Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Задачи исследования:
1. Теоретически осмыслить детскую инвалидность и ее отражение в современном обществе;
2. Показать спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
3. Рассмотреть периодизацию родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
4. Рассмотреть основы психологического диагностирования семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
5. Изучить общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;
6. Рассмотреть комплексную психолого-социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями и их семей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе
1.2. Спектр психолого-социальных проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
1.3. Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1. Психологическое диагностирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
2.2. Общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
2.3. Комплексная психолого-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями и их семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В этот период жизни семьи собственно диагноз становится фактом жизни. Чувство вины не покидает родителей. Вина – это чувство, с которым сталкивается любой родитель, когда с его ребенком что-то случается: «Я не досмотрел», «Я виноват, что это случилось». В ситуации генетически обусловленного заболевания возникают чувства вины за то, что именно ты передал своему ребенку это страшное заболевание. В некоторых случаях, чувство переживания вины может стать настолько непосильным, что самую вину человек перекладывает на плечи другого. Следствием проявления чувства вины ставится поиск подтверждения или опровержения диагноза. Начинаются нескончаемые гонки по всем возможным врачам, специалистам. Это попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью всех средств.
Специалисту, работающему с подобными семьями, необходимо учитывать то, что если реакция горя, печали, депрессии не осознается родителями, не проговаривается ими между собой, или с другими людьми, то она становится тормозом в процессе принятия состояния своего ребенка. Запрет на переживание определенных чувств не решает проблемы. Неразрешенное эмоциональное напряжение рано или поздно дает о себе знать. Тогда его действие может стать сокрушительным.
4. Четвертая фаза – фаза зрелой
адаптации характеризуется
Если в семье есть другие здоровые дети, они не должны ощущать полную заброшенность и недостаток родительского тепла и любви. Им приходится раньше взрослеть, выполнять больше обязанностей по дому, по уходу за больным братом или сестрой. Родителям следует учитывать, что у здоровых детей есть право на собственную личную жизнь и собственные интересы и контакты. У них должна быть возможность реализовать себя вне жестокой привязки к больному члену семьи.
Для того чтобы смягчить воздействие этих критических моментов на семью необходимо учитывать возрастные особенности развития ребенка и развития семейных отношений в эти периоды: важно помнить о том, что физическое, социальное и эмоциональное «существование» членов семьи взаимосвязано, и если возникают нарушения во взаимоотношениях или ухудшается здоровье одних родственников, это моментально вызывает изменения в жизни других. Замкнутость или открытость семьи активно влияет на то, как она справляется со своими проблемами.
ВЫВОД
Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает целую серию кризисов, обусловленных субъективными и объективными причинами. Появление в семье «особого» ребенка неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами:
1. Состояние шока, растерянности, беспомощности, страха. Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности.
2. После испытанного шока, естественная реакция родителей – отрицание. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и страха. По мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль.
3. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины. Если супругам не удается справиться с постигшим их горем, то могут пострадать и их отношения. Перед семьей стоит целый ряд проблем: постоянные поиски виноватого, тяжесть, недоговоренность и невозможность «выговорить» свои чувства. Это может привести семью к разводу.
4. Появление зрелой адаптации, которая характеризуется уменьшением переживания печали, усилением интереса к окружающему миру, готовностью активно решать проблемы с ориентацией на будущее. На этом этапе важны усилия родителей в деле сохранения семьи в целом и возможностей каждого отдельного ее члена. Личностное развитие каждого из взрослых и юных членов семьи должно продолжаться, несмотря на серьезное состояние ребенка.
При этом семьи, имеющую лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче. Замкнутость или открытость семьи активно влияет на то, как она справляется со своими проблемами.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1. Психологическое диагностирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей и не проведя психологического диагностирования семьи.
В рамках диагностического этапа осуществляется22:
1. психологическое изучение ребенка;
2. психологическое изучение родителей и членов семьи ребенка;
3. психологическое изучение социального окружения семьи ребенка и факторов, влияющих на его социальную адаптацию.
В процедуре психологического изучения семьи ребенка с ограниченными возможностями в развитии используются традиционные методы: наблюдение, беседа, эксперимент.
Оценивая качество внутрисемейных взаимоотношений в процессе наблюдения за ребенком, учитываются следующие параметры его познавательной, коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер, а именно:
- стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи или отсутствие у него такой потребности;
- стремление ребенка к контакту со сверстниками, членами семьи (братьями, сестрами) или отсутствие у него такой потребности;
- преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
- ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
- особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
- особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
- наличие переживаний из-за дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).
Одновременно осуществляется наблюдение за родителями детей. При этом учитываются следующие параметры:
- стремление установить со специалистом взаимодействие для разрешения проблем ребенка или отсутствие такой потребности;
- стремление расширить свой кругозор, получить педагогические знания по вопросам воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья или отсутствие такой потребности;
- стремление к установлению адекватных контактов с ребенком и с другими близкими или отсутствие такой потребности;
- особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
- выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный).
При изучении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей.
Беседа как диагностический метод может использоваться как при изучении детей, так и взрослых. Она может иметь несколько этапов. Во вступительной части беседы с ребенком или его близкими устанавливаются доверительные отношения, а также определяются проблемы, которые их волнуют. В основной части беседы, проводимой с родителями, обсуждаются заявленные ими проблемы. Конечная цель беседы предполагает изменение или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций родителя в отношении к дефекту ребенка. Поэтому процесс беседы должен быть направлен на то, чтобы при обсуждении особо значимых для родителя тем, сформировать в его сознании позицию принятия проблем ребенка и потребность в их разрешении. В беседах «Жизнь даётся один раз», «Дом, в котором я живу», «Беда может случиться с каждым», «Право на семью», направленных на изучение проблем семьи, раскрываются особенности взаимоотношений ребенка с близкими лицами, его приоритеты в контактах.
Для изучения особенностей взаимоотношений ребенка с родителями и другими субъектами внешнего мира используются разнообразные формализованные и проективные методики: «Фильм-тест» Р. Жиля; «Семейный тест отношений» Дж. Антони и Е. Бине, фрустрационный тест С.Розенцвейга (детский вариант), «Чернильные пятна» Г. Роршаха, «Детский апперцептивный тест - САТ» Л. Беллака, рисуночные тесты («Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи», «Рисунок человека», рисунок «Дом, дерево, человек», «Рисунок несуществующего животного»); «Два дома» И. Вандвик и П. Экбланд, «Лесенка» Т.Д.Марцинковской.23
Выбор диагностического инструментария зависит от целей, поставленных в исследовании, от заданных характеристик самого теста, возрастных возможностей детей и предпочтений специалиста. Для комплексной оценки особенностей личности ребенка и межличностных отношений важно также использовать несколько методик. В случае необходимости отдельные методики могут модифицироваться и адаптироваться в связи с изучаемыми характеристиками детей.
Важно правильно подобрать диагностические методики, а затем с использованием качественно-количественных критериев проанализировать полученные результаты.
В процессе аналитической обработки данных важно установить: предпочтения, интересы, круг общения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; полноценность или недостаточность эмоционально-теплых отношений родителей с ребенком.
Обобщение результатов психологического изучения семьи ребенка с ограниченными возможностями должно содержать следующие аспекты: описание характера взаимоотношений между членами семьи, особенности внутрисемейного климата и модели воспитания ребенка, избранные родителями, а также причины, дестабилизирующие адекватное психофизическим возможностям развитие ребенка.
С данными, полученными в результате диагностического изучения проблем семьи ребенка с ограниченными возможностями, должны быть ознакомлены специалисты (логопед, дефектолог, воспитатель), осуществляющие с ребенком коррекционную работу. Эта информация должна быть использована специалистами с целью установления сотрудничества учреждения с семьей ребенка с ограниченными возможностями, для нейтрализации личностных переживаний родителей, связанных с дефектом ребенка, а самое главное, для коррекции психических нарушений и личностных особенностей ребенка и создания благоприятной внутрисемейной среды для его оптимального развития.
ВЫВОД
Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей и не проведя психологического диагностирования семьи. В рамках диагностического этапа осуществляется:
1. психологическое изучение ребенка;
2. психологическое изучение родителей и членов семьи ребенка;
3. психологическое изучение социального окружения семьи ребенка и факторов, влияющих на его социальную адаптацию.
В процедуре психологического изучения семьи ребенка с ограниченными возможностями в развитии используются традиционные методы: наблюдение, беседа, эксперимент. При изучении семьи с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. Беседа как диагностический метод может использоваться как при изучении детей, так и взрослых. Конечная цель беседы предполагает изменение или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций родителя в отношении к дефекту ребенка. Для изучения особенностей взаимоотношений ребенка с родителями и другими субъектами внешнего мира используются разнообразные формализованные и проективные методики: «Фильм-тест» Р. Жиля; «Семейный тест отношений» Дж. Антони и Е. Бине, фрустрационный тест С.Розенцвейга (детский вариант), рисуночные тесты и т.д.
Важно правильно подобрать диагностические методики, а затем с использованием качественно-количественных критериев проанализировать полученные результаты, чтобы потом разработать наиболее оптимальную и эффективную стратегию работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
2.2. Общие формы и содержание психосоциальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, определяются степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи. Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации.
Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование.
Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. Задача первого этапа – создание доверительных, откровенных отношений. Следующий этап – обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч.
Терапевтическое вмешательство наиболее
целесообразно проводить непосредственно
после постановки диагноза. Выраженность стресса больше у тех членов
семьи, которые недостаточно дифференцированы
друг от друга. Они не способны ни оказать
помощь друг другу, не принять ее, т.к. чрезмерно
зависимы и не имеют своего «я». Родители
чувствуют себя беспомощными. Задача специалиста
– помочь членам семьи обрести контроль
над ситуацией. Прежде всего, следует предложить
родителям вспомнить о тех их сильных
сторонах, которые помогли им справиться
с трудностями, которые семья преодолела
раньше. Каждого члена семьи просят открыто
выразить свои чувства и рассказать о
том, какое влияние оказало известие о
болезни ребенка лично на него. Специалист
поможет найти приемлемые решения, обеспечивающие
поддержку членам семьи, поможет снизить
чувство тревоги.
Неэффективность лечения «особого» ребенка
порождает у родителей чувство разочарования.
Успешность принятия членами семьи их
образа жизни определяется степенью дифференцирования
их «я» от других. Каждому предлагается
определить, какое влияние лично на него
оказывает диагноз о неизлечимости ребенка.
В случае необходимости специалист помогает
членам семьи освоить новые роли и взять
на себя новые обязанности для улучшения
функционирования семьи. Он может помочь
родственникам примириться со сниженными
возможностями ребенка, поможет выявить
причины своего гнева и беспомощности.