Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 04:05, дипломная работа
Цель: исследовать психолого–педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально – творческой стороны личности младших школьников.
Предмет исследования: психолого– педагогические условия, влияющие на эмоционально – чувственный мир и творческую активность младшего школьника.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника
§1. Эмоционально-чувственный мир и его значение в жизни человека
§2. Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе
§3. Психологические и педагогические основы формирования эмоционально-творческой личности младшего школьника через его эмоциональное восприятие мира
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста
§1 Методика опытно-экспериментальной работы
§2 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на начало экспериментальной работы
§3 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на конец экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Выпускная квалификационная работа
по психологии
Тема: Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника
Оглавление
Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника
§1. Эмоционально-чувственный мир и его значение в жизни человека
§2. Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе
§3. Психологические и педагогические основы формирования эмоционально-творческой личности младшего школьника через его эмоциональное восприятие мира
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста
§1 Методика опытно-экспериментальной работы
§2 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на начало экспериментальной работы
§3 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на конец экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В последние годы в нашей стране обострилось внимание к проблемам теории и практики формирования эмоционально – чувственной и творческой культуры школьника.
Данная проблема связана непосредственно с этическим развитием ребенка которое начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Поскольку, эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержания должно охватывать изучение приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, хореографии…Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. [ ] «Прекрасное есть жизнь. Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова она должна быть по нашем понятиям. Прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» это слова Чернышевского . М. Горький же говорил о другой стороне красоты. «Под красотой, мы понимаем такое сочетание материалов, а также звуков, красок, слов, которое придает созданному, сработанному человеку - мастером форму действующую на разум и чувства, как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству».[ ]
Современная школа должна учесть необходимость формирования у учащихся эстетических потребности, в области искусства, в постижении художественных ценностей общества, развивать у учащихся художественное восприятие, давать знания, связанные с пониманием искусства и умением выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности.
Большое место в эстетическом воспитании должно занимать формирование художественного вкуса, умения отличать подлинные высоко художественные произведения от примитивного ремесленничества, художественных подделок, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения. «С самого начала, как только человек соприкасается с азами творческого процесса, рядом с ним должен властно звучать голос: смотри на то, что вокруг тебя! Прекраснее правды, прекраснее действительности нет нечего! Уметь увидеть! Искусство видеть спасает от общих неконкретных представлений, от «вокруг да около», от мыслей «вообще» [ ]
Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которое необходимо развивать и использовать в целях воспитания. [ ]
«Задача современной школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, в вести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительностью, развития мышления и нравственного совершенства». [ ]
Рассмотрением и разработкой новых методов развития эмоционально - творческого мира занимались в разное время психологи и педагоги: Л.С. Выготский, А. Валлон, Т.П. Гаврилова, Д.Б. Кабалевский, К.Д. Ушинский. Они считали, что искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности человека в целом. Многие деятели образования и культуры: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский отмечали, что особенно важно в наиболее благоприятном для младшего школьного возраста, когда чувство красоты природы, окружающих людей вещей, создает в ребенке особые психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет их любознательность, развивает мышление, память, воображение, волю и другие психические процессы.
Из всего выше сказанного, предполагаем, что приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, который нашел свое отражение во всех видах искусства и в самых разных формах и методах преподавания, педагог развивает и формирует эмоционально – чувственную культуру младшего школьника, способствуя тем самым воспитанию творческой личности.
Данное предположение определяет тему выпускной квалификационной работы: «Психолого–педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младшего школьника».
Цель: исследовать психолого–педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально – творческой стороны личности младших школьников.
Предмет исследования: психолого– педагогические условия, влияющие на эмоционально – чувственный мир и творческую активность младшего школьника.
Задачи: 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой сторон личности младшего школьника;
2. Проанализировать литературу
по проблеме создания
3. Провести опытно –
4. Разработать методические
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого–педагогической литературы;
2. Традиционно – эмпирические методы;
3. Методы стратегических
База исследовательской деятельности: Глуховская средняя школа Алексеевского района; класс
Структура данной работы такова: выпускная квалификационная работа имеет введение, две главы – теоретическое и практическое исследование темы, материалы приложения, библиографические сведения по рассматриваемой теме.
Глава I Теоретические основы проблемы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника
§1 Эмоционально-чувственный мир и его значение в жизни человека
В данном параграфе мы рассмотрим, что понимается под эмоционально-чувственным миром человека.
Так, рассмотрим понятия «эмоции» и «чувства» в психолого-педагогической литературе.
Проблемой исследования эмоционально-чувственного мира человека занимались как западные исследователи З. Фрейд, У. Джемс, У. Кеннон, И. Ф. Гербарт, американский психолог Л. Фестингер, так и отечественные научные деятели: психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Р.С.Немов, А.В.Петровский, П.В.Симонов. Исследователи пытались дать объяснение, раскрыть специфику и особенности эмоционально-чувственного мира человека.
Концептуальным в нашей работе является вопрос влияния эмоций на психику и поведение человека. Учение об эмоциях и чувствах представляет собой одну из неразработанных глав в советской психологии. В современной психологической науке данная проблема является достаточно разработанной, обоснованной с опорой на учения как отечественных, так и западных исследователей.
Рассмотрим понятие «чувство» в психолого-педагогической литературе.
Нередко понятия «эмоция» и «чувство» рассматриваются как синонимы, отождествляются в исследованиях А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, В.Г.Казанова и других указывают на ошибочность этой точки зрения.
Отечественные психологи А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский понимают «чувства» как одну из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
Психологи В.Г.Казаков и Л.Л.Кондратьева отмечают, что «чувство более сложное устоявшееся эмоциональное отношение человека к миру, к поступкам и поведению людей, к коллективу и к самому себе (к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности) и так далее.
Отечественные психологи В.А.Петровский, М.Г.Ярошевский и другие отмечают, что эмоции отражают субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют и стабильную значимость.
В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального познания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов.
Рассмотрим следующие функции чувств, которые выделяют в психолого-педагогической литературе. 1.Отражательная функция чувств выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Эмоциональная оценка событий формируется не только на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате сопереживаний, возникших в общении с другими людьми, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и так далее
1.Отражательная
функция чувств выражается в
обобщенной оценке событий. Благодаря
тому, что чувства охватывают
весь организм, они позволяют
определить полезность и
Чувства как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи.
Обозначенная выше оценочная или отражательная функция чувств непосредственно связана с
2. побудительной или стимулирующей функцией. С.Л. Рубинштейн указывал, что «... эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».
В связи с тем, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют
3. подкрепляющую
функцию чувств. Значимые события,
вызывающие сильную
4. Переключательная
функция чувств особенно ярко
обнаруживается при
5. Приспособительная
функция чувств. По утверждению
Чарльза Дарвина, эмоции возникли
как средство, при помощи которого
живые существа устанавливают
значимость тех или иных
6. Коммуникативная
функция чувств. Мимические и
пантомимические движения
Учение об эмоциях или чувствах представляет собой самую неразработанную главу в прежней, советской психологии. Эту сторону поведения человека оказалось труднее описать, классифицировать и связать какими-нибудь законами, чем все остальные.
Эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением.
В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств: