Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Задачи исследования:
1. Теоретически осмыслить детскую инвалидность и ее отражение в современном обществе;
2. Показать спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
3. Рассмотреть периодизацию родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
4. Рассмотреть основы психологического диагностирования семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
5. Изучить общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
6. Рассмотреть комплексную психолого-социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями и их семей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе
1.2. Спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
1.3. Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1. Психологическое диагностирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
2.2. Общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
2.3. Комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями и их семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая психосоц.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, переживает целую серию кризисов, обусловленных субъективными и объективными причинами. Появление в семье «особого» ребенка неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами:

1. Состояние шока, растерянности, беспомощности, страха. Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности.

2. После испытанного шока, естественная реакция родителей – отрицание. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и страха. По мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль.

3. Депрессивное состояние, связанное с осознанием истины. Если супругам не удается справиться с постигшим их горем, то могут пострадать и их отношения. Перед семьей стоит целый ряд проблем: постоянные поиски виноватого, тяжесть, недоговоренность и невозможность «выговорить» свои чувства. Это может привести семью к разводу.

4. Появление зрелой адаптации, которая характеризуется уменьшением переживания печали, усилением интереса к окружающему миру, готовностью активно решать проблемы с ориентацией на будущее. На этом этапе важны усилия родителей в деле сохранения семьи в целом и возможностей каждого отдельного ее члена. Личностное развитие каждого из взрослых и юных членов семьи должно продолжаться, несмотря на серьезное состояние ребенка.

При этом семьи, имеющую лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче. Замкнутость или открытость семьи активно влияет на то, как она справляется со своими проблемами.

Работа с семьями, где растет с ограниченными возможностями, – это сложный и многогранный процесс, требующий от профессионала понимания семьи как единого целого, отношения к родителям как к партнерам, изучения способа функционирования конкретной семьи, выработку индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.

Особую важность при работе с данной категорией семей приобретает психосоциальная практика, целью которой является первичная психологическая помощь и социальная поддержка семей в адаптации к сложившимся условиям, связанным с особым статусом ребенка. В этом аспекте психосоциальная работа выполняет информационную, диагностическую, консультативную, коррекционную, посредническую и терапевтическую функции через индивидуальные и групповые формы оказания психосоциальной помощи.

Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей и не проведя психологического диагностирования семьи. В рамках диагностического этапа осуществляется:  

1. психологическое изучение ребенка;

2. психологическое изучение родителей и членов семьи;

3. психологическое изучение социального окружения семьи ребенка и факторов, влияющих на его социальную адаптацию.

В процедуре психологического изучения семьи ребенка с ограниченными возможностями в развитии используются традиционные методы: наблюдение, беседа, эксперимент. Крайне важно правильно подобрать диагностические методики, а затем с использованием качественно-количественных критериев проанализировать полученные результаты, чтобы потом разработать наиболее оптимальную и эффективную стратегию работы.

Форма работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.

Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование. Терапевтическое вмешательство наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза.

Выбор групповых форм работы определяется рядом общих принципов, включающих: учет степени готовности к сотрудничеству и учет вариативных форм групповой работы. Программа групповой работы может включать в себя различные приемы: тренинги с элементами арттерапии, с элементами телесно-ориентированной терапии, супервизия, методы «песочной терапии», игровой терапии, тренинги ситуаций, использование видеозаписей, иллюстрирующих те или иные приемы работы и т.д. Специально организованные группы пап и дедушек помогут не только им, но и всей семье в целом. Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя. Есть смысл организовать встречи братьев и сестер больных детей. Использование психологического просвещения как групповой формы работы поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия.

Одним из важнейших элементов работы с людьми с ограниченными возможностями является их реабилитация. Наиболее эффективной считается комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, которая должна проводиться на всех этапах специализированной помощи, при этом объектом реабилитации является вся семья в целом, включая ребенка-инвалида, его родителей, братьев и сестер, без чего невозможна эффективная социальная интеграция ребенка-инвалида.

Комплексная система реабилитации базируется на совмещении медицинской стратегии восстановительного лечения  и стратегии психолого-социальной реабилитации ребенка  и его семьи с привлечением образовательных, культурных, спортивных и других учреждений. Как правило, комплексная психолого-социальная реабилитация детей-инвалидов и их семей  обеспечивается мультидисциплинарной командой, в которую входят психолог, психотерапевт, арттерапевт,  социальный работник, врач-реабилитолог, педагог дополнительного образования.

Важным аспектом работы, направленной на психолого-социальную реабилитацию, является организация по месту пребывания ребенка-инвалида Интернета, задачами которого являются не только обеспечение непрерывного учебного процесса, но и общение между детьми-инвалидами, между родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями (форумы, конференции), а также укрепление веры в выздоровление.

Новой для России, но очень эффективной технологией психолого-социальной реабилитации является реабилитационный лагерь. Его основная задача, помимо оздоровительного отдыха, – социализация детей-инвалидов и сиблингов путем включения их в совместную творческую и игровую деятельность. Программа лагеря базируется на работе арттерапевтических мастерских, экологических, этических занятиях, занятиях по гуманитарным предметам, а также культурно-развлекательных мероприятиях (викторины, игры, конкурсы, экскурсии, спортивные игры, спартакиады, походы, тренинги общения). Жизнь в лагере дает многим детям возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям, то есть  создает условия для преодоления социальной депривации.

 

Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам, но все они требуют индивидуального подхода. В каждом ребенке – чудо, и мы ожидаем его! А чем гармоничнее семья, в которой воспитывается такой ребенок, чем она нравственно богаче, тем быстрее это чудо придет…

 

 

ГЛОССАРИЙ

Арттерапия* – направление психотерапии, основанное на решении психологических проблем личности путем вовлечения человека в разыгрывание несвойственной ему роли.

Гиперопека (гиперпротекция)** – стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют. При этом подавляется его самостоятельность и инициатива, замедляется развитие личности.

Гипоопека (гипопротекция)** – стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы.

Депривация* – (от лат. deprivatio – потеря, лишение) психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. Понятие «депривация» в содержательно психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию «фрустрация». Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием «социальная депривация», является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом.

Инвалид (лицо с ограниченными возможностями)*** – (от лат. invalidus – слабый, немощный) – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы.

Комплекс неполноценности**** – одно из основных понятий «индивидуальной психологии» Выступает предпосылкой человеческих неврозов, формирующееся в раннем детстве болезненное чувство собственной ущербности и никчемности, сопряженное с желанием человека во что бы то ни стало их преодолеть.

Медико-социальная экспертиза*** – один из видов медицинской экспертизы, устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения.

Ребенок с ограниченными возможностями (ребенок-инвалид)*** – ребенок, имеющий значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем.

Реабилитация инвалидов*** – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реинтеграция**** – воспоминание или восстановление того или иного опыта или события полностью с помощью переживания одного из его аспектов (от лат. Re – повтор + Integratio – восстановление).

Семья** – социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Социальная дезадаптация*** – нарушение жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения.

Социальная интеграция**** – (лат. integratio – восстановление, восполнение, integer – целый) процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.; процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, ветвями власти и управления, выработки обществом единой идеологии.

Супервизия***** – процесс интеракций, главная цель которого в том, чтобы один человек (супервизор) общался с другим человеком (супервизируемым), чтобы помочь ему более эффективно оказывать помощь другим людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________

* Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007.

** Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект, 2007.

*** Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2007.

**** Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.

***** Фирсов М.В. Технология социальной работы [Текст]: Пособие для вузов / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект,  2007.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Декларация о правах инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1975г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/disabled.htm. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  2. Семейный кодекс РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/family/. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  3. Агавелян М.Г., Агавелян О.К., Агавелян Р.О., Смирнова И.Г. Дети с задержкой психического развития (Хрестоматия). Часть 1. Челябинск: ЧелГУ, 2001.
  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М.: Академия, 2008.

  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - Т.5
  2. Дж. Браун, Д. Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Изд. 3-е международное.  – СПб.: Питер, 2001.
  3. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  4. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие для ВУЗов. / Л.В. Сафонова. – М.: ИЦ Академия, 2006.
  5. Стеценко А.П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни / А.П. Стеценко. –  М.: ЧеРо, 2005.
  6. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. – М.: Книголюб, 2007.
  7. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – М.: УМК «Психология», 2006.
  8. Фирсов М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова – Изд. 3-е – М.: Академический Проект, 2007.
  9. Фирсов М.В. Технология социальной работы [Текст]: Пособие для вузов / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.
  10. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. – М.: ИЦ Академия, 2009.
  11. Цыганова Е.С., Букарев М.А. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] // Вестник Филиала РГСУ в г. Красноярске, 2007.
  12. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект, 2007.
  14. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / Под. ред. Безух С.М., Лебедева С.С. – СПб.: Речь, 2006.
  15. Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей [Текст] / Г.И. Бондаренко // Дефектология. – 1998. – №3.
  16. Ткачева, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева // Дефектология. – 2002. – о №1.
  17. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  18. Краткая медицинская энциклопедия: в 2 тт. / под ред. ак. В.И. Покровского. – 4-е изд. – М. Медицинская энциклопедия, 2001 – т. 1
  19. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
  20. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  21. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/ – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  22. socialforum.ru. Опыт организации социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socialforum.ru/zhurnal/article/474/ – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  23. Современные образовательные технологии. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / Райш О.М [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.osobyirebenok.ru/Articles.php?articlecategoryid=6 – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  24. УСТАНОВЛЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.help-patient.ru/social_protection/disablement/establishment/– Загл. с экрана. – Яз. рус.
  25. Cоцработник - статьи и книги по социальной работе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soc-work.ru/
  26. invak.info Проект благотворительного фонда развития компьтерных и информационных технологий для инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://invak.info/content/view/7646/54/ – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Информация о работе Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями