Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 04:05, дипломная работа
Цель: исследовать психолого–педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально – творческой стороны личности младших школьников.
Предмет исследования: психолого– педагогические условия, влияющие на эмоционально – чувственный мир и творческую активность младшего школьника.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника
§1. Эмоционально-чувственный мир и его значение в жизни человека
§2. Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе
§3. Психологические и педагогические основы формирования эмоционально-творческой личности младшего школьника через его эмоциональное восприятие мира
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста
§1 Методика опытно-экспериментальной работы
§2 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на начало экспериментальной работы
§3 Изучение уровня развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника на конец экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Детское
творчество, как пишет Н.А. Ветлугина, характеризуется
педагогической и общественной ценностью.
«...В своем художественном творчестве
ребёнок активно открывает что-то для
себя и для
окружающих новое о себе...». Из этого определения
можно сделать вывод, что творчество для
ребенка значимо, то есть субъективно.
Н.А. Ветлугина также утверждает, что детское
творчество нужно самому ребёнку. В своём
творчестве ребенок изменяется, развивается,
начинает иначе смотреть на мир и в этом
общая значимость детского творчества.
Творчество детей обладает неповторимыми
особенностями: это быстрота протекания
творческого акта, слитность творческого
процесса.
В работах Н.А. Ветлугиной, Р.Г. Казаковой творческий процесс у младшего школьника представлен следующими компонентами:
он характеризуется быстротой течения, при котором стираются грани между замыслом и его воплощением, нерасчленённость выше указанных компонентов. [ ]
Другая точка зрения по данному вопросу представлена в работах Г.Г. Кравцова, Н.Н. Поддьякова. Так Г.Г. Кравцов утверждает, что творчество детей необходимо рассматривать в самом полновесном смысле, поскольку в своём творчестве дети выходят за пределы известных знаний и умений. Подобную позицию занимает Н.Н. Поддьяков. Автор утверждает, что творчество детей носит личностный характер и определяется неповторимостью личности ребенка. Этот процесс чрезвычайно индивидуален. Особое место Н.Н. Поддьяков уделял изучению роли фантазии в развитии творчества детей. Автор говорит, что творческий процесс - это особая форма качественного перехода от уже известного к новому неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности. Одно из важных форм поисковой деятельности, которую выделяет Н.Н. Поддьяков, это детское экспериментирование. Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями и благодаря этому обстоятельству, творчество обладает большой притягательной силой для детей. [ ]
В трудах В.Т. Кудрявцева указывается, что творчеству, как детей так младших школьников неразрывное единство воображения и мышления, отмечает яркий и подвижный эмоциональный характер детского творчества.
Таким образом, мы попытались выделить отличительные особенности детского творчества:
Анализ психолого - педагогической литературы, проведенный в данном параграфе, позволил нам выяснить, что творчество необходимо рассматривать в широком смысле, с точки зрения личностного подхода, который открывает возможности изучения творчества на разных этапах развития дошкольника. Творчество зависит от опыта и деятельности. Проявления творчества связано с творческими способностями. Под творческими способностями в нашем исследовании мы будем понимать способность к воображению, то есть к созданию новых образов и их реализация в разных видах деятельности. Под детским творчеством в нашем исследовании понимается особая деятельность ребёнка, в которой он создает новое для себя, выходит за пределы известных знаний. Творческая деятельность детей эмоционально, личностно значима, индивидуальна по своему характеру, поэтому любое проявление оригинальности, новизны мы будем оценивать как творческое.
Следующим необходимым условием развития всего многообразия деятельности младших школьников, где главную роль играет учебная деятельность, служит организованная полноценная среда образовательного учреждения. Считается, что чем богаче предложенная среда, тем лучше для развития ребенка (Г.Г. Кравцов, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новосёлова и так далее).
Так, Г.Г. Кравцов отмечает, что для развития творчества важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. Далеко не всегда предметное многообразие способствует психическому развитию. Так, например, указывает Г.Г. Кравцов наличие у современных детей множества игрушек, зачастую не только не помогает им играть, но и может быть одной из причин, затрудняющих творческое развитие ребенка.
О важности данного условия говорится в работах Л.С. Выготского, он утверждал, что развитие творчества ребёнка обратно пропорционально простоте среды и чем богаче эта среда, тем лучше это для развития ребёнка. Взгляд Л.С. Выготского поддерживается в работах Н.Т. Гринявичене, Е.В. Зворыгиной.
В последнее время наукоёмкие проекты такой среды разработаны коллективом психологов и педагогов под руководством С.Л. Новоселовой и В.А. Петровского. Компонентами развивающей среды, как указывают авторы, выступают не только игрушки, обучающие материалы, но и все то, что образует содержание деятельности ребенка. Главное требование, которое они подчёркивают в развивающей среде образовательного учреждения - это ее адекватность творческому характеру деятельности ребёнка и, как следствие, авторы выделяют следующие параметры развивающей среды:
Таким образом, при формировании детского творчества предметная среда должна рассматриваться не со стороны её многообразия, а в свете тех условий и того пространства, которое даёт детям возможность воображать, придумывать, творить. Предметная среда будет служить «пусковым» механизмом и побудительной силой к проявлению, инициативы младшего школьника.
Одним из условий формирования и развития эмоционально – чувственной сферы младшего школьника является эстетизация среды, отмеченная в работах А.С. Макаренко, К.В. Гавриловец, а также эстетизацию быта. В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.
Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе и дома, всюду, где они проводят своё свободное время, занимаются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А.С. Макаренко. В руководимых им учебных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идеальную чистоту в помещениях. «… Я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею и сажал там обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы и розы». [ ]
§3. Психологические и педагогические основы формирования эмоционально – творческой личности младшего школьника через его эмоциональное восприятие мира
В данном параграфе мы раскроем психолого–педагогические условия формирования и развития эмоционально – творческой культуры младших школьников.
Долгое время считалось, что опытный педагог может полностью сформировать личность ребенка. Ряд исследователей Н.Я. Михайленко, Е.В. Зворыгина, Н.Н. Кулагина считают, что ребенок, как и растение в основном создаёт себя сам и этот процесс строго индивидуален. Исследователи указывают на то, что внешняя среда служит ребёнку материальной «базой», где он черпает ресурсы, необходимые ему для развития. На педагога, как указывают авторы, возлагаются обязанности создать для ребенка благоприятные условия.
Мы проследим, какие условия выделяются исследователями как особо значимые, выделим условия, необходимые нам для развития эмоциональной культуры младшего школьника.
Изучение психолого-педагогической литературы позволяет нам выделить одно из наиболее важных условий развития эмоционально – творческой культуры младшего школьника - формирование эмоционально - положительного тона в отношениях детей и взрослых. Создание эмоционально-положительного тона осуществляется путем организации общения взрослого и детей.
Так, в работах Н. Коротковой, Н.Я. Михайленко рекомендуется использовать для такого общения все подходящие средства: шутить, делиться своими проблемами, доступными пониманию детей, в процессе организации совместной деятельности со взрослыми. [ ]
Кулагина Н.Н. в своих работах, посвященных данной проблеме, указывает, что в общении с детьми не допустим приказной тон, речь учителя должна быть эмоциональной и живой. Но автор указывает на то, что нельзя исключать деловой тон, который создает именно ту спокойную доброжелательную атмосферу, которая необходима учителям и детям.[ ]
Проблема формирования эмоционального тона в работах Т.А. Репиной связывается с организацией педагогического общения. Так, исследователь выделяет формы высказывания педагога и выражения степени доброжелательного отношения к детям.
Автор делит
их на императивные (категоричные - приказ
, указание) и оптативные (мягкие - предложение,
совет, просьба). Высказывания учителя
Т.А. Репина классифицирует по форме на
мягкие (положительные - похвала, согласие,
одобрение) и жёсткие (отрицательные -
упрек, возмущение, угроза и так далее).
Среди коммуникативных умений педагогов
исследователь выделяет доброжелательность,
гибкость обращений и их аргументированность.
Доброжелательность определяется положительностью
эмоционального тона высказываний педагога.
Автор указывает на то, что преобладание в общении учителя с учащимся императивных требований регламентирует детей в проявлении творчества; вызывает скованность, неестественность действий детей, неуверенность, страх в общении с окружающими, нежелание участвовать в совместной деятельности. [ ]
Таким образом, создание условия эмоционально-положительного фона общения, пожалуй, одно из самых сложных для педагога, так как взрослый должен воспринимать ребёнка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями, интересами. Взрослый не должен ограничивать общение с детьми только дисциплинарными указаниями, так как это связано с выполнением учебных задач или режимных моментов.
Многие научные деятели (С.В. Зворыгина, Г.Г. Кравцов) утверждают о том, что решение задачи воспитания творчества у детей возможно только при определенной творческой деятельности педагога. Как указывают авторы, в этой деятельности не может быть готовых рецептов. Педагогический процесс строится каждый раз заново и влияет одновременно и на воспитывающего и воспитуемого, и соответственно человек, который руководит этим процессом, организует его, должен быть личностью творческой.
Также в работах указано на то, что обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и детей, где каждый из участников является равноправным её членом. Функция взрослого при этом заключается во-первых, в демонстрации разнообразных творческих проявлений и способов деятельности, во-вторых, в организации жизни и деятельности ребенка таким образом, чтобы сами условия и обстоятельства требовали от детей творческих решений. В совместной с ребенком деятельности, указывает Г.Г. Кравцов, взрослый является не только (а иногда и не столько) самым умным и самым знающим, сколько самым творческим участником совместной деятельности, каждый раз по-новому выполняющим те или иные знакомые детям задания. Взрослый своим поведением и поступками раскрывает детям новые, неожиданные стороны окружающего ребенка мира. Обучающийся творчеству ребенок должен понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены разными путями. [ ]
Таким образом, воспитание творчества у детей требует учителей, способных руководить творческой позицией педагога.
Эстетика поведения и внешнего облика – не менее значимый фактор формирования и развития эстетических чувств и эмоционально–чувственной сферы в целом. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. На данный фактор неоднократно указывали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги, а К.Д. Ушинский писал «…Без личностного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно…». [ ]
Очень важна особая эстетика в искренних, здоровых человеческих взаимоотношениях между учащимися класса и учителями, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, чёрствые, неискренние отношения между людьми в школе и семье глубоко ранят личность ребёнка, оставляют след на всю жизнь. Об эстетике поведения или культуре поведения много писала Л.И. Новикова в своей книге «Педагогика детского коллектива».
Развитие творчества - процесс свободный, самостоятельный. Поэтому для развития способностей младшего школьника важно предоставить им возможность проявить себя самостоятельно. Для реализации этой цели педагог должен поддерживать самостоятельную деятельность младших школьников, что и является следующим важным условием.
О значимости данного условия говорят многие исследователи (Н.Я. Михайленко, Н. Коротков М.А. Неменова). При создании этого условия, отмечает Н.Я. Михайленко, развивается творческая активность и свободное экспериментирование с различными материалами. Ребёнок получает возможность самореализации: он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познав себя. В свободной самостоятельной деятельности осваивается умение действовать в группе равных - сверстников, кооперироваться с ними, реализовывать элементы специфической детской субкультуры. [28, 12]
М.А. Неменова в своих исследованиях обращает внимание на то, что в самостоятельной творческой деятельности детей важно незаметное участие педагога отдельными репликами, направляющего творческую мысль детей в определенное русло. Этой точки зрения придерживаются своих исследованиях М. Монтессори, указывал на то, что функция педагога здесь заключается в предоставлении детям права выбора работы, занимая позицию наблюдателя. Эта форма по М. Монтессори является наиболее продуктивной для решения различных задач. Позиция наблюдателя состоит в том, что педагог не организует деятельность детей, в традиционном понимании смысла этого слова, а прогнозирует её. [ ]
Важнейшим источником формирования эмоционально–творческой культуры младших школьников являются внутрисемейные отношения (отношения между членами семьи, а главное отношение к искусству). Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Это указывалось в работах А.С. Макаренко: «Сильно ошибаются те родители, которые думают, настоящее культурное воспитание составляет обязанность школы и общества, а семья в этой области ничего сделать не может. Поэтому, к сожалению, приходится наблюдать такие семьи, которые большое внимание уделяют лишь питанию ребёнка, его одежде, играм и в то же время уверены, что до школы ребёнок должен нагуляться, набраться сил и здоровья, а в школе он уже приспособится к культуре». [ ] И даже «В той семье, где родители сами не читают газет, книг, не бывают в театре или кино, не интересуются выставками, музеями, разумеется, очень трудно воспитывать эмоционально – творческую личность ребёнка».