Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:39, курсовая работа
Учитывая актуальность проблемы на современном этапе, мы выбрали тему «Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр». Дидактическая игра- это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей
Введение ___________________________________________________стр.3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы дидактической игры в детском саду________________________________________________________стр.5
1.1. Дидактическая игра как психолого-педогогическое понятие_____стр.5
1.2. Классификация и структура дидактической игры______________стр.9
1.3. Своеобразия дидактических игр как формы воспитания и обучения дошкольников_______________________________________________стр.18
Глава 2. Особенности развития произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр___________________________________стр.21
2.1. Психолого-педогогические особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста___________________________________стр.21
2.2.Условия и пути развития произвольного внимания у школьников_________________________________________________стр.25
2.3. Значение дидактических игр в развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста__________________________стр.27
Заключение________________________________________________стр.30
Библиографический список___________________________________стр.31
Приложеня_________________________________________________стр.33
* Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова.- М. : Педагогика-Пресс, 1996.- С. 108-129.
одном. Внимание выполняет много разных функций в жизни человека:
В психологии
выделяют свойства или
1) Внимание привлекает
какой-либо сильный , необычный, резкий,
внезапный раздражитель. То есть
появление какого-либо объекта,
* Люблинская А.А. Учителю о психологии мл. шк. Пособие для учителя.- М. : Просвещение, 1977.
резкий крик, вошедший посетитель-все подобные раздражители захватывают место главного очага возбуждения у детей , становятся доминантными, вытесняя все остальные воздействия, которые попадают в положение субдоминантных (подчиненных) . Внимание, которое привлекается новизной, силой раздражителя, носит название – непроизвольного. Этот вид внимания – естественное проявление безусловно – ориентировочного рефлекса, которывй выполняет защитную функцию. Этот вид характерен для маленьких детей.
2) Следующий вид- это произвольное внимание, которое нас интересует. Оно характеризуется целенаправленностью. Физиологическая основа его – закон взаимной индукции нервных процессов. Согласно которому процесс возбуждения, возникший в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других её областях. Преобладающий очаг возбуждения в коре головного мозга обеспечивает наилучшие условия для усвоения конкретного материала . Таким образом, произвольное внимание играет важную роль в воспитании и обучении детей . Оно направляется волевым усилием человека. Обычно такого произвольного внимания требует неинтересное, скучное дело, смысла которого человек не видит и выполняет его , подчиняясь требованиям других. Оно трудно дается маленьким детям. Оно требует большого волевого напряжения, умения намеренно отвлечься, отключится от всех интересных впечатлений и заставить себя сосредоточиться на неинтересном содержании. Из всего этого следует , что развитие этого вида внимания имеет большое значение и именно на это направлена наша работа.
3) Источником внимания является интерес, то есть отношение человека к какому- то предмету, к своей деятельности , к поставленной задаче, которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явление более глубоко и разносторонне. Особое значение для возникновения и поддержания этого вида внимания имеет активная мыслительная деятельность человека. Такой вид внимания также называют непроизвольным, но «вторичным» (Э. Титченер, С.Л. Рубинштейн ). Оно не требует усилий, привлекается самим предметом, но не его яркостью, необычностью, а содержанием . В этом случае некоторые авторы по предложению Н.Ф.Добрынина используют термин «послепроизвольное внимание». От непроизвольного оно отличается тем,что предполагает сознательное усвоение. Бывает,что приступая к работе человек заставляет себя. Постепенно работа увлекает человека, становится интересной ,и его внимание из произвольного превращается в послепроизвольноеТаким образом, педагоги должны использовать познавательные интересы детей во время занятий. Нельзя строить повседневную работу на волевом, произвольном внимании детей. Оно требует большого нервного напряжения и оказывается очень трудным. Надо ориентироваться на третий вид внимания, которое поддерживается интересом. Здесь важную роль приобретает дидактическаяигра, которую дети очень любят. Такая игровая деятельность интересна и продуктивна,она «держит» внимание детей, не требуя от них большого нервного напряжения.
В дошкольном возрасте
внимание развивается быстрыми
темпами, происходят существенные
сдвиги в его развитии. На протяжении
всего дошкольного периода
Таким образом, внимание
играет важную роль в жизни
человека. Способствует воспитанию
и обучению детей. При этом
важное значение имеет
2.2 УСЛОВИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие внимания связано
с усвоением средств
*. Люблинская А.А. Учителю о психологии мл. шк. Пособие для учителя.- М. : Просвещение, 1977.
сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать их. Они откладывали запрещённые цвета и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними. Следовательно, этот эксперимент действительно показывает, что внешние средства играют важную роль в поддержании внимания. Но помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания- речь. Сначала взрослые организуют внимание ребёнка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнить заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства. Позднее, в связи с развитием речи, ребёнок начинает сам обозначвать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.По мере развития планирующей функции речи ребёнок становится способным заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. Значение словесной самоинструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изображений ( например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать картинки, на которых было запрещённое изображение. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действий. В этих условиях дети часто ошибались. Однако выполнение задания сразу же изменилось, когда ему предлагали повторить вслух инструкцию. Начиная со старшего возраста дети после этого давали правильное решение, даже если в последующие задания вводили новых животных. На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко увеличивается. Это проявляется в том, что, выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривали инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Следовательно, со временем дети не только подчиняются речевым инструкциям взрослого, но и учатся подчиняться собственным речевым приказам, что станивится основой формирования целенаправленного внимания.
Таким образом, большое значение
в развитии внимания имеют
различные средства, такие как: указательный
жест и другие внешние
2.3 ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как уже говорилось
выше, дидактические игры имеют
большое значение для
Также мы бы хотели написать о другой причине, которая приводит к такому большому влиянию дидактических игр на развитие произвольного внимания. Мы уже писали выше, что основными условиями, средствами его развития являются указательный жест ( и другие внешние средства ) и слово. Можно сказать, что эти средства широко представлены в дидактических играх. Например, внешним средством в дидактических играх выступает разнообразный наглядный материал, который используется воспитателем. Это различные картинки, игрушки, предметы, с которыми ребёнок активно взаимодействует, то есть наглядный материал широко используется в игровых действиях. Дети выбирают карточки, картинки, раскладывают предметы, фишки; покупают игрушки. Игровое действие с использованием наглядного материала ( то есть внешнего средства ), состоящее из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создаёт благоприятные условия для его развития. Речь также широко представлена в дидактических играх, вернее в игровых действиях и правилах. Слово широко используется в словесных дидактических играх, где игровыми действиями является отгадывание, загадывание, быстрый подбор нужного слова. Речь также использует воспитатель, когда озвучивает правила дидактической игры. Позже дети сами начинают проговаривать эти правила для себя, тем самым совершенствуют, развивают своё произвольное внимание, учатся целенаправленно сосредотачиваться.
Влияние дидактических игр на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста обусловлено тем интересом, который они вызывают и который заставляет детей сосредотачиваться. Также дидактические игры включают в себя основные средства развития произвольного внимания, такие как- указательный жест и другие внешние средства и речь.
Внимание играет важную роль в жизни человека, способствует воспитанию и обучению детей;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В нашей работе мы изучали
влияние системы дидактических
игр на развитие произвольного
внимания детей 5-6 лет. Произвольное
внимание имеет большое