:

  1. Новый  вид  деятельности - учебная - формируется  не  столько  в  ролевой  игре, сколько  в  дидактической, поскольку  она  прямо  направлена  на  усвоение  социальных способов  познания.  Ролевая  же  игра направлена  на  формирование  нравственного  сознания.
  2. В  дидактической  игре  развиваются  и  перестраиваются  все  познавательные  процессы, поскольку  именно  этот  вид  игры  прямо  направлен  на  развитие  умственной  сферы.
  3. Личностные  новообразования, такие ,  как  произвольность  поведения, соподчинение мотовов,  равнозначно  формируются   как в ролевой,  так  и  в  дидактической   игре.

Таким  образом, дидактические  игры  также  как  и  ролевые  являются  ведущей  деятельностью  детей  дошкольного  возраста.  Оказывают  огромное  влияние  на  всестороннее  развитие  и  воспитание ребёнка.  Облекая  обучение в  игровую  форму,  они  по общему признанию  являются  одной  из  самых  замечательных  находок  дошкольной  педагогики.

 

 

 

1.2  КЛАССИФИКАЦИЯ И  СТРУКТУРА  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 

   В  теории  и практике  дошкольного воспитания  существует  несколько  классификаций  дидактических  игр. Так  игры  классифицируют: по  наличию  или  отсутствию  игрового  материала (по его  характеру),  по  содержанию  по степени  активности  детей *.

   По  характеру  используемого  материала  дидактические   игры  принято  условно  делить  на  игры с  предметами  и  игрушками,  настольно  печатные  и  словесные.  Рассмотрим   некоторые  из  них:

  Игры  с  предметами  наиболее  доступны  детям, так как  основаны  на  непосредственном  восприятии,  соответствуют  стремлению  ребёнка  действовать с  вещами и  таким  образом  знакомиться  с  ними.  Играть  в них  ребёнок  начинает  ещё  в  раннем  возрасте и  не  утрачивает  интереса к  ним  на протяжении  всего  дошкольного  возраста.  В  играх с  предметами  используются  игрушки и  реальные  предметы.  Играя  с ними, дети  учатся  сравнивать, устанавливать  сходство  и  различие  предметов.  Ценность  этих  игр  в  том, что с  их  помощью  дети  знакомятся  со  свойствами  предметов и их  признаками:  цветом,  формой,  величиной,  качеством.  По  мере  овладения  детьми  новыми  знаниями  о  предметной  среде  задания  в играх  усложняются:  в  старших  группах  ребята  уже  в  определении предмета  по  какому-либо  одному  качеству,  объединяют  предметы  по  этому  признаку,  что  очень  важно  для  развития  отвлечённого,  логического  мышления.  К  этой  группе  игр относятся  игры с  природным  материалом (семена  растений,

листья, цветы, камушки, ракушки). Воспитатель  применяет их при 

 

 


*Бондаренко А.К. Дидактические  игры в д/с : Кн. для  воспитателей  д/с .-М. : Просвещение, 1991.- С. 3-21.

Кононова И.М. , Сергеева К.Д. Дидактические игры // Игра дошкольника/  Под. ред. С.Л. Новосёловой.-М. :Просвещение, 1989.-С. 102-111.

Менджерицкая  Д.В.   Воспитателю   о детской  игре. – М., 1982.-С. 115-126.

проведении таких  дидактических  игр,  как  «От  какого  дерева  лист?»,  «Кто  скорее  выложит  узор?», «Разложи  листья  по  убывающей  величине». В  таких  играх  закрепляются  знания  детей  об  окружающей  их  природной  среде,  формируются  мыслительные  процессы  ( анализ,  синтез,  классификация)  и  воспитывается  любовь  к родине, бережное  отношение  к  ней.

  Настольно-печатные  игры  отвечают  особенностям  наглядно-действенного  мышления  детей,  так как  они  построены  на  принципе  наглядности. В  процессе  этих  игр дети  усваивают  и  закрепляют  знания в  практических  действиях  не  с предметами, а  с  их  изображениями на  картинках. Настольно-печатные  игры  направлены  на  уточнение  представлений  об  окружающем,  систематизацию  знаний,  развивают  мыслительные  процессы и  операции. Настольно-печатные  игры  могут  быть  разделены  на  несколько  видов:

  1. Парные  картинки.  Игровая  задача  состоит  в  том, чтобы  подобрать  картинки  по  сходству. Самое  простое  задание  в такой  игре -  нахождение  среди  разных  картинок  двух  совершенно  одинаковых. Затем  задание  усложняется: ребёнок  объединяет  картинки  не  только  по  внешним  признакам, но  и  по смыслу:  например, найти два  самолёта ( они  могут  быть разные  по  форме, цвету, но  их делает похожими  принадлежность к  одному  виду  предметов);
  2. Лото. Они строятся  также  по принципу  парности: к  картинкам на  большой карте  подбираются  тождественные  изображения  на  маленьких  карточках.  Тематика  лото  самая  разнообразная: «Игрушки», «Посуда»,  «Одежда», «Дикие и  домашние  животные».  Игры  в  лото  уточняют  знания детей,  обогащают  словарь;
  3. Домино. Принцип  парности  в  этой  игре  реализуется  через  подбор  карточек-картинок  при очередном  ходе.  Тематика  домино  также  рарнообразна, как  и  лото. В  игре развивается  сообразительность, память, умение предвидеть  ход  партнёра;
  4. Разрезные  картинки  и кубики. Игры  направлены  на  развитие внимания, сосредоточенности,  на  уточнение  представлений о  соотношении  между  целым  и частью;
  5. Игры  типа «Лабиринт»  предназначены  для  детей  старшего  дошкольного  возраста.  Они  развивают  пространственную  ориентацию, умение  предвидеть результат  действия.  Помимо  тех  игр, которые  мы  перечислили, есть  много  других  настольно-печатных  игр.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр