Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Учитывая актуальность проблемы на современном этапе, мы выбрали тему «Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр». Дидактическая игра- это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей

Содержание работы

Введение ___________________________________________________стр.3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы дидактической игры в детском саду________________________________________________________стр.5
1.1. Дидактическая игра как психолого-педогогическое понятие_____стр.5
1.2. Классификация и структура дидактической игры______________стр.9
1.3. Своеобразия дидактических игр как формы воспитания и обучения дошкольников_______________________________________________стр.18
Глава 2. Особенности развития произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр___________________________________стр.21
2.1. Психолого-педогогические особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста___________________________________стр.21
2.2.Условия и пути развития произвольного внимания у школьников_________________________________________________стр.25
2.3. Значение дидактических игр в развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста__________________________стр.27
Заключение________________________________________________стр.30
Библиографический список___________________________________стр.31
Приложеня_________________________________________________стр.33

Файлы: 1 файл

курсовая работа пед псих.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

БИБЛИОГРАФИЯ:

 

1.   Аванесова В.Н. Дидактическая  игра как форма  организации  обучения в      детском  саду / Сб. “Умственное  воспитание дошкольников” / Под. ред. Н.Н. Поддьякова.-М. : “ Педагогика”, 1972.

2. Аванесова В.Н. Дидактические  игры. // Сенсорное воспитание в детском саду / Под. ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой.-М.: Просвещение, 1980.- С. 320-324.

3. Артёмова Л.В. Окружающий  мир  в дидактических  играх  дошкольников: Кн. для воспитателей  д/с и  родителей.-М.: Просвещение, 1992.

4. Богуславская З.М. , Смирнова Е.О. Развивающие  игры  для  детей  мл. дошкольного  возраста: Кн. для  воспитателей  д/с .-М. : просвещение, 1991.- С. 139-155.

6. Болотина Л.Р. , Комарова Т.С. Дошкольная  педагогика: Учебное пособие для студ. сред. учебных  заведений.-М. : «Академия», 1998.-С.139.

7. Бондаренко А.К. Дидактические  игры в д/с : Кн. для  воспитателей  д/с .-М. : Просвещение, 1991.- С. 3-21.

8. Бородова К.К. Дидактическая игра  как средство развития детей., 1967.

9. Воспитание детей в  ср. гр. д/с / Сост. Г.М. Лямина.-М.:Просвещение, 1982.- С. 53-56.

10. Выготский Л.С. Педагогическая  психология / Под. ред. В.В. Давыдова.- М. : Педагогика-Пресс, 1996.- С. 108-129.

11. Готовность детей к школе. Диагностика псих. развития и коррекции его неблагоприятных  вариантов / Под. ред.  Слободчикова.- Томск, 1992.-С. 20-23.

12. Дошкольная  педагогика. Учебное  пособие для  студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч. 2. / Под. ред. В.И. Логиновой,  П.Г. Саморуковой.-М. : Просвещение, 1988.- С. 131-135.

13. Игры и упражнения  в обучении шестилеток: Пособие  для учит. / Под. ред. Н.В. Седж.- Минск, 1985.

14. Козлова С.А. , Куликова Т.А. Дошкольная  педагогика.: Учебное пособие дя  студ. ср. пед. учебных  заведений.-М.: «Академия», 2000.- С. 322-335.

15. Люблинская А.А.  Учителю о  психологии мл. шк. Пособие  для  учителя.- М. : Просвещение, 1977.

16. Менджерицкая  Д.В.   Воспитателю   о детской  игре. – М., 1982.-С. 115-126.

17. Мухина В.С. Детская психология. / Под. ред. Л.А. Венгера.-М.: Просвещение, 1985.- 272с.

18. Сорокина А.И. Дидактические  игры в д/с. Пособие для воспитателей  д/с.-М.: Просвещение, 1982.- 96с.

19. Тихеева Е.И. Дидактические игры. // История  сов. дошкольной педагогики. Хрест. / Под. ред. М.Ф. Шабаевой.-М., 1980.- С. 237-239.

20. Удальцова Е.И. Дидактические  игры в воспитании и обучении  дошкольников.- Минск, 1976.

21. Урунтаева Г.А. , Афонькина Ю.А. Учимся запоминать.- Мурманск, 1993.- С. 9-17.

22. Усова А.П. Роль игры в воспитании  детей. –М.: Просвещение, 1976.

23. Хачапуридзе Б.И. Основы дошкольных  дидактических  материалов.// История сов. дошкольной педагогики. Хрест. / Под. ред. М.Ф. Шабаевой.-М., 1980.-С.320-324.

24. Шмаков С.А. Игры шутки- игры  минутки.-М.: Новая школа, 1993.-С.44-49.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Приложение 1.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

 

                                          «ПРЯТКИ  С  ИГРУШКАМИ» 

Особенности игры и  ее  воспитательное значение. Цель данной игры- развивать у детей устойчивость внимания.  Развитие способности удерживать  в памяти  определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно  для детей дошкольного возраста .  Устойчивое  и сосредоточенное внимание удерживается с помощью привлекательных игрушек.  

Игровой материал. Пять – семь игрушек. Игрушки должны быть среднего размера, очень привлекательными  и новыми для детей.

Ход игры. Придя в детский сад, дети видят приготовленный им сюрприз:

на отдельном столике  новые игрушки. Воспитатель говорит , что дети будут играть с ними в прятки,  а прятатся будут игрушки.  Он подзывает троих детей и предлагает каждому из них выбрать игрушку , которая больше всего нравится.  Просит описать ее.  Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета,  который ему  нужно будет искать. Водящие закрывают глаза. Остальные дети прячут каждую из игрушек в какое –нибудь заметное место. Педагог  говорит им, что помогать водяшим нельзя.  Дети открывают глаза,  и воспитатель объясняет им правила игры.  После чего дети ищут игрушки,  а воспитатель напоминает остальным участникам, что они не должны выдавать секрет.  Когда водящие возвратятся  с игрушками, воспитатель спрашивает остальных : «Кто первый нашел игрушку?  Он свою игрушку нашел?».  Тому,  кто выиграл, выдается значок. Водящие выбираются снова и игра повторяется снова.

Правила игры. 1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

2. Не подсказывать, где спрятаны  игрушки, не выдавать общего секрета. Того, кто нарушает эти правила  не выберут искать игрушки.

3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза и подсматривать.

4. Прятать игрушки поручается  только тем, кто выполняет все  правила.

Советы воспитателю. Игра должна проходить оживлённо, эмоционально. Важно, чтобы дети внимательно рассмотрели выбранные игрушки. К процедуре прятания игрушек лучше привлекать непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

                        « ПРОКАЗЫ МИШКИ-ШАЛУНИШКИ»

Особенности игры и ее воспитательное значение. Данная игра направлена на развитие сосредоточенности и устойчивости внимания, Ребенок должен осознать  порядок расположения цифр. Эта игра также способствует  математическому развитию. Эта игра и развлекает детей и одновременно  развивает их.

Игровой материал. Набор цифр; набор фигурок, изображающих  детей или сказочных персонажей; небольшой плюшевый медвежонок с сумочкой через плечо.

Ход игры. Игра проводится с небольшой группой детей (5-6 человек). Участники садятся вместе с воспитателем за стол. Педагог ставит на стол игрушечные фигурки, изображающие персонажей сказок, или фигурки детей, и каждый ребёнок выбирает себе игрушку по вкусу.

 Неожиданно воспитатель достает  игрушечного мишку. Он по очереди  знакомится со всеми детьми  и говорит: «Давайте теперь поиграем. Смотрите какая у меня красивая сумочка. Я принес ее , чтобы что- то спрятать.» После этого достает цифры, проговаривает их с детьми. После этого мишка просит их закрыть глаза и прячет одну из цифр. Сдвигает цифры , чтобы не было видно промежутка. Затем  просит каждого ребенка, чтобы он поставил игрушку в то место, где не хватает цифры. Когда все фигурки будут поставлены, Мишка- шалунишка вынимает цифру из сумочки и предлагает одному из детей поставить ее на место. Ребенок выполняет поручение,  а все остальные проверяют кто правильно поставил  фигурку,  а кто ошибся. Игра повторяется несколько раз.

Правила игры. 1. Вовремя закрывать глаза, не подглядывать, пока мишка не разрешит смотреть.

2. Каждый, кто отгадал, где не  хватает цифры, должен поставить  свою игрушку на это место. Отгадывать нужно самостоятельно, не подражая соседу.

Советы воспитателю. Успех игры зависит от того, удастся ли вам с самого создать игровую ситуацию и захватить воображение детей.Объяснение даётся сразу в игровой форме. Важно, чтобы дети не подглядывали, когда мишка прячет цифру. Чтобы облегчить им ожидание, покажите как лучше это сделать: положить руки на стол, закрыть глаза и опустить голову на руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

                              «БОЛЬШОЙ ЭКЗАМЕН»

Дидактические задачи. Проверить и закрепить представления о времени. Формировать сосредоточенность и устойчивость внимания.

Игровые действия. Ловить мяч и отвечать на вопрос.

Правила игры. Внимательно слушать вопрос и при получении мяча отвечать в соответствии с условиями ведущего.

Игровой  материал. Мяч средней величины.

Ход игры. Воспитатель говорит:  Мы сегодня будем  играть в игру «Большой экзамен». На экзамене учитель задаёт вопросы, а ученик отвечает. А мы поиграем так: вы встанете в кружок. Я спрошу, а вы все подумайте, как ответить. Отвечать будет тот, кому я брошу мяч. Вот например: я скажу утро. А что дальше? Что наступает после утра? (день). Я спрошу: а дальше? (вечер, ночь). А как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? Ответить должен тот, к кому попадет мяч. За ответ я буду ставить отметку: очень хорошо, хорошо, почти хорошо. Начали: Зима, а за нею? Весна, а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за нею? Сколько дней в неделе? Какой первый, второй и т.д.? Сколько месяцев в году? Назовите летние месяцы? И т. д. А теперь вы сами задавайте вопросы и бросайте мяч друг другу.

Советы воспитателю. Игра должна проходить в быстром темпе. Кие игры можно проводить на разнообразном материале и в разное время года. Необходимо, чтобы в них активное участие принимали все дети.

     

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр