Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Задачи исследования:
1. Теоретически осмыслить детскую инвалидность и ее отражение в современном обществе;
2. Показать спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
3. Рассмотреть периодизацию родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
4. Рассмотреть основы психологического диагностирования семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
5. Изучить общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
6. Рассмотреть комплексную психолого-социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями и их семей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе
1.2. Спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
1.3. Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1. Психологическое диагностирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
2.2. Общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
2.3. Комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями и их семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Многочисленные исследования показывают, что ведущими неблагоприятными факторами, способствующими рождению детей с патологией, являются: экология, физические излучения, вредные воздействия производственных факторов, неполноценное питание беременной, нервно-эмоциональное и физическое перенапряжение. Поэтому тщательное планирование и ведение беременности и родов – залог здорового потомства.
Детская инвалидность – одна из острейших проблем современного общества, так как инвалидность является не только показателем здоровья населения, но и отображает состояние экономического и социального благополучия страны. Ребенок с ограниченными возможностями – это проблема как отдельно взятой семьи, так и всего общества в целом. Если учитывать, что дети – наше будущее, то от того, какими будут наши дети, зависит и будущее всей страны.
1.2. Спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Семья для ребенка – основная среда материального и духовного обитания. Исследователи семьи определяют ее как основную социокультурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, привычки и отношения. В ней все взаимосвязано, она есть единое целое – единый биологический и психологический организм, единая система.10
Согласно Семейному Кодексу РФ, «родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей… Родители обязаны обеспечить получение детьми…образования… Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей... Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое … обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».11
Семья, как ближайшее окружение ребенка-инвалида, – главное звено в системе его воспитания, удовлетворения потребностей, социализации, обучения, профориентации. По сути, для ребенка-инвалида семья – это весь мир, в котором он может остаться на всю жизнь.
Трудности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, существенно отличаются от тех забот, которые волнуют обычную семью, больной ребенок требует несравнимо больше, чем здоровый, материальных, духовных и физических затрат. Люди из семей этой категории становятся малообщительными, избирательными в общении, они сужают круг своих знакомых и ограничивают общение с родственниками. Это связано с состоянием ребенка, а также с личностными установками родителей.12
Мать всегда выступает для ребенка, как необходимый источник существования и, находясь с ней в эмоциональном контакте, ребенок полностью доверяет ей. Первично зарождается система «ребенок - мать», в которой ребенок выступает в качестве бурно развивающейся части, постепенно выделяющейся в самостоятельное образование; «образ мира» матери, являясь «образом мира» этой системы, постепенно и частично переходит в «образ мира» ребенка на основе общения и совместной деятельности.13
Психологические исследования показывают, что у «особенных» детей психика развивается по тем же психологическим законам, что и у детей, которых мы называем нормальными. У первых те же духовные потребности, но их жизненная ситуация совершенно иная.14 В каждом обществе и в каждую эпоху существуют свои каноны красоты физического и духовного. Сейчас эти каноны строги, как никогда. По сравнению с такими нормами ребенок с ограниченными возможностями сегодня особенно проигрывает и это усиливает опасность возникновения комплекса неполноценности.15 Появление такой психологической проблемы может возникнуть в связи с: социально-экономическим положением семьи, обусловленным уровнем образованности отдельных ее членов, их доходами, общественным престижем, составом семьи, количеством детей в семье, от того, каким по счету является ребенок-инвалид среди братьев и сестер, есть ли бабушки и дедушки, каковы их качества и возможности; эмоциональной значимости этого ребенка для родителей, то есть желанный он или нет, чего от него ожидали, какие надежды возлагали, и т.д. Также важен возраст ребенка, точнее, уровень его развития в период, когда произошло несчастье, или когда родители заметили дефект. Рано возникший недостаток создает угрозу, прежде всего, интеллектуальному развитию, а более поздний – осложняет духовное и социальное становление.
Рождение ребенка с недостатками в развитии структурно деформирует семью. Большинство семей распадается, часть из них существует с искаженными межличностными отношениями, сохраняя семью формально – «ради ребенка», и только незначительное количество семей, преодолев кризис, сохраняет гармоничные отношения.16
К детям с нарушениями в развитии в семьях, как правило, предъявляются заниженные требования. Появляется гиперопека. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д. Возможно, появление и других неправильных стилей воспитания, таких как гипоопека, попустительство, вплоть до отвержения ребенка.
Таким образом, проблемы, которые возникают в процессе воспитания детей с нарушениями развития в семье, многообразны: социальные, экономические, психологические и другие. Семье сложно справиться с целым комплексом трудностей, связанных с воспитанием ребенка-инвалида. Поэтому необходима помощь специалистов: реабилитологов, педагогов, психологов, медиков, социальных работников и других узких специалистов, которые могут оказать помощь и поддержку, как родителям, так и детям в кризисных ситуациях.
По мнению Л.С. Выготского, существует и развивается не ребенок, а система «ребенок – взрослый», как совмещенная психологическая система. Взрослый относится к ребенку, как к социальному существу, соответственно и система задач, которые ставит взрослый перед ребенком, имеют социальную природу, решение которых возможно с помощью социальных средств.17
В младшем возрасте детский коллектив становится важнейшим фактором социализации ребенка. Если ребенок, вследствие своего недостатка, не может войти по-настоящему в детский коллектив, у него рождается неуверенность в себе, тревога, чувство неполноценности. Нависает угроза здоровому развитию личности, сознанию собственного «Я», своей общественной значимости. Кроме того, в среднем школьном возрасте, примерно с 8 до 11-12 лет, формируется сознание принадлежности к определенному полу. Если в этот период ребенок лишен контактов с другими детьми, такая принадлежность может быть им до конца не осознана.
Ещё одним фактором, обусловливающим положение ребенка с ограниченными возможностями в семье и обществе, является его индивидуальность. Соотношение личностных характеристик влияет на то, как свыкается ребенок и его семья с инвалидностью. Тревога и беспокойство родителей неблагоприятно отражаются на их контактах с ребенком. Осознание того, что с ребенком что-то неладно и надежды на лучшие изменения нет, вызывает настоящее потрясение. Рушится заветный идеал, готовый образ, и это крушение приносит тоску, безнадежность, горе. При этом существует опасность закрытия системы, в случае отсутствия активного взаимодействия ребенка со взрослым, через которого осуществляется выход в культуру, вследствие ограничения социальных контактов. И как результат, – неспособность к самореализации.18
Для нормального духовного развития ребенка надо удовлетворять его основные психические потребности: потребность осознать собственное «Я» в системе общественных ценностей, приобретать жизненный опыт, потребность в опоре, поддержке, и, наконец, потребность перспективы будущего. Эти потребности присущи не только ребенку, они неотъемлемы от человека на протяжении всей его жизни.19
В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности, и т.п. Ребенок с ограниченными возможностями – тоже неиссякаемый источник стимулов, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Здесь больше чисто механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности гораздо меньше. Это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению.
Родители инвалидов с детства поставлены в неравные с другими условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Сколько в нем рухнувших надежд, невероятных трудностей, непреодолимых преград. Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе, или, напротив, заставляет родителей чуть ли не силой добиваться понимания себя и ребенка.
Только по реакции окружения родители могут понять, что они не одиноки в своей беде. Специалисты должны внушать им, что их постигло отнюдь не несчастье, а всего лишь трудное испытание, которое при желании и настойчивости можно преодолеть. Родителям становится легче, если отмечены и оценены по достоинству их усилия.
ВЫВОД
Проблемы, связанные с взаимоотношениями в семье детей с нарушениями в развитии – это проблемы, затрагивающие ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями. Семья, как ближайшее окружение ребенка-инвалида, – главное звено в системе его воспитания, удовлетворения потребностей, социализации, обучения, профориентации. По сути, для ребенка-инвалида семья – это весь мир, в котором он может остаться на всю жизнь.
Однако семья с «особым» ребенком
испытывает ряд проблем. На психологическом
уровне – это, в первую очередь, стресс,
имеющий длительный и постоянный характер,
который оказывает сильное деформирующее
воздействие на психику родителей и является
исходным условием резкого травмирующего
изменения сформировавшихся в семье жизненных
стереотипов. Обретение новых жизненных
ценностей растягивается порой на длительный
период, что обусловливается многими причинами:
психологическими особенностями личности
самих родителей, комплексом расстройств,
характеризующих ту или иную аномалию
развития, воздействием социума при контактах
с семьей. Семья посвящает себя больному
ребенку, родители зачастую склонны отрицать
собственные проблемы, делая акцент на
проблемы ребенка.
На социальном уровне семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния аномального ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей. Вследствие тех же причин матери оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за ребенком, или переходят чаще всего на надомную работу. Рождение больного ребенка оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. Во многих случаях такие браки распадаются. Однако известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью.
Несомненно, родители инвалидов поставлены в неравные с другими условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Сколько в нем рухнувших надежд, невероятных трудностей, непреодолимых преград. Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе, или, напротив, заставляет родителей чуть ли не силой добиваться понимания себя и ребенка.
Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам, но все они требуют индивидуального подхода. В каждом ребенке – чудо, и мы ожидаем его! А чем гармоничнее семья, в которой воспитывается такой ребенок, чем она нравственно богаче, тем быстрее это чудо придет…
1.3. Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает целую серию кризисов, обусловленных субъективными и объективными причинами. При этом семьи, имеющую лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче.
По данным исследований,20 появление в семье ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами:
1. Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: «Почему это случилось именно со мной?». Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в негативизм. Первоначально испытанный глубокий шок требует значительного времени для выстраивания определенной психологической защиты и достижения родителями некоторой эмоциональной стабильности. Естественная первая реакция – шок – может длиться от недели до конца жизни: все зависит от способностей родителей справляться с психологическими травмами.
2. После испытанного шока, естественная реакция родителей – отрицание. Период такого негативизма и отрицания рассматривается как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функцию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и страха. Отвергнуть саму возможность случившегося – первый путь достижения эмоционального равновесия: «Этого не может быть», «Это ошибка врача», «С кем угодно, но не с моим ребенком». Негативизм и отрицание, как правило, явление временное, и по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль.
3. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу, получившую название «хроническая печаль». Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоциализируемости» его психического и физического дефекта, не утихающей боли от сознания неполноценности родного человека. Родителям следует обсудить и по возможности перераспределить обязанности «связанные с воспитанием больного ребенка и «взрослыми» делали вне дома.21 Если супругам не удается справиться с постигшим их горем, то могут пострадать и их отношения. Перед семьей стоит целый ряд проблем: постоянные поиски виноватого, тяжесть, недоговоренность и невозможность «выговорить» свои чувства. Что может привести семью к разводу.