Психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:31, реферат

Описание работы

Психотерапия (гр. psyche — жан + therapeia — емдеу). Қысқаша айтқанда психотерапия адамды (пациентті) психологиялық құралдардың ықпалымен емдеу дегенді білдіреді. Психотерапия — кең өрісті мағынасы бойынша сау адамдарға (клиенттерге) әр түрлі психологиялық қиын жағдайларға немесе психикасын өңдеуге көмекті қажетсінгенде жәрдем беруді іздейтін ғылым саласы. Ондай көмектерді жеке-дара немесе топты формада маман ұйымдастырады. Қазіргі кезде психотерапия адамның, тұлғааралық қатынастың, топтық үрдістердің болмысына байланысты әр түрлі теориялық-әдіснамалық бағыттары — психоаналитикалық, необихевиористік, когнитивтік, гуманистік, нейролингвистикалық бағдарламалау (НЛБ) және т.б. бар.

Файлы: 1 файл

Психотерапия.doc

— 9.43 Мб (Скачать файл)

Гипнотерапия  показана для лечения психосоматических  заболеваний (транзиторной стадии гипертонической  болезни, бронхиальной астмы, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, сахарном диабете), энурезе, логоневрозе, при расстройстве менструального цикла, вагинизме, табакокурении, алкоголизме, при неврозах и неврозо-подобных состояниях.

Аутогенная  тренировка (АТ)

AT является активным методом психотерапии, основанном на определенном комплексе упражнений (чаще всего используют шесть упражнений низшей ступени по Шульцу): упражнение, направленное на вызывание ощущения тяжести, ощущение тепла, овладение ритмом сердечной деятельности, регуляцией режима дыхания, вызывание тепла в области солнечного сплетения, прохлады в области лба. В процессе усвоения упражнений больной учится "руководить" работой внутренних органов, собственными чувствами, мыслями, т.е. сознательно регулировать неуправляемые волей вегетативные процессы косвенным путем (с помощью условно-рефлекторных реакций на соответствующие слова и представления).

После усвоения общих для всех больных  упражнений переходят к вызыванию  ощущений, имеющих значение для частного случая. AT проводится индивидуально  или в группе из 8-10 человек под руководством врача часто в сочетании с психотерапией в бодрствующем состоянии.

Продолжительность занятия — от 20 мин до 1,5 ч в  зависимости от методики, дома — 5-10 мин.

AT имеет широкий круг показаний  для применения как у больных  соматическими нервно-психическими заболеваниями разного генеза, так и у практически здоровых людей для снятия отдельных симптомов и состояний (нервного напряжения, усталости, головной боли и т.п.). С осторожностью следует применять у больных с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями. Метод не показан при психозах, интеллектуальном снижении, слабости воли.

"Поведенческая" (условно-рефлекторная) психотерапия (см. таблицу)

Выбор методики психотерапии часто бывает непростым делом. Иногда, начав с одного метода, в дальнейшем целесообразно перейти к другому Это будет зависеть от особенностей заболевания, личности больного. В связи с этим важно овладение разнообразными методами психотерапевтического воздействия на больного, если врач хочет оказать максимальную помощь страдающему человеку.

Психотерапия при акцентуациях личности и психопатиях

Больные психопатией чаще всего нуждаются  в оказании психотерапевтической помощи при психопатических реакциях и  состоянии декомпенсации, лица с акцентуациями характера – при невротических реакциях, невротических и неврозоподобных состояниях и невротическом (патохарактерологическом) развитии личности.

Роль  психотерапии в этих случаях определяется значением в динамике состояния  больного психогенных факторов. Чем больше удельный вес последних в декомпенсации пациента по сравнению с биологической недостаточностью, тем большего успеха можно ожидать от психотерапии. По мнению А.Е.Личко, она может быть полезной при психопатиях как сама по себе, так и в качестве метода, подготавливающего почву для педагогических воздействий. Психотерапевтический подход зависит от типа психопатии. Например, при преобладании гипертимных черт пациент идет на контакт, если чувствует доброжелательное отношение к себе, интерес к своим проблемам; при аффективной неустойчивости показан директивный характер психотерапии.

В последнее время при психопатиях  все чаще применяется групповая  психотерапия, потому что она помогает лучше оценить свои реакции на жизненные трудности, выявить индивидуально непереносимые ситуации, способствующие декомпенсации, продемонстрировать реакции группы на их поведение; конфронтация этих больных с лицами, имеющими аналогичные проблемы характерологических девиации. Показано проведение лечения больных психопатиями в малых группах (лучше включать их в группы больных неврозами и другими пограничными состояниями). Используются дискуссионные формы и иные методы. Групповая психотерапия позволяет научить прогнозировать последствия своего поведения и корригировать его в конкретных условиях.

Заслуживает внимания терапия творческим самовыражением, глубоко индивидуализированная, основанная на тонком знании особенностей психопатической  личности, ее структуры; она включает в себя создание творческих произведений, занятия живописью, скульптурой, художественной фотографией, общение с природой (М.Е. Бурно). Арттерапия особенно показана пациентам с психастенической, истерической и др. психопатиями, с акцентуацией характера. Лечебный эффект ее основывается на трех факторах: 1) возвращение собственной индивидуальности; 2) катарсис; 3) общение с другими людьми благодаря предметам своего творчества.

Важное  значение при психопатиях, патохарактерологических  развитиях и акцентуациях характера  приобретает семейная психотерапия. Она представляет собой процесс группового воздействия, направленный на изменение межличностных отношений и имеющий своей целью устранение эмоциональных нарушений в семье или их компенсацию. В процессе психотерапии каждый конфликт анализируется с учетом истории семьи, ее прошлого опыта, психологических особенностей ее членов и др.

Таблица

ОСНОВНЫЕ  МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ  ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ПОГРАНИЧНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ (по Т.В.Серебряковой)

I. Методы личностно-ориентированной  (реконструктивной) психотерапии

Название методики

Краткое описание

Показания к применению

Индивидуальная психотерапия

Основа психотерапевтического  процесса — взаимодействие личности врача и личности больного. Основные задачи: 1) глубокое изучение личности больного; 2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению болезненного состояния; 3) достижение осознания больным причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием; 4) помощь в разумном разрешении психотравмирующей ситуации; 5) изменение отношений больного, корреляция неадекватных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению самочувствия социального функционирования.

Все виды невротических расстройств.

Групповая психотерапия

Основное  средство взаимодействия — интеракции между участниками групп, включая  психотерапевта. Общий принцип —  сознательное и целенаправленное использование  всей совокупности взаимоотношений  и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики в лечебных целях. Групповая динамика: 1) цели, задачи и нормы группы; 2) структура лидерства в группе; 3) соотношение групповых ролей; 4) сплоченность группы - привлекательность группы для ее членов; 5) групповое напряжение, проявление враждебности и антипатии; 6) актуализация прежнего эмоционального опыта и прошлых стереотипов межличностных отношений во взаимодействии с отдельными членами группы; 7) формирование подгрупп — их отношение к группе и влияние на ее функционирование. Данные факторы являются осью групповой психотерапии.

Все виды невротических расстройств.

Семейная психотерапия

Система направленного изменения  совокупных и взаимосвязанных взаимоотношении, складывающихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением и социальным восстановлением больного. Формы и техника проведения: наблюдение одним или двумя психотерапевтами одной семьи (супругов, родителей, детей), работа с группой из нескольких семейных пар и др. Может проводиться амбулаторно и стационарно.

Все формы неврозов, соматогенные неврозоподобные состояния, в т.ч. при психопатиях и у акцентированных  личностей.

Рациональная психотерапия

См. информацию: "Рациональная психотерапия"

Невротические реакции, все виды невротических  и неврозоподобных состояний


II. Методы суггестивной психотерапии

Внушение в состоянии бодрствования

См. информацию: "Внушение в состоянии  бодрствования".

Истерический невроз, неврастения, фобические расстройства, обсессии

Внушение в гипнотическом состоянии

См. информацию: "Гипноз", Неврозы, Отдельные варианты гипносуггестивной психотерапии: 1) методика длительного гипноза-отдыха Платонова; 2) удлиненной гипнотерапии Рожнова; 3) эмоционально-стрессовой гипнотерапии Рожнова; 4) гипноз по Эриксону и др.

Неврозы, ряд психосоматических  заболеваний, энурез, логоневроз, декомпенсации при акцентуациях и психопатиях

Внушение в наркогипнозе

См. информацию: "Наркогипно".

Пограничные расстройства с фобической, ипохондрической, депрессивной симптоматикой.

Косвенное внушение

Является основой разработки опосредованной и потенцирующей косвенной психотерапии. Основные принципы: 1) учет оценочных суждений больного о лечении, которое врач намерен назначить; 2) формирование эмоционально положительного отношения больного к назначенному лечению; 3) формирование реакции ожидания лечебного эффекта; 4) дезактуализация возможных побочных эффектов терапии; 5) формирование лечебной перспективы в связи с проводимой терапией.

Все виды неврозов, неврозоподобные  соматогенные нарушения

Аутогенная тренировка

См. информацию "Аутогенная тренировка"

Все виды невротических и неврозоподобных  нарушений, явления вегетативного  дисбаланса и др.


III. Поведенческая (условно-рефлекторная) психотерапия

В основу положен принцип реципрокного торможения. Методика терапии включает два элемента: формирование новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом и одновременно – условное торможение страха. Практически метод заключается в постепенном демонстрировании больному, находящемуся в состоянии релаксации, иерархии обстоятельств, вызывающих страх (систематическая десенситизация)

Обсессивно-фобические расстройства, изолированные монофобии


IV. Другие виды психотерапии

Музыкотерапия

Вид эстетотерапии, основанный на использовании  музыки в лечебных целях: 1) методы, направленные на отреагирование, а также эмоционально активирующие методы; 2) тренинговые методы; 3) релаксирующие методы; 4) коммуникативные методы; 5) творческие методы; 6) психоделические, экстатические, эстетизирующие, созерцательные; 7) музыкальный тренинг чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни в музыке. Методика применяется в индивидуальной и групповой форме. Может сочетаться с другими психотерапевтическими методами.

Все виды невротических и неврозоподобных  расстройств, ряд соматических заболеваний (гипертоническая, язвенная болезни и др.).

Библиотерапия

Вид эстетотерапии, лечебное воздействие  которого на психику больного осуществляется при помощи чтения книг: 1) книги, адекватные основным группам заболеваний; 2) психотерапевтическое воздействие данного произведения – преимуществено седативное, стимулирующее и т.д.; 3) подбор книг в соответствии с психотравмирующей ситуацией. В ходе библиотерапии больной ведет дневник, анализ которого играет роль объективного критерия оценки его состояния в процессе терапии и при подведении ее итогов. Может применяться в индивидуальной и групповой форме.

Невротические реакции, все формы  неврозов

Имаготерапия

Относится к группе методов игровой  психотерапии. Основная цель – достижение терапевтического эффекта путем развития и обогащения личности. Для этого используется творческая активность больного (в индивидуальной работе) или группы больных (при групповой психотерапии). Цели и задачи: 1) воспитание у пациента способности адекватно реагировать на возникающие неблагоприятные ситуации; 2) укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей пациента; 3) развитие у больных способностей к творческому воспроизведению "лечебного" образа; 4) тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент; 5) создание у пациента творческого интереса, обогащающего его жизнь новым содержанием.

Невротические реакции, все формы  неврозов, неврозоподобные расстройства, в т.ч. при нарушениях личности.

Арттерапия

Психотерапевтическая методика, использующая прикладные методы художественного творчества, учитывающая самооценку больного, уровень притязаний и другие личностные особенности; методика, имеющая в каждом конкретном случае седативную, активирующую, катарсическую или иную направленность. Варианты проведения: 1) воплощение рисунков или орнаментов на определенную тему в конкретном материале; 2) неструктурированные заключения, к которым пациент сам выбирает себе тему, материал, инструменты. Занятие заканчивается обсуждением темы, манеры выполнения.

Все виды невротических и неврозоподобных  состояний при психопатиях


 

Хотя врачи и священники всегда оказывали эмоциональную поддержку, давали советы и разъяснения по долгу  службы, их практика не опиралась на какие-либо психологические теории. Психотерапия как специальность появилась во второй половине 19 в., но только в последние десятилетия получила широкое распространение.

 

В период своего становления психотерапия использовала лишь индивидуальную беседу терапевта с пациентом. Однако в  настоящее время часто применяются методы групповой терапии, при которой один или два терапевта регулярно (например, каждую неделю) встречаются с группой, включающей от 3 до 12 человек; семейная терапия, занимающаяся семьей как единым целым, нуждающимся в помощи, тоже предполагает беседы с участием более двух человек.

 

Разработаны методы проведения терапии различной  длительности. Вмешательство при  кризисах может ограничиваться одним  или несколькими сеансами, пока не будет снято тяжелое состояние; есть краткосрочная терапия, предполагающая около 12 сеансов, но существуют также промежуточные и долгосрочные формы терапии, которые в особых случаях длятся годами.

 

Каждый  вид психотерапии опирается на определенные теоретические модели. Одни из этих теорий претендуют на исчерпывающее объяснение человеческого поведения; другие касаются только терапевтической техники. Сегодня большинство терапевтов не являются приверженцами лишь одной теории, а, наоборот, стремятся использовать в своей работе лучшие идеи из разных источников. Мы вкратце опишем как основные теории, так и некоторые более новые и не столь широко принятые.

 

Психоанализ. Этот вид терапии использует т.н. метод свободных ассоциаций, согласно которому пациента просят не подвергать цензуре приходящие в голову мысли, чего бы они ни касались. Терапевт уделяет особое внимание бессознательным мотивам и неосознаваемому поведению пациента, стремясь выявить скрытую в бессознательном причину его страданий. Особенно важным считается детский опыт, который во многом определяет автоматические эмоциональные реакции в зрелом возрасте. См. также ПСИХОАНАЛИЗ 
.

 

Психотерапия, центрированная на клиенте. Основанная американским психологом К.Роджерсом, эта форма терапии придает особое значение созданию такой эмоциональной обстановки, которая позволяет пациенту (называемому в данном случае клиентом, чтобы подчеркнуть его личную ответственность за результат лечения) обсуждать и тем самым исследовать собственные чувства без страха неодобрения. Предполагается, что подобная свобода придаст ему силы разрешить проблемы, с которыми он не мог справиться раньше. На практике этот вид терапии часто комбинируется с психоанализом. См. также РОДЖЕРС, КАРЛ.

 

Поведенческая терапия использует подход, основанный в большей мере на принципах бихевиоризма и теории социального научения, чем на теории личности. В соответствии с таким подходом терапевт анализирует те специфические формы поведения, которые пациент хочет изменить, и отыскивает их приятные или неприятные последствия, с тем чтобы научить пациента самонаблюдению, усилить его самоконтроль или выработать у него желательные условнорефлекторные реакции.

 

В СССР по преимуществу использовался  сходный с поведенческой терапией метод. Он был разработан на основе теории условных рефлексов, открытых знаменитым русским физиологом И.П.Павловым.

 

Трансактный анализ. Этот метод, разработанный американским психиатром Э.Берном, заимствует некоторые  идеи психоанализа. Терапевты данного  направления полагают, что в человеческой личности существуют одновременно аспекты "родителя", "ребенка" и "взрослого"; в процессе общения эти аспекты личности разных людей вступают во взаимодействие ("трансакции"), причем трудности обычно возникают, когда определенный аспект (например, детская импульсивность) одного человека взаимодействует с иным аспектом (например, рационализмом взрослого) в другом человеке, а участники такого взаимодействия не понимают происходящего.

 

Гештальт-терапия (от нем. Gestalt - целостная структура) выработала целый ряд методов, направленных на то, чтобы помочь личности интегрировать отчужденные части своего Я. Этими отчужденными частями могут быть определены чувства или формы поведения, связанные с какими-то незавершенными, неотреагированными ситуациями в прошлом, вследствие которых человек живет не "здесь и сейчас", а в мире прошлого или фантазий. Иногда гештальт-терапия энергично заставляет человека противостоять собственным чувствам и поведению.

 

Терапия движением выросла из признания  того, что эмоциональные состояния неизбежно выражаются в позе, мышечном напряжении и выражении лица, а релаксация или энергичные движения тела способны улучшить психическое состояние. Методы весьма разнообразны и включают терапию танцами, массаж, йогу и медитацию.

 

Детская психотерапия. Игровая терапия - метод, разработанный для детей, которые  еще слишком малы, чтобы обсуждать  свои проблемы. Терапевт позволяет  ребенку играть, как он хочет, любыми из имеющихся в специальной игровой  комнате игрушек. Из создаваемых  ребенком игровых ситуаций и историй, из замечаний ребенка терапевт обычно может узнать, что его беспокоит. Затем, участвуя в игре или беседуя с ребенком и его родителями, терапевт старается помочь в разрешении проблем ребенка.

   
 

Тренинг чувствительности (сензитивности). Этот вид социально-психологического тренинга тесно связан с групповой психотерапией. Он основывается на свободном обсуждении опыта членов группы, использовании ролевых игр и иных приемов, развивающих чуткость в межличностных отношениях и восприимчивость к происходящим в группе процессам. Однако такие группы обычно не считаются терапевтическими, поскольку их цель заключается в совершенствовании навыков общения у практически здоровых людей - членов группы, а также потому, что их ведущий не обязательно должен быть специалистом в области охраны психического здоровья. См. также ГРУППЫ ВСТРЕЧ.

Информация о работе Психотерапия