Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 04:05, дипломная работа

Описание работы

Цель: исследовать психолого–педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально – творческой стороны личности младших школьников.
Предмет исследования: психолого– педагогические условия, влияющие на эмоционально – чувственный мир и творческую активность младшего школьника.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника
§1. Эмоционально-чувственный мир и его значение в жизни человека
§2. Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе
§3. Психологические и педагогические основы формирования эмоционально-творческой личности младшего школьника через его эмоциональное восприятие мира
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста
§1 Методика опытно-экспериментальной работы
§2 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на начало экспериментальной работы
§3 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на конец экспериментальной работы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника.docx

— 100.05 Кб (Скачать файл)

Инструкция к проведению.

Исследование проводится индивидуально с детьми 7-8 лет. Проводится 2 серии.

Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых, задают следующие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку?».

Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки детей и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и так далее)? Как ты догадался об этом? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?».

Обработка данных.

Подсчитывают число верных ответов по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника.

Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе:

1) ребенок  раскован, дает верные, сложные ответы  по каждой серии. Подробно описывает  каждую картинку (независимо от  изображения на ней взрослого  или ребенка), опираясь на ярко  выраженные на лицах в момент  переживания людьми мимические  проявления – 3 балла;

2) ребенок  охотно отвечает на поставленные  выше вопросы, однако допускает  ошибки в ответах. Дает не достаточно  точное, однако приближенное к верному описание картинок с изображением:

а) взрослых, но путаются при описании эмоциональных состояний детей;

б) наоборот: не достаточно точное, но приближенное к верному описание эмоциональных состояний детей, путаясь при описании фотографий взрослых – 2 балла;

3) ребенок  зажат, дает неверные ответы практически  на все вопросы обеих серий, либо ответы не полны, скупы, символичны. Путается при описании фото  как детей, так и взрослых, либо  вообще не может описать их  – 1 балл.

II. 2. Следующим  этапом нашей работы будет  проведение диагностики «Понимаете  ли вы язык мимики?»

Цель методики: выявление способности детей 7-8 лет к эмпатии, то есть способности к сопереживанию через восприятие мимически-выраженных эмоциональных состояний человека.

Материал: 12 карточек с нарисованными лицами, в которых художник закодировал двенадцать состояний человека и один полный рисунок.

Инструкция к проведению.

Детям 7-8 лет предлагается 12 карточек-картинок. Педагог берет в руки отдельную карточку: «Друзья, познакомьтесь с мальчиком Томом. Однажды с ним произошла такая история: решил Том как-то раз сходить к художнику и попросить его, чтобы тот нарисовал его портрет. Художник согласился нарисовать портрет нашего мальчика за 12 дней. Однако, каждый день Том приходил к художнику с разным настроением и к сожалению портрета не получил. Через 12 дней художник отдал Тому только 12 картинок- набросков. Вот они (показывает карточки-картинки). Том отдал мне их и попросил вас ребята, чтобы вы внимательно рассмотрев рисунки, ответили на такой вопрос: «С каким настроением Том пришел к художнику в первый день, с каким во второй и так далее? Скажите, почему же портрет Тома все-таки не получился?»

Каждый ребенок рассматривает картинки и расшифровывает их; результаты записываются педагогом в протокол.

Обработка данных.

По окончании исследования ответы детей сравниваются с правильными ответами (правильными считаются ответы, находящиеся в одном синонимическом ряду с данными ниже формулировками):

1) безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) сильная  злость; 5) грусть; 6) застенчивая радость; 7) плохое самочувствие; 8) злость; 9) бурная  радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12) скорбь.

Если детям удалось угадать большинство состояний, значит, задача научиться читать по лицам для них не актуальна. Если же результат получится неутешительный, вам следует уделить этому вопросу особое внимание:


 

 

 

 

 

По окончании подсчета результатов мы выделили 5 уровней:

1 уровень  – дано лишь 1-2 правильных ответа. Путаница в остальных.

2 уровень  – ребенок отгадал лишь 3-4 зашифрованных эмоциональных состояния;

3 уровень  – разгадана лишь половина  представленных на карточках  кодов-состояний;

4 уровень  – ребенок отгадал 8 -9 зашифрованных  эмоциональных состояний, проявляя  при этом попытки разгадать  остальные,

однако, путаясь в ответах;

5 уровень  – верно угаданы все или 10 из 12 предложенных состояний-шифров. Допустима 1 – 2 ошибки.

Следующим моментом нашей опытно- экспериментальной работы стало проведение исследования эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.

II. 3. Изучение эмоциональных проявлений детей, при разыгрывании сюжетных сценок

Цель исследования: изучить степень развития эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок, способности воплощать эмоциональные состояния героев в сценках.

Подготовка исследования.

Педагог подбирает ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

1) больная  мама лежит в постели, старшая  дочка приводит брата к ней;

2) во  время обеда в группе мальчик  нечаянно разливает суп и все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган; преподаватель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем;

3) мальчик  потерял варежки, и на прогулке  у него сильно замерзли руки, но он не хочет показывать, что очень замерз;

4) девочку  не приняли в игру, она отошла  в угол класса, низко опустила  голову и молчит, вот-вот заплачет;

5) мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался  лучшим в классе.

Подготовка детей (двух – трех) для инсценировки этих сюжетов.

Проведение исследования.

Исследование проводится с детьми 7 – 8 лет.

Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить.

1 ситуация  – показать печальное, страдающее  лицо мамы, капризного плачущего  мальчика и сочувственное лицо  девочки; 2 ситуация - показать строгое лицо преподавателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика;

3 ситуация  – как мальчик не хочет показать, что он замерз;

4 ситуация  – показать обиду девочки;

5 ситуация  – показать неподдельную радость  за другого.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных.

Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно- мимических средств общения и развитости умения сопереживать другим людям. Оценка результатов проводится по трем уровням.

1) Высокий уровень эмоциональных проявлений.

Хорошо воплощают в инсценировках эмоциональные состояния героев. Активны, самостоятельны, изобретательны. Передают характер персонажей; при исполнении роли раскрепощены.

2) Средний уровень эмоциональных проявлений.

Хорошо, однако, не достаточно точно воплощают эмоциональные состояния героев. Достаточно высокого уровня активности и самостоятельности не проявляют. В действиях детей преобладает некая неуверенность, стеснительность, скованность.

3) Низкий уровень эмоциональных проявлений.

Ребенок неохотно соглашается или отказывается выполнять задание. Не может передавать, воплощать эмоциональные состояния героев в сценках.

В соответствии с выдвинутой нами третьей задачей опытно-экспериментальной работы: определение особенностей работы педагога по развитию эмоционально-творческой культуры детей младшего школьного возраста, педагогам образовательных учреждений предлагается следующая анкета.

III. 1. Анкета для педагогов

Цель: выяснить, как понимают преподаватели значение развития эмоционального мира ребенка, его проявление и коррекцию, связь развития эмоциональной и творческой культуры ребенка и какую работу для развития эмоционального мира ребенка и его творческих способностей они считают основной.

Были составлены вопросы анкеты, которые мы условно разделили на 3 блока, для более четкого проведения их анализа.

1 блок.

а) Что Вы понимаете под эмоциональным миром человека (ребенка в частности)?

б) Как ребенок выражает свои эмоции, через что?

в) Умеют ли дети выражать свои эмоции?

г) Какая работа организуется по развитию эмоционального мира ребенка и коррекции эмоциональных проявлений?

2 блок.

а) Как Вы понимаете, что такое творческая культура человека

(в частности  ребенка)?

б) Какую роль в развитии творческой культуры ребенка младшего школьного возраста играет своевременное выявление способностей в творческой сфере (музыкальных, хореографических и так далее)?

в) Какие условия Вы создаете в образовательном учреждении для развития и совершенствования творческой культуры детей?

г) Какая работа (кружки, студии и тому подобное) организуется по развитию творчества младших школьников?

3 блок.

а) Согласны ли Вы с тем, что развитие эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста оказывает непосредственное влияние на развитие их творческой культуры?

б) Возможно ли одновременное развитие эмоционально-творческой культуры младшего школьника?

Данные в ходе наблюдения мы будем заносить в протоколы, и далее на основе этих результатов делаем вывод о работе педагога по нашей проблеме.

Для решения четвертой задачи мы решили организовать студийную работу, направленную на развитие эмоционально-творческой культуры младшего школьника. В студии работа будет проводиться с экспериментальной группой детей, в количестве десяти человек. Работа в студии осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. Безопасность

Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

  1. Возрастное соответствие.

Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

  1. Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»

  1. Деятельностный принцип.

Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному взрасту: игровая (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами), продуктивная, конструктивная, изобразительная, начальные формы учебной деятельности, общение.

  1. Сочетание статичного и динамичного положения детей.

Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.

  1. Наглядность.

Активное использование предметной среды.

  1. Дифференциальный подход.

Учет индивидуальных особенностей.

  1. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.

  1. Конфиденциальность.

Адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендациях.

Теоретической основой данной программы является работы

Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьва, Л.А. Венгера и А.Л Венгера. В практической реализации задач программы психологи опираются на методические пособия Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, О.В. Хухлаевой, М.Н. Чистяковой, Г.А. Цукерман, Б.П. Никитина и других.

Студийная работа содержит следующие тематические блоки:

1.Введение  в мир эмоций.

2. Развитие  творческой культуры.

3. Развитие  коммутативных навыков и развитие  групповой сплоченности посредством  тренинговой работы.

Каждое занятие включает в себя игры к упражнениям из разных тематических блоков. В занятиях учитываются особенности игровых и познавательных мотивов детей, уровень интеллектуального развития детей, конкретной группы, эмоциональная проблематика детей и тому подобное.

Студийная работа рассчитана на три учебных года и носит цикличный характер. Каждый учебный год состоит из 36 занятий. Продолжительность занятия – 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю в сочетании с тренинговыми играми и упражнениями.

Всю нашу работу в студии можно условно разделить на три блока.

Первый блок включает в себя занятие по развитию эмоционального мира ребенка.

Задачами работы являются:

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника