Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 04:05, дипломная работа

Описание работы

Цель: исследовать психолого–педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально – творческой стороны личности младших школьников.
Предмет исследования: психолого– педагогические условия, влияющие на эмоционально – чувственный мир и творческую активность младшего школьника.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника
§1. Эмоционально-чувственный мир и его значение в жизни человека
§2. Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе
§3. Психологические и педагогические основы формирования эмоционально-творческой личности младшего школьника через его эмоциональное восприятие мира
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста
§1 Методика опытно-экспериментальной работы
§2 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на начало экспериментальной работы
§3 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на конец экспериментальной работы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника.docx

— 100.05 Кб (Скачать файл)

б) формирование эстетических чувств, вкусов, развитие мотивации и способностей к художественно – творческой деятельности;

в) формирование способов художественно – творческой деятельности, поддержка одарённых детей; выработка опыта организации среды обитания, труда, учения с учётом эстетических норм и ценностей. [ ]

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет людям наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово «эстетика» происходит от греческого «aesthesis», что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. [ ] Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

И.Ф. Харламов дает следующее определение сущности эстетического воспитания «Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно – эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства». [ ]

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, рисования, пения и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Эстетическое воспитание охватывает следующие стороны личностного развития учащихся:

  1. формирование эстетических потребностей в области искусства, в постижении художественных ценностей общества;
  2. развитие художественных восприятий, которые должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное как в различных видах искусства, так и в природе, в окружающей жизни и поведении людей.
  3. овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности;
  4. формирование художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьника чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения;
  5. приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей в музыке, изобразительном искусстве, литературе. А.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребёнка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
  6. формирование общественных взглядов, убеждений, нравственности. [ ]

В связи со всем вышесказанным младшему школьному возрасту можно дать следующую характеристику:

1) возникновение  эмоций у детей данного возраста  в связи с конкретной обстановкой. Яркие жизненные переживания  вызывают у детей этого возраста  соответствующие эмоции. (Данный  фактор важно учитывать и в  учении: эмоционально окрашенные  факты запоминаются детьми прочнее  и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому  эмоциональная приподнятость должна  служить основой воспитательной  работы);

2) совершенствование  высших эмоций и чувств означает  личностное развитие их обладателя;

3) развитие  эстетических чувств индивида: человек  учится отличать красивое от  безобразного, грубого, восхищаться  творениями искусства и так  далее;

4) ребёнок  сам начинает творить прекрасное: сочиняет музыку, стихи, рисует.

Отсюда можно сделать следующий вывод: формирование чувств (особенной степени эстетических), их воспитание, представляет собой одну из важнейших задач общеобразовательной школы.

 

§2 Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого–педагогической литературе

 

В этом параграфе мы попытаемся выяснить, что понимается в науке под творчеством, творческими способностями человека вообще и младшего школьника в частности.

Тема творчества в науке была одной из наиболее популярных, к изучению этого феномена обращались исследователи - философы, педагоги, психологи (Я.А. Пономарёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Дж. Гилфорд и так далее). Таким образом, проблема творчества может быть рассмотрена как междисциплинарная.

В философской литературе творчество определяется как деятельность, порождающая качественно новое, никогда ранее не бывшее (Философский энциклопедический словарь под редакцией. А.Ф. Ильичёва, А.Н. Федосеева). В соответствии с данным определением основной характеристикой творчества является новизна, неповторимость. В работах современных философов творчество рассматривается как конструктивная деятельность по созданию нового (Л. Голубева), то есть деятельность созидательная, результатом которой является некий материальный или нематериальный результат, обладающий новизной. Обращение к историческому аспекту рассмотрения проблемы творчества философами позволило нам выделить некий неуправляемый процесс. Как говорили философы античности (Сократ, Ф.Аквинский, Ксенофон), процесс творчества обладает божественным началом. Как нам кажется, здесь подразумевается момент интуиции, озарения, возникающий в творческом процессе. [ ]

В средневековой европейской философии творчество связывалось с креативным потенциалом, данным человеку Богом. Считалось, что творческий акт у человека может состояться лишь в случае поддержки Богом. В немецкой классической философии творчество связывалось с когнитивным компонентом, так Кант писал о продуктивной способности воображения. [ ]

Таким образом, к изучению творчества философы подходили по разному, но большинство ученых выделяют, что основной характеристикой творческой деятельности является новизна. Рассмотрение творчества в психологии созвучно философскому. Но, говоря о творчестве в психологическом аспекте, мы должны отметить, что в основании этой проблемы в психологии находятся два направления:

Первое было связано с естествознанием и занималось рассмотрением проблем творческого воображения, экстаза и вдохновения, творчества толпы, детей, особенностей бессознательного творчества (во сне);

Второе направление было связано с психопатологией и рассматривало проблемы гениальности и суеверия и т.д. (В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, Ламброзо [ ]

Традиционно творчество в психологии определяется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и нематериальных ценностей. Другой подход к определению творчества - личностный, позволяет рассматривать его широко, когда творчество понимается как обязательная составляющая личности. Ее развитие во многом будет зависеть от того, насколько взрослый осознаёт собственную необходимость для развития творчества ребенка.

Я.А. Пономарёв определяет творчество в самом широком смысле как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию. Как видно из данного определения, процесс творчества отождествляется с развитием человека, личности. [ ]

Характеристика творчества с точки зрения личностного подхода, представлена в работах Л.С. Выготского, который своеобразно подходит к рассмотрению творчества вообще и детского творчества в частности. Выготский выделяет творчество везде, где человек своеобразно по-новому подходит к решению поставленной задачи «Творчество существует там, где человек воображает, комбинирует, изображает и создает что-либо новое, какой бы крупицей не казалось оно по сравнению с созданием гения...». Таким образом, творчество - это скорее правило, чем исключение, оно способно развиваться в процессе жизни, оно присуще не отдельным исключительным личностям, а доступно всем с ранних лет. Основой творчества является воображение человека. Рассмотрение сущности воображения позволило Выготскому выделить 4 формы связи воображения с действительностью:

1. Воображение  опирается на опыт, новое создается  из элементов действительности. Чем богаче опыт человека - Л.С. Выготский - тем больше материалов, которые располагают его воображение.

2. Воображение  выступает как средство расширения  опыта. Это, по словам Выготского  «высшая форма связи» воображения  с реальностью, которая возможна  только благодаря чужому или  социальному 
опыту.

  1. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:
    • с одной стороны, воображение руководствуется эмоциональными факторами «внутренней логикой чувств», чувства влияют на воображение. Это по Выготскому наиболее субъективный внутренний вид воображения.
    • воображение влияет на чувства (любая предметная обстановка может повлиять на ребенка).
  2. Воображение становится действительностью, «кристаллизируется»,

воплощается, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Специфика детского воображения с точки зрения Выготского заключается в том, что ребенку присущи преимущественно 1 и 3 формы связи воображения с действительностью.

Концепция Выготского строится на понимании воображения, как творческой деятельности, основывающейся на комбинирующей способности мозга, следовательно, продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение». [ ]

Критерии оценки развития творчества человека являются творческие способности. Рассмотрение данной категории в психологии связывается с характеристикой способностей в трудах Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса,В.Д.Шадрикова, Л.А. Венгера и другие. Во многих работах творческие способности отождествляются со способностями вообще. Это потребовало от нас рассмотреть понятие способности творческие способности отдельно.

Традиционно понятие способности характеризуется как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. В отечественной психологии этой проблемой занимались С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов. [ ]

Так, А.Н. Леонтьев трактует способности как психические свойства, функция которых состоит в регуляции и обобщении знаний, умений и навыков. Как видно из этого определения, особая роль в системе «способности» принадлежит знаниям, умениям и навыкам.

С.Л. Рубинштейн связывал способности с развитием психических процессов - мышления, восприятия, чувственности и так далее.

Б.М. Теплов подходил к изучению способностей, прежде всего личность с точки зрения индивидуально психических различий. Он исходит из позиции своеобразного сочетания способностей, характеризующих данную личность. Для нас важно рассмотреть точку зрения, представленную в работе Л.А. Венгера, который утверждает, что способности присущи всем людям и имеют отношение к успешности деятельности. Способность - это специфически человеческая особенность и о ней судят по результатам деятельности. Они изменяются и развиваются соответствующим образом в организованном педагогическом процессе. [ ]

В психологии выделяют виды способностей, среди которых традиционно деление способностей на общие и специальные. Специальные способности в науке рассматриваются как учебные и творческие, где творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта с нахождением новых способов выполнения деятельности.

Изучение проблемы творческих способностей потребовало от исследователей рассмотреть их сущностные характеристики. В психологии нет единой точки зрения по вопросам о том, что сущностно включают в себя творческие способности. [ ]

В работах А.М. Матюшкина, Н.Ф. Богоявленской, и многих других авторов утверждается, что центральной характеристикой творческих способностей является познавательная активность.

Другой взгляд на эту проблему представлен в работах Л.С. Выготского,

Т.П. Мареевой, Д.Б. Кабалевского и других. Здесь творческие способности рассматриваются в связи с развитием воображения. Центральной характеристикой творческих способностей считается развивающееся воображение. Основой творчества является способность воображения. Следующие авторы Р.Г. Казакова Д.В. Менджерицкая, О.В. Комарова связывают творческие способности либо со специфически – творческими видами деятельности, либо с детской игрой, в процессе которой проявляются способности воображения. [ ]

Предметом нашего дальнейшего изучения является детское творчество. В последние годы словосочетание «детское творчество» широко употребляется в быту и в специальной литературе. Но нередко слово «творчество» при этом меняет свой смысл. (Ведь творчество - это создание нового объекта, имеющего общую ценность, материальную или духовную).

Творениям взрослых присуща новизна, оригинальность, значимость и полезность для всего общества. Этим свойством, за редким исключением не обладают продукты детского творчества. [ ]

Л.С. Выготский отмечает, что уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей. Творческое начало и потребность в создании возникают у дошкольников благодаря их игровой деятельности и развиваются далее у младших школьников. Л.С. Выготский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных. Он говорит что: «Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не у вундеркиндов, а у обычных нормальных детей». [ ]

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника