Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Учитывая актуальность проблемы на современном этапе, мы выбрали тему «Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр». Дидактическая игра- это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей

Содержание работы

Введение ___________________________________________________стр.3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы дидактической игры в детском саду________________________________________________________стр.5
1.1. Дидактическая игра как психолого-педогогическое понятие_____стр.5
1.2. Классификация и структура дидактической игры______________стр.9
1.3. Своеобразия дидактических игр как формы воспитания и обучения дошкольников_______________________________________________стр.18
Глава 2. Особенности развития произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр___________________________________стр.21
2.1. Психолого-педогогические особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста___________________________________стр.21
2.2.Условия и пути развития произвольного внимания у школьников_________________________________________________стр.25
2.3. Значение дидактических игр в развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста__________________________стр.27
Заключение________________________________________________стр.30
Библиографический список___________________________________стр.31
Приложеня_________________________________________________стр.33

Файлы: 1 файл

курсовая работа пед псих.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

  Словесные игры  наиболее  сложные.  В  эту  группу  входит  большое  количество народных  игр  типа  «Краски», «Молчок», «Чёрное  и  белое». Они  не  связаны  с  непосредственным  восприятием  предмета, в  них  дети  должны  оперировать  представлениями.  Словесные  игры  построены  на словах  и  действиях  играющих.  В  таких  играх дети  учатся,  опираясь  на  имеющиеся  представления  о  предметах,  углублять  знания о  них, так как  в  них  требуется  использовать  приобретённые  ранее  знания  в новых  обстоятельствах.  Эти  игры  имеют  большое  значение  для  развития  мышления  ребёнка, так как  в них  дети  учатся  высказывать  самостоятельные  суждения,  делать выводы и  умозаключения,  не  полагаясь на  суждения  других,  замечать  логические  ошибки.  Эти игры  развивают  внимание, сообразительность,  быстроту  реакции,  связную  речь.  В  младшей  и  средней  группах  игры  направлены  в  основном  на  развитие речи, а в  старшем  дошкольном  возрасте  их  используют  для  формирования  мыслительной  деятельности.  Эти игры  проводятся  во  всех  группах,  но  особенно  они  важны  для  старших  дошкольников, так как  способствуют  подготовке детей  к  обучению  в школе:  развивают  умение  внимательно  слушать  педагога,  быстро  находить  ответ  на  поставленный  вопрос,  точно и чётко  формулировать  свои  мысли.

    По   содержанию  дидактические  игры  делят на  игры  по  ознакомлению  с  окружающим  миром,  развитию  речи, развитию  математических  представлений,  игры  музыкальные и т. д.

    По  степени  активности  детей  и  воспитателя  дидактические  игры  делят  на  три  группы:  игры-занятия, игры-упражнения, автодидактические игры.  Первые  два  вида  игр  проводятся  с  участием  воспитателя, а  автодидактические игры- это  игры  со специальными  предметами, манипулируя  которыми  ребёнок  постигает  отношения «больше-меньше», «выше-ниже» и  др.  автодидактически, без  участия  взрослого.

   Независимо  от  вида  дидактическая  игра  имеет  определённую  структуру,  отличающую  её  от других  видов  игр  и  упражнений.  Игра, используемая  для обучения,  должна  содержать  прежде  всего  обучающую, дидактическую  задачу. Многие  исследователи  говорят об  игровой  задаче *.  Играя, дети  решают  эти  задачи в  занимательной  форме,  которая  достигается  определёнными  игровыми  действиями.  Обязательным  компонентом  игры  являются  и  её  правила, благодаря  которым  педагог в  ходе  игры управляет поведением  детей,  воспитательно-образовательным  процессом. Таким  образом,  многие  исследователи выделяют  как составные  части дидактической  игры  дидактическую задачу,  игровую задачу,  игровые  действия и  правила. Все  эти  элементы  характеризуют  игру как  форму обучения и  игровую  деятельность одновременно. Одним  из основных  элементов игры   является  дидактическая  задача, которая  определяется  целью обучающего  и  воспитательного  воздействия.  Она  тесно  связана с  программой  занятий. Все  остальные  элементы  подчинены  этой  задаче и  обеспечивают  её выполнение.  Наличие дидактичской  задачи  или  нескольких задач подчёркивает  обучающий  характер игры,  направленность  обучающего  содержания  на  процессы  познавательной  деятельности  детей. Дидактическая  задача  определяется  воспитателем и  отражает  его обучающую  деятельность. Для  выбора  дидактической  игры  необходимо  знать уровень  подготовленности  воспитанников, так как  в  играх они  оперируют  уже

 


* Урунтаева Г.А. , Афонькина Ю.А. Учимся запоминать.- Мурманск, 1993.- С. 9-17.

 

 

  имеющимися  знаниями  и  представлениями. То  есть, определяя  дидактическую  задачу, надо  прежде  всего  иметь в  виду, какие  знания  должны  усваиваться, какие  умственные  операции  должны  развиваться. При  определении  дидактической  задачи   воспитателю  следует  избегать  повторений  в  её  содержании,  трафаретных  фраз ( «воспитывать  внимание, память, мышление»). Как  правило  эти  задачи  решаются в  каждой  игре, но  в одних  играх  надо  больше  внимания  уделять, например,  развитию  памяти, в  других - внимания, в  третьих- мышления.  Дидактические  задачи  разнообразны.  Это  может  быть  ознакомление  с  окружающим, развитие  речи.  Дидактические  задачи  могут быть  связаны  с  закреплением  элементарных  математических  представлений.

   Другим  структурным  элементом  игры   является   игровая  задача,  осуществляемая  детьми  в  игровой  деятельности.  Сущность  и  своеобразие  дидактической  игры заключается  в единстве  игровой  и  дидактической  задач. Если  преобладает  первая,  то игра  теряет  обучающее значение, а  если  вторая, то  она  становится  упражнением.  Эти  две  задачи  отражают  связь  обучения  и  игры.  В  отличие  от   прямой  постановки дидактической   задачи  на  занятиях   в  дидактических  играх,  она  осушествляется  через  игровую  задачу,  определяет  игровые  действия,  становится  задачей  самого  ребенка,  возбуждает  желание  и  потребность решить  её,  активизирует  игровые  действия.  Игровая  задача  иногда  заложена  в  название  игры:  « Узнаем,  что  в  чудесном  мешочке»;  « Кто  в  каком  домике  живет?»  Дидактическая  задача   реализуется  на  протяжении  всей  игры  через  осуществление  игровой  задачи,  игровых  действий,   а  итог  и   решения  обнаруживается  в  финале.  Только  при  этомм условии  дидактическая  игра  может  выполнить  функцию  обучения  и  вместе  с  тем   будет  развиваться   как   игровая  деятельность.

    Следующим  важным  элементом  дидактической  игры  является  игровое  действие.  Оно  составляет  основу  дидактической  игры,  без неё  невозможна  сама  игра.  Под  игровым  действием  мы   вслед  за Ф.И. Блехер,  Е.И. Удальцовой  понимаем  не  любое   производимое  в  игре  действие,  а  главным  образом  то,  которое  имеет   действительно  игровой  характер,  создает  игровую  ситуацию,  игровые   взаимоотношения.  Это  поиск  и  нахождение,   прятание,  загадывание,  отгадывание  и  так  далее.  Игровые  действия  являются   как  бы    рисунком  сюжета  игры.  Чем  разнообразнее  и  содержательнее  игровые  действия,  тем  интереснее  для  детей  сама  игра.   И  тем   успешнее  решаются  познавательные  и  игровые  задачи.   Игровое  действие,  состоящее  из  нескольких   игровых   элементов,   сосредотачивает  внимание  детей   на   содержании  и  правилах  игры  на  более  длительное  время  и  создает   благоприятные   условия  для  выполнения  дидактической  задачи.   Игровым  действиям  детей  нужно  учить.  Лишь  при  этом   условии  игра  приобретает   обучающий  характер  и  становиться   содержательной.  Обучение   игровым  действиям  чаще  всего  не  является  пямым,  а  дается  через  пробный  ход,  через   показ   действия   при   раскрытии   той  или  иной  роли.  Воспитатель не  всегда   сам   раскрывает  игровые   действия.  После  постановки  игровой задачи   он   иногда   предлагает   детям   подумать,   как  играть,  что  после  чего  делать.  Педагог  как  бы  привлекает  детей  к   сотрудничеству,   проектированию  хода  игры   через  ировые  действия,   при  этом  развивает  инициативу  детей.  По  своей   сложности  игровые  действия  различны  и  обусловленны  сложностью  познавательного  содержания  и  игровой  задачи.    В  разных  играх  игровые  действия  различны   по  их   направленности  и   по  отношению  к   играющим.  В  играх,  в  которых  участвуют  все  дети  и  выполняют  одинаковые  роли,  игровые  действия  одинаковы  для  всех.  При  разделении  детей  в  игре   на  группы   игровые  действия  различны.  Например,  в  игре  в  магазин  игровые  действия   покупателей  иные,  чем  продавца. Если   проанализировать  дидактические  игры  с  точки  зрения  того,  что  в  них  занимает  и  увлекает  детей, то  окажется,  что  детей  интересует  прежде   всего   игровое   действие.  Оно   стимулирует  детскую  активность,   вызывает  у  детей   чувство  удовлетворения.  Дидактическая  задача  завуалированная   в  игровую  форму,  решается  ребенком  более  успешно,  так  как  его   внимание   прежде   всего   направлено   на   развертывание  игрового  действия.  Незаметно  для  себя,  без  особого  напряжения  он  выполняет  дидактическую  задачу.  Благодаря  наличию  игровых  действий  дидактические  игры,  применяемые  на  занятиях,  делают  обучение  более  занимательным,  эмоциональным,  помогают  повысить  произвольное  внимание  детей,  создают  предпосылки  к  более  глубокому  овладению  знаниями,  умениями  и  навыками.

     Одним  из   составных   элементов  дидактической  игры  также  являются  правила.  Основная  их  цель  организоваить  действия,  поведение  детей.  Правила  могут  запрещать,  разрешать,  прдписывать  что-то  детям  в  игре,  делать  игру  занимательной,  напряженной.  Они  определяют,  что  и  как   должен  делать  каждый  ребенок  в  игре,   указывают  путь  к  достижению  цели.  Их  содержание  и  направленность  обусловлены   общими  задачами  формирования  личности  ребенка   и  коллектива  детей,  познавательным  содержанием,   игровыми    задачами  и   игровыми  действиями  в  их  развитии  и   обогащении.   Правила  содержат  нравственные  требования  к  взаимоотношениям  детей,  к  выполнению  ими  норм  поведения.  В  дидактических  играх  правила  являются  заданными.  Используя  правила,  воспитатель  управляет  игрой,  процессами  познавательной  деятельности,  поведением  детей. Правила  игры  имеют обучающий,  организационный,  дисциплинирующий  характер,  и  чаще всего  они  разнообразно  сочетаются  между собой.  Воспитатель  должен  учить детей  выполнению  правил,  не  перегружая  игру ими,  не  слишком  регламентируя  действия,  не  ожидая  скорых  результатов. Дети  часто  нарушают  правила  не  потому, что  делают  это сознательно,  а  потому  что не знают  как  их  выполнять.  Важно,  определяя  правила  игры, ставить  детей  в  такие  условия,  при  которых  они получали  бы  радость  от  выполнения  задания.  При этом  перестроятся  мотивы  игры  по  правилам.  Главным  мотивом  станет  доставить  радость себе  и  товарищам. Правила  помогают  развивать у детей  способности  торможения. Соблюдение  правил  в  игре  требует  от  детей  определённых  усилий  воли,  умения  обращаться  со  сверстниками,  преодолевать  отрицательные  эмоции,  проявляющиеся   из-за   неудачного  результата.  Вместе с тем  они  содействуют  формированию  самостоятельности,  самоконтроля  и  взаимоконтроля.  Через  усвоение  правил  воспитатель формирует у  детей  способность ориентировки  в  изменяющихся  обстоятельствах,  быстроту и  точность  реакции,  способность  сдерживать  непосредственные  желания.  В  результате  этого  формируется  способность  управлять  своим  поведением  в  разных  обстоятельствах,  соотносить  его  с  поведением  товарищей  по игре.  А  всё  это оказывает  глубокое  воспитательное  воздействие,  обеспечивает  формирование  ценных  качеств  личности  ребёнка.  Обобщив  данные  исследований  А.И. Сорокиной и  Е.И. Удальцовой *,  можно  сказать, что игровые  правила  выполняют  следующие  функции:

  • направляют  действия  детей  по  заданному  пути, объединяя  игровую и  дидактическую  задачи;
  • определяют  последовательность  действий,  помогают  организовать  игру и  решить  поставленную  задачу;
  • делают  игру  увлекательной,  способствуют  проявления  интереса к  ней;
  • позволяют  взрослому  косвенно  воздействовать на малышей  и  руководить ими;
  • регулируют и  формируют  взаимоотношения  учеников,  способствуют развитию у  детей  нравственно-волевых  качеств.

  Таким  образом, существует  много  видов  дидактических  игр  и  классифицируются они  по  разным  основаниям. Дидактические  игры  имеют  определённую  структуру,  куда  входят  следующие  элементы:  дидактическая  задача, игровая  задача, игровые  действия и  правила.  Это и  отличает  дидактические  игры от  всех  других  игр.

 


* Сорокина А.И. Дидактические  игры в д/с. Пособие для воспитателей д/с.-М.: Просвещение, 1982.- 96с.

Удальцова Е.И. Дидактические  игры в воспитании и обучении дошкольников.- Минск, 1976.

 

 

 

1.3      СВОЕОБРАЗИЕ    ДИДАКТИЧЕСКИХ    ИГР   КАК    ФОРМЫ

ВОСПИТАНИЯ И  ОБУЧЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 Основными  формами  обучения  детей  дошкольного  возраста  являются  занятия  и  дидактическая  игра.  И  на  занятиях,  и  в  играх  развитие  знаний, умений,  навыков,  отношений, мотивов учения  имеет  зону  актуального и  зону   ближайшего  развития.  Обучению  на  занятиях  принадлежит  ведущая  роль. Обусловлено  это  тем,  именно  на  занятиях  целенаправленно  и  последовательно выполняются   требования  «Программы  воспитания  в  детском  саду». Но  дидактические  игры  также  осуществляют  задачи  обучения,  следовательно  являются  формой  обучения . Дидактическая  игра  как  игровая  форма  обучения- явление  очень  сложное.  Особенность  дидактической  игры  заключается в том, что  цель  её проведения  скрыта  от  ребёнка. Малыш  не  понимае,  что  он не  просто  играет, а  участвует  в  процессе непроизвольного,  неосознаваемого  обучения.  При этом  воспитатель  также  активно  влияет  на ребёнка, как и  на  занятии.  Но  обучающее  воздействие  взрослого  осуществляется  косвенно, с  помощью  подбора  дидактических  игр,  через  их  правила и  действия.  Воспитатель  находится в  игре  как  бы  на  полпути  от  равноправного  партнёра  к  учителю, а  ребёнок  свободно  общается как  с  ним,  так  и  со сверстниками и  имеет  возможность  проявить  активность и  самостоятельность. В  отличие  от  занятий в  дидактической  игре  действуют  одновременно  два  начала:  учебное, познавательное, и  игровое,  занимательное.  В соответствии  с  этим  воспитатель в  одно и то же  время и  учитель, и  участник  игры,  он  учит  детей и  играет с ними, а  дети, играя,  учатся.  Учебное, познавательное  начало в  каждой  игре  выражается в  определённых  дидактических  задачах.  Наличие  дидактических  задач,  ради  которых  создаются и  проводятся  с  детьми  обучающие  игры, роднит  обучающие  игры  с занятиями, хотя в  игре и  на  занятиях  эти  задачи  различны по  характеру.  В  отличие  от  прямой  постановки  воспитателем  учебных  задач  на  занятии,  дидактическая  игра  становится  подлинной  формой  игрового  обучения  лишт в  том  случае,  когда  учебные  задачи  ставятся  перед  детьми  через  игру. Тесно  связываются с  игровым,  занимательным  началом, с  игровыми  задачами и  игровым  действием  дидактической  игры. Очень  важно,  что в  игре  учебное  задание   становится  игровой  задачей  самого  ребёнка.  Её решение  является  условием  достижения  того. Что в  данный  момент  более  интерисует  ребёнка  и  служит  ближайшей  целью  игры. Этим  определяется   особая  активность  детей  в  решении таких  игровых  задач,  имеющих  учебное  значение,  которое  по своему  содержанию   близко  мотивам  детской  игры.  Дидактическая  задача, таким  образом, как бы  замаскирована, скрыта от  ребёнка. Это и  делает  дидактическую  игру  особой  формой  обучения  и  непреднамеренного  усвоения  знаний и  умений  детьми.  Как  только  исчезает  игровой   характер  взаимоотношений  между  педагогом  и  детьми, и  воспитатель  становится  на  путь  прямого  обучения,  дидактическая  игра  перестаёт  быть  сама  собой, попадает  в  разряд  упражнений  (Усова). Во избежание  этого  в  каждой  дидактической  игре  должно  быть  представлено  развёрнутое  игровое  действие.  Как  отмечается  в  работах  Е.И. Удальцовой и     Блехер  дидактическая  игра  становится  игрой  благодаря  наличию  в  ней  игровых  моментов:  ожидания, неожиданности,  элементов  загадки.  Именно  игровые  действия,  достижение  их  в  процессе  игровых  результатов,  является  основным  для  дидактической  игры.  И  если  мы  хотим  действительно  игровую  форму  обучения,  надо  заботиться не только  о выполнении  дидактических  задач , но и о  том, чтобы  получилась  интересная  игра.  В дидактической  игре  основным  стимулом  познавательной  деятельности, мотивом  выполнения дидактической  задачи  становится  не  прямое  указание  воспитателя  и  желание  детей  научиться у  него, а  естественное  для  дошкольников  стремление  играть,  желание  достигнуть  игровой  цели,  выйграть. Именно  это  заставляет  детей  лучше  воспринимать  окружающее,  внимательнее  всматриваться,  вслушиваться,  быстрее  ориентироваться  на  нужное  свойство и  тем  самым   усваивать  неовходимые  знания  и  сособы  действия.  Дидактические  игры  характеризуются  значительным   своеобразием  и особенностями  в  способах  организации  воспитательно-образовательной  работы.  Если  на  занятиях  преъявляются  общие  задачи, и  все  дети  производят  однотипные  действия, то в  дидактических  играх  деятельность одновременно  играющих  детей  чаще носит  разный  характер: одни  загадывают, другие  отгадывают. Всё  это  показывает, что признание  дидактических  игр в  качестве  особой  формы  организации  обучения,  отличной  от  учебных  занятий, требует  определения  её должного  места  в  дидактическом  процессе  детского  сада и не  только  внутри  занятий, а  наряду с  ними и  даже  вместо  некоторых  из  них.

Вывод:  Дидактическая  является  важной  формой  обучения,  наряду с  занятиями.  Главная  её  особенность в  том, что  обучение  осуществляется  средствами  активной и  интересной  для  детей  игровой  деятельности. Дети  учатся  играя.

  1. Дидактическая  игра  оказывает  огромное  влияние  на  всестороннее развитие  личности  ребёнка;
  2. Дидактическая  игра  является  важной  формой  обучения  детей  дошкольного  возраста,  наряду с  занятием.  Её  главная  особенность в  том, что  обучение  осуществляется  средствами  активной и  интересной  для  детей  игровой  деятельности;
  3. Существует  много  видов  дидактических  игр,  но  все  они  связаны  между собой  тем, что  имеют  одинаковую  структуру,  которая  включает  в  себя следующие  компоненты:  дидактическая и  игровая  задачи,  игровое  действие и  правила.  Эта  структура и  отличает  дидактические игры от  всех  других   игр  и  упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.     ОСОБЕННОСТИ      РАЗВИТИЯ    ПРОИЗВОЛЬНОГО

ВНИМАНИЯ У  ДОШКОЛЬНИКОВ В  ПРОЦЕССЕ

ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР

 

    1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

 

   Внимание- это  сосредоточенность  человека  на  объекте  при  отвлечении от других  объектов  менее значимых. В  работе  Л.С. Выготского можно  прочесть  следующее « Традиционная  психология  определяет  внимание  как  такую  деятельность,  при  помощи  которой  нам  удаётся расчленить  сложный  состав идущих  на нас  извне впечатлений,  выделить в  потоке  наиболее важную  часть,  сосредоточить на  ней  всю  силу  нашей  активности и тем  самым  облегчить ей  проникновение  в  сознание» *.  То  есть  внимание  проявляется  в  умении человека  сосредоточиться  на  каком-нибудь  одном  раздражителе,  выделяя  его  из всего  потока  раздражений,  который  действует  ежеминутно на  нервную  систему  человека.Такой  выделенный  раздражитель, занимая  главное  доминирующее  положение, создаёт в  коре головного мозга человека  наиболее смльный очаг нервного возбуждения- доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей  тормозится. Они не доходят до сознания человека, он их не замечает, но постепенно человек устаёт, начинает отвлекаться  от своей работы, и какой-то новый раздражитель, приобретая новую силу,занимает место доминант. Вот это и является физиологической основой внимания. Но что касается детей. Чем моложе дети, тем более резко процессы возбуждения  преобладают у них над  процессами  торможения, и  следовательно  дети не могут длительное время  сосредотачиваться на чем- то

Информация о работе Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр