Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:31, реферат
Психотерапия (гр. psyche — жан + therapeia — емдеу). Қысқаша айтқанда психотерапия адамды (пациентті) психологиялық құралдардың ықпалымен емдеу дегенді білдіреді. Психотерапия — кең өрісті мағынасы бойынша сау адамдарға (клиенттерге) әр түрлі психологиялық қиын жағдайларға немесе психикасын өңдеуге көмекті қажетсінгенде жәрдем беруді іздейтін ғылым саласы. Ондай көмектерді жеке-дара немесе топты формада маман ұйымдастырады. Қазіргі кезде психотерапия адамның, тұлғааралық қатынастың, топтық үрдістердің болмысына байланысты әр түрлі теориялық-әдіснамалық бағыттары — психоаналитикалық, необихевиористік, когнитивтік, гуманистік, нейролингвистикалық бағдарламалау (НЛБ) және т.б. бар.
Психотерапия (гр.
psyche — жан + therapeia — емдеу). Қысқаша
айтқанда психотерапия адамды (пациентті)
психологиялық құралдардың
:: Лечение разговором
...в сказках говорится
о злых духах, сила которых
пропадает, как только
Зигмунд Фрейд. Методика и техника психоанализа
В конце XIX столетия стандартными способами лечения, как тогда говорили, "нервных болезней" были массаж, "электротерапия" и, ставшее притчей воязыцех, лечение на водах. Разочаровавшись в эффективности общепринятых в то время способов лечения, игнорируя косые взгляды своих коллег, молодой врач Зигмунд Фрейд (Фройд) в 1886г. отправился в Париж проходить обучение новому методу лечения - гипнозу.
Шестимесячные курсы в парижской больнице Сальпетриере у знаменитого французского психиатра Жана Шарко оказали на Фрейда огромное влияние. Главным открытием Шарко являлось, что в гипнотическом состоянии у пациентов, страдающих истерией, исчезали симптомы, а также и то, что истерические симптомы посредством гипноза можно было вызвать у здоровых людей.
Несмотря на то, что форма директивного гипноза, практикуемого в то время, конечно, производила огромное впечатление, но казалась пригодной лишь для публичных демонстраций. Директивный гипноз не давал стойких результатов: далеко не всегда удавалось добиться полного исчезновения болезненных проявлений, и оставалась слишком большая доля вероятности рецидива или возникновения новых симптомов.
Фрейд обратился к опыту своего наставника Йозефа Бройера (Брейера), который, совместно со своей пациенткой, страдающей истерией (случай Анны О.), открыл новую форму лечения посредством гипноза, названную "катартическим методом" (сама Анна называла его "лечением разговором"). Этот метод заключался в том, что у находящегося в гипнотическом состоянии пациента проводился анализ причин возникновения того или иного симптома (психологической травмы). В процессе обнаружения таких причин пациент очень бурно эмоционально реагировал на воспоминание забытой травматической ситуации (отреагирование травмы), а по пробуждении симптом исчезал.
Вот как это было:
Было замечено, что больная во время своих состояний абсанса, психической спутанности, бормотала какие-то слова. Эти слова производили впечатление, как будто они относятся к каким-то мыслям, занимающим ее ум. Врач [Йозеф Бройер - А.П.] просил запомнить эти слова, затем ввел ее в состояние гипноза и повторил снова эти слова, чтобы побудить ее сказать что-нибудь на эту тему. Больная пошла на это и воспроизвела перед врачом то содержание психики, которое владело ею во время состояния спутанности и к которому относились упомянутые отдельные слова. Это были глубоко печальные, иногда поэтические прекрасные фантазии, - сны наяву, можем мы сказать, - которые обычно начинались с описания положения девушки у постели больного отца. Рассказав ряд таких фантазий, больная как бы освобождалась и возвращалась к нормальной душевной жизни. Такое хорошее состояние держалось в течение многих часов, но на другой день сменялось новым приступом спутанности, который, в свою очередь, прекращался точно таким же образом после высказывания вновь образованных фантазий. Нельзя было отделаться от впечатления, что те изменения психики, которые проявлялись в состоянии спутанности, были результатом раздражения, исходящего от этих в высшей степени аффективных образований. Сама больная, которая в этот период болезни удивительным образом говорила и понимала только по-английски, дала этому новому способу лечения имя "talking cure" (лечение разговором) или называла это лечение в шутку "chimney sweeping" (прочистка труб).
Вскоре как бы случайно оказалось, что с помощью такого очищения можно достичь большего, чем временное устранение постоянно возвращающихся расстройств сознания. Если больная с выражением аффекта вспоминала в гипнозе, по какому поводу и в какой связи известные симптомы появились впервые, то удавалось совершенно устранить эти симптомы болезни. "Летом, во время большой жары, больная сильно страдала от жажды, так как без всякой понятной причины она с известного времени вдруг перестала пить воду. Она брала стакан с водой в руку, но как только касалась его губами, тотчас же отстраняла его, как страдающая водобоязнью. При этом несколько секунд она находилась, очевидно, в состоянии абсанса. Больная утоляла свою мучительную жажду только фруктами, дынями и т.д. Когда уже прошло около 6 недель со дня появления этого, она однажды рассказала в гипнозе о своей компаньонке, англичанке, которую она не любила. Рассказ свой больная вела со всеми признаками отвращения. Она рассказала о том, как однажды вошла в комнату этой англичанки и увидела, что ее отвратительная маленькая собачка пила воду из стакана. Она тогда ничего не сказала, не желая быть невежливой. После того как в сумеречном состоянии больная энергично высказала свое отвращение, она потребовала пить, пила без какого-либо перерыва много воды и проснулась со стаканом воды у рта. Это болезненное явление с тех пор пропало совершенно".
(Зигмунд Фрейд. "Пять лекций о психоанализе")
Катартический метод имел два принципиальных отличия от директивного гипноза, повсеместно практиковавшегося в то время (и распространенного и по сей день):
Во-первых. Если при лечении директивным гипнозом перед пробуждением пациенту, как правило, давалась установка забыть все, что с ним было в процессе гипнотического состояния - то при лечении катартическим методом задачей было сохранить забытые (вытесненные) травматические переживания, являющиеся причиной возникновения симптома. Исчезнувшие из памяти патогенные воспоминания доводились до сознания пациента, что и приводило к исчезновению симптома.
А во-вторых, и это главное.
При директивном гипнозе
Через несколько лет Фрейд
стал сам практиковать катартический
метод Бройера и добился
далее >>>
НАВЕРХ
© 2004 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт
примечания
Конверсионная истерия — один из трех неврозов, выделенных Фрейдом в особую группу, названную неврозами переноса. Описание конверсионной истерии дошло до нас из древних веков, первое упоминание встречается в кахунском папирусе (1900г. до Р.Х.), где и было выдвинуто убеждение в локализации болезни, давшее ей название. Слово "истерия" происходит от греческого histera, матка, и врачи еще очень долго придерживались мнения, что причиной возникновения этой болезни являются некие нарушения функции матки. Из приписываемой истерии причины следовал неминуемый вывод, что страдать ей могут исключительно женщины. Этого мнения врачи придерживались до конца XIX столетия, вплоть до изучения этого заболевания Шарко.
При этом, следует не путать истерию с нимфоманией (гиперсексуальностью), именуемой в быту бешенством матки (болезнью, приписываемой Клеопатре и Екатерине II). Конверсионная истерия также не имеет прямого отношения и к, так называемому, истерическому характеру, и к тем состояниям, которые в быту именуют истериками. Конверсионная истерия проявляется в различных ярко выраженных соматических симптомах, таких как, параличи конечностей, потеря чувствительности на отдельных участках кожи, обмороках и судорожных припадках, специфическом кашле (истерический кашель) и т.п. "Замечательной" особенностью истерии является то, что все эти телесные симптомы не имеют под собой органической природы, что часто до сих пор навлекает на больных истерией гнев врачей и обвинения в симуляции. На самом деле, все эти телесные недуги вызывают немалые страдания у людей, больных истерией, и неуважительное отношение к ним со стороны врача только усугубляет эти мучения.
назад
Абсанс (фр. absence - отсутствие) — Кратковременное помрачение или выключение сознания с последующей амнезией (утрачивание памяти о пережитом в этом состоянии).
: Психотерапевты и психологи:
в чем разница?
Или как стать психотерапевтом
Если Вы имеете какие-либо затруднения в разрешении жизненных ситуаций, или не можете разобраться в сложностях взаимоотношений с близкими, или у Вас проблемы на работе, или Вас мучают какие-либо симптомы, невротические или соматические, Вы страдаете от бессонницы, или не можете справиться с депрессией, или, если Вы злоупотребляете алкоголем или слишком много едите, или постоянно испытываете боли в области сердца или желудка, но врачи не находят патологии (или даже, если они ее находят - об этом см. Пережить, чтобы забыть), или Вы имеете другие подобные проблемы или заболевания, или у Вас совсем другие проблемы, но Вы знаете или интуитивно чувствуете, что они имеют отношение к сфере психологии - Вы можете обратиться за помощью (или только за консультацией) к психологу, психотерапевту или психоаналитику (или к психоаналитическому психотерапевту с психологическим образованием - большая путаница в нашей стране с этими понятиями - об этом см. также Психиатры и психологи: в чем разница?).
Вы приходите к психотерапевту
(психологу) с запросом, который, чаще
всего, бывает выражен в виде жалобы
на сложности во взаимоотношениях,
невозможность достичь
Давайте разберемся со всеми этими путаными понятиями.
Психологи и психотерапевты - в чем разница?
Психолог или врач - эти
понятия характеризуют
Соответственно, психолог имеет психологическое образование, т.е. это специалист, окончивший университет или институт, где готовят психологов (это может быть и медицинский институт, где готовят клинических психологов, но клинический психолог, все равно, - не врач). Психологи изучают в процессе своего обучения больше гуманитарных предметов, таких как философия и антропология, и меньше естественнонаучных, таких как анатомия и физиология, и совсем не изучают лечение болезней (кроме психических). В программу университетского психологического образования в очень незначительной степени включены предметы, непосредственно связанные с психотерапией. Психолог не имеет права назначать лекарственные препараты (ни при каких обстоятельствах).
Врач, соответственно, имеет медицинское образование. Врачи в процессе своей подготовки изучают, в основном, естественнонаучные дисциплины и почти совсем не изучают гуманитарные, при подготовке врачей основное внимание уделяется лечению соматических болезней. В процессе обучения медиков слишком мало внимания уделяется лечению психических болезней, и совсем не уделяется внимание современным методам психотерапии.
Ни образование психолога, ни образование врача, сегодня, самого по себе, не является достаточным, чтобы заниматься практикой (в том числе и психотерапией).
Психотерапевт - это психолог или врач (зарубежом такую возможность имеют еще социальные работники), который продолжил свое образование (прошел специализацию или, как это официально называется, переподготовку) для получения возможности практиковать в области психотерапии.
Научная степень (кандидат или доктор), также как и кафедральные должности в высших учебных заведениях (доцент или профессор), сами по себе ничего не говорят о квалификации в области психотерапии. Первые свидетельствуют о достижениях в области науки, вторые - о достижениях в области преподавания в высших учебных заведениях - только об этом.