Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Задачи исследования:
1. Теоретически осмыслить детскую инвалидность и ее отражение в современном обществе;
2. Показать спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
3. Рассмотреть периодизацию родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
4. Рассмотреть основы психологического диагностирования семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
5. Изучить общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
6. Рассмотреть комплексную психолого-социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями и их семей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе
1.2. Спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
1.3. Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1. Психологическое диагностирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
2.2. Общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
2.3. Комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями и их семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социальной работы и социальной педагогики
Специальность «Социальная работа», 5,5 лет обучения
Курсовая работа
По предмету Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальных служб
Тема: «Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями»
Выполнила: студентка IV курса
Казамель Н.Н.
Проверила: преподаватель
Бирюкова Р.М.
г. Москва, 2011
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….. |
стр. 3 | |
ГЛАВА 1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ
ПРОБЛЕМ семьИ, воспитывающей
ребенка С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ………………………………..... |
стр. 6 |
1.1. |
Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе ………...…………………... |
стр. 6 |
1.2. |
Спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями ……………………………………… |
стр. 10 |
1.3. |
Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями ..……………………………………. |
стр. 16 |
ГЛАВА 2. |
ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ………………………………….. |
стр. 20 |
2.1. |
Психологическое диагностирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями ……………………………………… |
стр. 20 |
2.2. |
Общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями …………………... |
стр. 25 |
2.3. |
Комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями и их семей…………………………………………………. |
стр. 29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….. |
стр. 34 | |
ГЛОССАРИЙ …………………………………………………….. |
стр. 39 | |
СПИСОК использованной литературы ………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями – это семья с особым статусом, проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но большой занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, а также специфическим положением ребенка в семье.
Детская инвалидность – это проблема, волнующая государство и затрагивающая интересы всех слоев населения. Инвалиды составляют 10 % населения всего земного шара, из них 120 млн. детей и подростков. И далеко не каждый ребенок-инвалид воспитывается в семье. А семья для любого ребенка – это наиболее благоприятная среда, создающая оптимальные условия для его роста и развития, тем более это относится к ребенку с ограниченными возможностями. Родители этих «особых» детей переживают события, подчас неожиданные и долговременные, вызывающие сильные стрессы. Порой в таких семьях в отношении к ребенку проявляется жесткость, озлобленность. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с особым статусом своего ребенка (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказ помещать ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, многие родители не могут сами справиться с сопутствующими проблемами, к ним добавляются новые переживания и уже без специализированной помощи им просто не обойтись.
Работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, несомненно, способствует гуманизации общества, изменению его отношения к этой категории населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
Особую важность при работе с данной категорией семей приобретает психосоциальная практика, целью которой является первичная психологическая помощь и социальная поддержка семей в адаптации к сложившимся условиям, связанным с особым статусом ребенка. В этом аспекте психосоциальная работа выполняет информационную, диагностическую, консультативную, коррекционную, посредническую и терапевтическую функции через индивидуальные и групповые формы оказания психосоциальной помощи.
Работа с семьями, где растет с ограниченными возможностями, – это сложный и многогранный процесс, требующий от профессионала понимания семьи как единого целого, отношения к родителям как к партнерам, изучения способа функционирования конкретной семьи, выработку индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.
Объект исследования – семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями.
Предмет – психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Цель курсовой работы – изучить психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Задачи исследования:
1. Теоретически осмыслить детскую инвалидность и ее отражение в современном обществе;
2. Показать спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
3. Рассмотреть периодизацию родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
4. Рассмотреть основы
5. Изучить общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
6. Рассмотреть комплексную психолого-социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями и их семей.
Степень научной разработанности проблемы.
Общие вопросы теории и технологии социальной работы с семьей, с детьми и с инвалидами рассмотрены Павленком П.Д., Студеновой Е.Г., Фирсовым М.В., Холостовой Е.И.1
Вопросам психосоциальной работы с инвалидами, с детьми-инвалидами и с их семьями посвящены работы Гулиной М.А., Кочюнас Р., Сафоновой Л.В., Ткачевой В.В., Фирсова М.В., Шапиро Б.Ю.2
Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, социальные аспекты реабилитации и адаптации инвалидов освящены в работах Акатова Л.И., Багаевой Г.Н., Безух С.М., Дементьевой Н.Ф., Исаевой Т.А., Камаева И.А., Ким Е.Н., Наберушкиной Э.К., Поздняковой М.А., Ткачевой В.В., Холостовой Е.И., Храпылиной Л.П., Ярской-Смирновой Е.Р.3
В работе использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, анализ документов и вторичный анализ данных социологических исследований, статистический метод.
Структура работы: введение, две главы (каждая глава включает в себя 3 параграфа), заключение, глоссарий, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития.
До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, но в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация о правах умственно отсталых (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), где обстоятельно изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами.
Согласно Декларации о правах инвалидов,4 «инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей».
С медицинской точки зрения5, «инвалидность – стойкое длительное или постоянное нарушение трудоспособности либо значительное ограничение ее, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием». Согласно социальному толкованию6, «инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, в ходе которой производится оценка состояния здоровья пациента и степени ограничения его жизнедеятельности. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».
К детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».7 Ребенок оказывается ограниченным к интеграции в обществе.
Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным. Сегодня отмечается рост наследственной и врожденной патологии.
В структуре детской инвалидности преобладают: умственная отсталость, детский церебральный паралич, врожденные уродства и заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничение социальных функций.
Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов. Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервно-психического развития детей до 1 года, которые в 30-40 % случаев в последующем приводят к неуспеваемости в школе, снижению трудоспособности, негодности прохождения срочной воинской службы.
Многочисленные исследования показывают8, что ведущими негативными факторами, способствующими рождению детей с патологией, являются: неблагополучная экология, шум, вибрация, физические излучения; воздействия производственных факторов, которые способствуют формированию врожденных пороков развития; неполноценное питание беременной, высокое употребление жиров животного происхождения, недостаток кальция и ряда витаминов; нервно-эмоциональное и физическое перенапряжение. Поэтому в современных условиях тщательное планирование и ведение беременности и родов – залог здорового потомства.
Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с ограниченными возможностями. Иными словами, инвалидность, в том числе и детская инвалидность, – это проблема не одного человека, не одной семьи, и даже не части общества, а всего общества в целом. Причем детская и взрослая инвалидность – два принципиально разных явления. И отличие – в их реабилитации. Взрослая реабилитация – это восстановление утраченных возможностей, а детская – попытка дать ребенку те возможности, которых он с рождения не имел.
Инвалиды составляют 10 % населения земного шара, из них 120 млн. детей и подростков. В Российской Федерации проживает свыше 13 млн. людей, лишенных возможности вести полноценную жизнь, а из них более полумиллиона – дети9. Инвалиды детства в России составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов.
Государству и обществу всегда необходимо помнить, что инвалидность – не только один из показателей здоровья населения, но и индикатор социально-экономического благополучия страны. Но, к сожалению, в большинстве случаев весь груз проблем воспитания и социализации детей-инвалидов ложится на плечи их родителей…
ВЫВОД
Инвалиды составляют 10 % населения земного шара. В России проживает более 13 млн. людей, лишенных возможности вести полноценную жизнь. Из них 545 тысяч человек – дети. К детям-инвалидам относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем. В структуре детской инвалидности преобладают: умственная отсталость, детский церебральный паралич, врожденные уродства и заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности.