Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Задачи исследования:
1. Теоретически осмыслить детскую инвалидность и ее отражение в современном обществе;
2. Показать спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
3. Рассмотреть периодизацию родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
4. Рассмотреть основы психологического диагностирования семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
5. Изучить общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
6. Рассмотреть комплексную психолого-социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями и их семей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе
1.2. Спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
1.3. Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1. Психологическое диагностирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
2.2. Общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
2.3. Комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями и их семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Выбор групповых форм работы определяется рядом общих принципов, включающих: учет степени готовности к сотрудничеству и учет вариативных форм групповой работы.
Программа групповой работы может включать в себя различные приемы: тренинги с элементами арттерапии, с элементами телесно-ориентированной терапии, методы «песочной терапии», игровой терапии, тренинги ситуаций и т.д.
Групповая работа проходит несколько
этапов. Цель первого этапа группового
процесса – установление доверительных
отношений. Самым сложным процессом должно
быть снятие тревоги и страха отвержения.
Специальные упражнения помогут родителям осознавать чувство
одиночества.
Для полного раскрытия самосознания участнику
необходима поддержка всей группы. Эту
поддержку вначале организует специалист,
а затем, группа обеспечивает своего участника
положительный обратной связью. Родители,
находящиеся в стадии «хронической печали»,
в стремлении выразить поддержку другому
члену группы очень часто отражают свое
эмоциональное состояние, а именно – неуверенность,
тревогу.
На следующем этапе работы можно переходить к формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. Важно снять комплекс вины и неполноценности с члена группы и его семьи. «Осознание этого помогает родителям по-новому смотреть на свою жизнь и жизнь своих «особых» детей». Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безысходные. Это в свою очередь предупреждает возможность ситуации, психологического отвержения больного ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необходимые ей радости материнства.
Специально организованные группы пап и дедушек помогут не только им, но и всей семье в целом. И ребенку в свою очередь было бы хорошо знать о тех чувствах, которые переполняют души родителей. Прежде всего, открытое обсуждение проблем способствует укреплению уровня доверия между членами семьи.
Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя. Самораскрытие – трудный, длительный процесс, особенно для такой «закрытой» категории родителей. Родителям, постоянно находящимся в депрессии, очень трудно выразить свои чувства и мысли. Осознать собственные чувства поможет готовность члена группы пережить радость общения с такими же людьми. Цель специалиста – создать в группе оптимальный уровень эмоционального напряжения. Осознанность эмоций ведет к сближению родителей, к сплоченности группы.
Есть смысл организовать встречи братьев и сестер больных детей. Ведь дети и подростки иначе воспринимают проблемы, у них возникают определенные страхи и опасения, с которыми нужно поделиться. Не всегда такого рода встречи должны проходить с родителями, важно знать, что подобные затруднения испытывают не только они.
Родственники и друзья семьи могут принимать или не принимать особое состояние больного ребенка – это их право. Главное, что семья, где есть «особый» ребенок постаралась сама не разрушить семейные связи, не разорвать дружеские отношения со своими старыми знакомыми. Кто знает, может быть, разговор по душам со старым знакомым сможет облегчить решение какой-то вдруг возникшей конкретной проблемы.
Использование психологического просвещения поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия. Основная задача психологического просвещения – обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи учатся понимать и принимать проблему «особого» ребенка. Психологическое просвещение – это групповая форма работы, поэтому участники имеют возможность получить поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, осваивают навыки коммуникаций.
Приступая к работе, особое внимание необходимо уделить формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации на дальнейшую совместную работу в группе встреч и поддержки.
ВЫВОД
Форма работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.
Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование. Терапевтическое вмешательство наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза.
Выбор групповых форм работы определяется рядом общих принципов, включающих: учет степени готовности к сотрудничеству и учет вариативных форм групповой работы. Программа групповой работы может включать в себя различные приемы: тренинги с элементами арттерапии, с элементами телесно-ориентированной терапии, супервизия, методы «песочной терапии», игровой терапии, тренинги ситуаций, использование видеозаписей, иллюстрирующих те или иные приемы работы и т.д. Специально организованные группы пап и дедушек помогут не только им, но и всей семье в целом. Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя.
Есть смысл организовать встречи братьев и сестер больных детей. Ведь дети и подростки иначе воспринимают проблемы, у них возникают определенные страхи и опасения, с которыми нужно поделиться.
Использование психологического просвещения как групповой формы работы поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия. Участники имеют возможность получить поддержку друг от друга, помочь осознать собственные возможности решения проблем, освоить навыки коммуникаций.
Приступая к работе, особое внимание необходимо уделить формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации на дальнейшую совместную работу в группе встреч и поддержки.
2.3. Комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями и их семей
Одним из важнейших элементов работы с людьми с ограниченными возможностями является их реабилитация, которая представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Исходя из этого, комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна проводиться на всех этапах специализированной помощи, при этом объектом реабилитации является вся семья в целом, включая ребенка-инвалида, его родителей, братьев и сестер, без чего невозможна эффективная социальная интеграция ребенка-инвалида.24
Травматичные для семьи медико-социальные и психологические последствия диагноза ребенка-инвалида и его лечения возможно устранить при помощи комплексной системы реабилитации, которая базируется на совмещении медицинской стратегии восстановительного лечения и стратегии психолого-социальной реабилитации ребенка и его семьи с привлечением образовательных, культурных, спортивных и других учреждений. Таким образом, формируется единое реабилитационное пространство, в структуру которого должны включаться специализированные отделения многопрофильных детских больниц, центры восстановительного лечения, профильные реабилитационные центры, санатории, учреждения дополнительного образования, летние реабилитационные лагеря.
Как правило, комплексная психолого-социальная реабилитация детей-инвалидов и их семей обеспечивается мультидисциплинарной командой, в которую входят психолог, психотерапевт, арттерапевт, социальный работник, врач-реабилитолог, педагог дополнительного образования. Основными принципами работы команды являются:
1) постоянная работа с ребенком-инвалидом и семьей;
2) согласованность действий;
3) периодическая супервизия.
Специалист социальной работы является ключевой фигурой: он проводит диагностику проблем и составляет социальный портрет семьи, планирует и координирует работу специалистов с семьей, выбирая оптимальные пути выхода семьи из кризиса. Психолог и психотерапевт осуществляют психотерапевтическое сопровождение, направленное на улучшение адаптации ребенка и семьи: снижение стресса, работа со страхами, сопровождение. Методы работы: семейное консультирование, индивидуальная психотерапия, арттерапия (клоунотерапия, сказкотерапия, игротерапия и пр.). Образовательная программа осуществляется арттерапевтом и педагогом дополнительного образования, которые организуют творческие мастерские, кукольный театр, конкурсы, выставки творческих работ, праздники и концерты. Так решается целый комплекс задач, направленных на адаптацию семьи и повышение качества. Важным аспектом работы, направленной на психолого-социальную реабилитацию, является организация по месту пребывания ребенка-инвалида Интернета, задачами которого являются не только обеспечение непрерывного учебного процесса, но и общение между детьми-инвалидами, между родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями (форумы, конференции), а также, что особенно важно, укрепление веры в выздоровление.
Новой для России, но очень эффективной технологией психолого-социальной реабилитации является реабилитационный лагерь. Его основная задача, помимо оздоровительного отдыха – социализация детей-инвалидов и сиблингов путем включения их в совместную творческую и игровую деятельность. Жизнь в лагере дает многим детям возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям, то есть создает условия для преодоления социальной депривации. Здесь также формируется коллектив специалистов, специфика работы которого основывается на безусловном принятии каждого ребенка. Программа базируется на работе арттерапевтических мастерских. Важными структурными элементами программы являются экологические занятия; занятия, формирующие понятия об этике отношений, навыки здорового образа жизни; занятия по гуманитарным предметам (истории, литературе, английскому языку, истории культуры и др.); а также культурно-развлекательные мероприятия: викторины, игры, конкурсы, экскурсии. Большое место в программе отводится физкультурно-рекреационной деятельности: спортивные игры, спартакиады, походы. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми, тренинги общения, командообразующие игры. Эта работа направлена на коррекцию детско-детских и детско-родительских отношений, снижение агрессии, избавление от страхов и пр. Таким образом, в лагере решаются проблемы психолого-социальной реабилитации: восстановление коммуникативных навыков, повышение самооценки, снижение тревожности, стимулирование познавательной активности, снижение родительской гиперопеки, устранение девиаций поведения, приобретение опыта жизни в разновозрастном коллективе.
ВЫВОД
Одним из важнейших элементов работы с людьми с ограниченными возможностями является их реабилитация, которая представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Исходя из этого, комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна проводиться на всех этапах специализированной помощи, при этом объектом реабилитации является вся семья в целом, включая ребенка-инвалида, его родителей, братьев и сестер, без чего невозможна эффективная социальная интеграция ребенка-инвалида.
Комплексная система реабилитации базируется на совмещении медицинской стратегии восстановительного лечения и стратегии психолого-социальной реабилитации ребенка и его семьи с привлечением образовательных, культурных, спортивных и других учреждений. Как правило, комплексная психолого-социальная реабилитация детей-инвалидов и их семей обеспечивается мультидисциплинарной командой, в которую входят психолог, психотерапевт, арттерапевт, социальный работник, врач-реабилитолог, педагог дополнительного образования. Основными принципами работы команды являются: 1) постоянная работа с ребенком-инвалидом и семьей;
2) согласованность действий;
3) периодическая супервизия.
Важным аспектом работы, направленной на психолого-социальную реабилитацию, является организация по месту пребывания ребенка-инвалида Интернета, задачами которого являются не только обеспечение непрерывного учебного процесса, но и общение между детьми-инвалидами, между родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями (форумы, конференции), а также укрепление веры в выздоровление.
Новой для России, но очень эффективной технологией психолого-социальной реабилитации является реабилитационный лагерь. Его основная задача, помимо оздоровительного отдыха – социализация детей-инвалидов и сиблингов путем включения их в совместную творческую и игровую деятельность. Программа лагеря базируется на работе арттерапевтических мастерских, экологических, этических занятиях, занятиях по гуманитарным предметам, а также культурно-развлекательных мероприятиях (викторины, игры, конкурсы, экскурсии, спортивные игры, спартакиады, походы, тренинги общения). Жизнь в лагере дает многим детям возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям, то есть создает условия для преодоления социальной депривации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская инвалидность – одна из острейших проблем современного общества, так как инвалидность является не только показателем здоровья населения, но и отображает состояние экономического и социального благополучия страны. Ребенок с ограниченными возможностями – это проблема как отдельно взятой семьи, так и всего общества в целом. Если учитывать, что дети – наше будущее, то от того, какими будут наши дети, зависит и будущее всей страны.
Проблемы, связанные с взаимоотношениями в семье детей с нарушениями в развитии – это проблемы, затрагивающие ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями. Семья, как ближайшее окружение ребенка-инвалида, – главное звено в системе его воспитания, удовлетворения потребностей, социализации, обучения, профориентации. По сути, для ребенка-инвалида семья – это весь мир, в котором он может остаться на всю жизнь.
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями – это семья с особым статусом, проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но большой занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, а также специфическим положением ребенка в семье. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются неспособными справиться самостоятельно с навалившимся на них грузом проблем. Некоторые из них, в первую очередь это касается матерей, снижают свой профессиональный статус и переходят на неквалифицированную работу, позволяющую находиться рядом с больным ребенком, другие, вообще, отказываются от социальной деятельности.