Пути преодоления тревожности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Современная система образования предъявляет большие требования к ученикам с первого года их обучения. Высокие нагрузки в виде насыщенного уроками школьного дня, заметных объемов домашних заданий, контроля родителей и учителей – так или иначе, школьник в наши дни поставлен в жесткие условия. В случае излишних перегрузок начинаются проблемы с успеваемостью – страдает мотивация к учебе, падают результаты учебной деятельности, настроение ребенка ухудшается, проявляются различные болезни.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ………………………………..…5

1.1. Общепсихологические представления о тревоге и тревожности……...5

1.2. Причины тревожности школьников………………………………….…10

1.2.1. Причины тревожности младших школьников……………………….13

1.2.2. Причины тревожности старших школьников………………………..15

1.3 Влияние тревожности на основные психические процессы…….…….17

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….20

ГЛАВА 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ…………….21

2.1.Преодоление..тревожности,.младшими..школьниками……………...….21 2.2.Преодоление..тревожности..учениками..старших классов……………………………………………………………………..…....24

Выводы по 2 главе……………………………………………………….….32

ГЛАВА..3…ЭКСПЕРЕСС..МЕТОДИКА..ВЫЯВЛЕНИЯ..ТРЕВОЖНОСТИ.. УЧАЩИХСЯ..В..10..КЛАССАХ..………………………………………...…..31
Выводы по 3 главе…………………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Тревожность обладает силой самоподкрепления и может приводить к формированию «выученной беспомощности».

 Тревога и тревожность не  всегда осознаются субъектом  и могут регулировать его поведение на неосознаваемом уровне. Наблюдение тревожного поведения «со стороны» также зачастую затруднительно в силу того, что тревожность может маскироваться под другие поведенческие проявления.

Исходя из общетеоретических представлений о сущности тревоги как психического состояния и тревожности как психического свойства далее мы подробно рассмотрим специфику тревожности в детском возрасте и ее особое проявление — школьную тревожность. [Микляева, А. В., Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция, 2004: с.14-15]

 

1.2. Причины тревожности  школьников

Школьная тревожность -– проблема в наше время достаточно распространенная. За год работы психологического кабинета в нашем центре приблизительно треть обратившихся за помощью родителей младших школьников пришла именно с этой проблемой. Жалобы звучали следующим образом:

-• Ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу (при этом в школе может вести себя хорошо, общаться с детьми, отвечать на уроках и создавать впечатление абсолютного благополучия)

-• Весь день не можем заставить ребенка делать уроки (играет, смотрит мультики, обещает что вот-вот сядет заниматься), а перед сном плачет, что не готов к занятиям и его будут ругать

-• Панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает школьную программу

• Боится учительницу

• Снятся кошмары, связанные со школой и т.д. и т.п.

• Школьная тревожность может проявляться и на соматическом уровне – например, ребенок постоянно болеет, не успев выйти на учебу тут же заболевает вновь (на это стоит обратить особое внимание, если до поступления в школу/смены школы/смены класса/учителя и т.д. такого не замечалось).

Почему это происходит именно сейчас?

Наше время характеризуется, во-первых, очень стрессогенной, нестабильной, тревожной обстановкой в мире, а во-вторых, высокой доступностью информации об этих самых опасностях. Посудите сами, что мы видим в новостях чуть ли не каждый день (а вместе с нами и наши дети): разбился самолет, террористы захватили школу, взорвался автобус, найдена очередная жертва серийного маньяка, мир под угрозой очередной войны, машина сбила насмерть пешехода и многое, многое другое. А ведь детская психика гораздо более хрупкая, ранимая, чем взрослая, - остается только представлять, какие картины после получения подобной информации рисует себе богатое детское воображение!  
Увы, уже давно позади то время, когда дети могли одни целый день гулять во дворе, открывать дверь квартиры, будучи без родителей дома и заходить в лифт с незнакомым взрослым. А советские фильмы, в которых дети запросто, непринужденно общаются со случайными прохожими взрослыми и могут зайти к ним пообедать, уже больше похожи на сказку.

Все это ведет к тому, что у детей (впрочем, как и у взрослых) повышается базовый уровень тревожности, и уже на этом фоне частое возникновение школьной тревожности вполне закономерно. к тому же в наше демократическое время при большом выборе общеобразовательных учреждений нередко возникает ситуация, когда ребенок, оправданно или нет, «скачет» из одной школы в другую (это может быть связано с переменой места жительства, недовольством родителей качеством образования/учителями и т.д.). В итоге нередко ребенок просто не успевает выработать необходимых навыков адаптации к новой среде, что также зачастую приводит к школьной тревожности.

Каковы причины школьной тревожности?

Некоторые причины школьной тревожности были упомянуты, выше, поэтому сейчас попробуем собрать их все воедино и рассмотреть поподробнее:

 

1. Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае даже самая доброжелательная учительница и самый удачный детский коллектив могут восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое ему. Учеба будет восприниматься как долг, что приведет к протестным реакциям, возможно к конфликтам с родителями и учителями и одно только упоминание школы не вызовет у ребенка ничего кроме тревоги и неприязни. Конечно, такой исход возникает не всегда, и довольно часты случаи, когда ребенок, попав в хороший класс, к понимающему учителю, «дозревает» по ходу учебы.

2. Ребенок не готов к школе интеллектуально. а это зачастую означает, что как бы ни стремился ребенок быть учеником, получать знания, ходить в школу, его интеллектуальной базы еще не хватает для того, чтобы постигнуть материал, который дают на уроках. Как результат – ребенок быстро утомляется, не поспевает за классом, переживает свою неуспешность и в качестве защиты разочаровывается в школьных ценностях. И в этом случае школа не вызывает ничего кроме острой тревоги.

3. Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым. Для таких детей поступление в школу/смена школы и т.д. заведомо является стресогенным фактором. это может усугубиться не очень удачным школьным коллективом, эмоциональным/жестким преподавателем, а также наличием дополнительным факторов, перечисленных в п.1 и 2.

4. Ребенок часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т.д. Как уже было сказано выше, это нередко приводит к тому, что ребенок не осваивает необходимых для успешной адаптации в новой среде навыков, не успевает почувствовать себя «своим». А чем дальше, тем сложнее влиться в уже сложившийся коллектив (вспомните себя – как легко вам давалось найти друзей в дворовой песочнице, и как все труднее и труднее станговится это сделать сейчас, будучи взрослым человеком). Ведь очень много настоящих друзей остается именно со школьных и институтских времен!

5. Любой стресс, даже не связанный со школой (развод родителей, утрата близкого человека, получение травмы и тд.), может сильно отразиться на учебе и восприятии школы, ведь психика у ребенка одна и сложно, получив удар в одной сфере жизнедеятельности, не получить отклика в другой.

В ком возрасте возникает школьная тревожность?

Исходя из перечисленных выше факторов становится ясно, что школьная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения! Ведь смена коллектива/учителя может произойти в любом классе. Проблемы усвоения материала также могут возникнуть как на начальном этапе, так и на более поздних (все зависит от того, где в интеллектуальной деятельности у ребенка «слабое звено»). Также и стрессовая ситуация в жизни ребенка может возникнуть в любом возрасте, к сожалению, никто от этого не застрахован. Конечно, риск появления школьной тревожности у разных детей разный – это зависит от типа темперамента, от характера, от того, насколько стрессоустойчива семья в целом (ведь способы реагирования на окружающую действительность ребенок во многом перенимает у своих родителей).

Также следует отметить, что в младшем школьном возрасте риск появления школьной тревожности все же выше, чем в дальнейшем, ведь в это время ребенок осваивает основы школьного распорядка и правил, примеряет на себя роль школьника и получает извне оценку своей состоятельности как ученика. Для ребенка, успешно прошедшего этот период, дальнейшие трудности скорее всего уже не будут непосильными, и рядовые обстоятельства не выведут его из равновесия, не заставят испытывать чрезмерную тревогу. [Сайт РООИ «Здоровье человека» http://www.detcenter.ru/index.php?str=198]

 

1.2.1. Причины тревожности  младших школьников

 

Интересные данные получены в результате массового изучения содержания страхов, тревог у детей от 3 до 15 лет, проведенного А. И. Захаровым. По материалам этой работы, в младшем школьном возрасте в наибольшей степени оказался выраженным страх, связанный со школой, причем он конкретизировался преимущественно в боязни опоздать в школу, что было наиболее характерно для девочек (до 92% девочек, участвующих в исследовании, испытывали этот страх). Кроме того, в этот период выраженными оказались магические страхи, боязнь несчастья, беды. В подростковом возрасте — к 12 годам — у всех участвующих в опросе девочек выявилась боязнь смерти родителей. У всех мальчиков этот страх становился ведущим к 15 годам. Наибольшего «пика» к 15 же годам достигали, по данным этого исследования, и межличностные страхи. Необходимо отметить, однако, что к таковым автор относит большую группу: «...это страхи одиночества, некоторых людей, наказания, войны, сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых и т. д. [Захаров А. И., 1988, с. 61].

По данным уже неоднократно упоминавшегося выше исследования Б. И. Кочубея и Е. В. Новиковой, одна из ведущих тревог московских школьников 11—12 лет — возможность войны, тесно связанная с боязнью «конца света», для девочек в это время значимым оказывается также беспокойство, связанное с родителями. Это беспокойство остается важным и для девочек 15—16 лет, однако меняется его содержание. Если девочек-подростков в основном волновала возможность наказания со стороны родителей, то в 15—16 лет их волнуют благополучие, здоровье, настроение взрослых. У мальчиков и в младшем подростковом, и в раннем юношеском возрасте наиболее выраженной оказалась боязнь физического насилия.

Привлекают внимание и данные социологического исследования, проведенного в 1991—1993 гг. Институтом системного исследования и социологии [Общее среднее образование России, 1993] на значительной выборке старшеклассников во многих городах России. Было установлено, что основными факторами, вызывающими тревогу старшеклассников являются: неуверенность в завтрашнем дне — возможность трудоустройства или продолжения учебы; состояние собственного здоровья и внешний вид; отношения с родителями и сверстниками. Эти результаты интерпретируются авторами с точки зрения их связи с социальной ситуацией в стране. Однако нельзя не заметить, что социальной ситуацией может определяться лишь неуверенность в завтрашнем дне, и то, на наш взгляд, не полностью, поскольку определенные тревоги, связанные с будущим, характерны для юношеского возраста в самых различных социальных условиях. Все же остальное отражает ведущие возрастные потребности данного периода развития. [Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика, 2000: с.94-96]

 

 

1.2.2. Причины тревожности школьников подросткового возраста и периода ранней юности

 

Поведение подростка и проявление его тревоги обусловлено не только возрастными изменениями, происходящими в его организме, но и воздействием внешней среды, как фактора формирующего это поведение. «Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не варьировало бы в зависимости от социально-классовых и средовых факторов» (Кон И.С. 1989, с.94). [Зайцев, Ю.А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрастах, 2006: с.14]

Подростковая тревога, связанная с данным кризисом обусловлена опасениями за неудачные результаты проявления собственной инициативы, возможностью вины за результаты деятельности других людей. Тревожность подростков проявляется в замкнутости, самообвинениях, неадекватной оценке деятельности окружающих людей. Чувство вины может обусловливать негативную самооценку. [Зайцев, Ю.А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрастах, 2006: с.16]

К собственно подростковому кризису Э.Эриксон относит кризис «идентификации, или спутанности ролей». Большое значение для данного кризиса имеет усвоение образцов поведения, значимых для подростка и других людей. Здесь важен как прошлый опыт, так и потенциальный выбор, который должны сделать подростки. Неспособность к идентификации приводит к спутанности ролей, «распылению» и аморфности «Эго». Это создает достаточно высокую тревожность как следствие ожидания неправильного с точки зрения подростка понимания его действий (ролей) окружающими.

Все перечисленные выше кризисы создают в подростковом возрасте достаточно тревожный фон эмоционального восприятия мира. Многие исследователи, наблюдая за поведением подростков, отмечают часто проявляемую ими тревогу при необходимости открытого контакта со взрослыми людьми, или при необходимости принятия самостоятельного решения по важному для них вопросу. А.С. Гормин считает, что индивид в подростковом возрасте имеет тенденцию частичного возвращения в уже пережитый кризис и, в некоторых случаях, переживает его заново.

Еще большее значение для формирования подростковой тревожности имеют особенности психофизиологического развития личности в самом подростковом возрасте и новообразования данного возраста. [Зайцев, Ю.А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрастах, 2006: с.16-17]

В старшем подростковом возрасте (13—14 лет) тревожность мальчиков и девочек обычно имеет разное содержание. Девочек беспокоят отношение к ним окружающих, возможность ссоры, конфликта, разлуки и семейные проблемы. Мальчики боятся физического насилия, у них сохраняются классические страхи. В последнее время появилось и беспокойство по поводу своего будущего, своей возможной несостоятельности.

У тревожных девочек растет чувство ответственности за свои поступки, в 15—16 лет они боятся доставить волнения и неприятности своим близким, стремятся избежать ситуаций, в которых придется испытывать стыд и чувство вины. Мальчиков переживания родных, как правило, волнуют меньше. В школе они в отличие от девочек боятся не столько плохо проявить себя, сколько быть наказанными. Чувство ответственности за свои неудачи у них недостаточно развито даже в 15—16 лет.

Учитывая эти возрастные и половые особенности, не следует забывать об индивидуальных различиях: некоторые дети становятся исключениями, им не присущи выявленные тенденции. Встречаются, например, вполне ответственные мальчики.

Среди подростков, у которых тревожность в целом повышается по сравнению с предыдущим возрастным периодом, наиболее тревожными оказываются неуспевающие и отличники. У неуспевающих высокая тревожность сочетается со снижением самооценки. Отличники со своей «звездной болезнью» постоянно боятся утратить высокий статус, не соответствовать занимаемому положению. Самыми нетревожными, эмоционально устойчивыми в школе становятся троечники. Их спокойная жизнь основывается на низком уровне притязаний, на принципах «не напрягаться», «свою тройку всегда получишь». [Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности, 1999: с.155-156]

Информация о работе Пути преодоления тревожности школьников