Пути преодоления тревожности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Современная система образования предъявляет большие требования к ученикам с первого года их обучения. Высокие нагрузки в виде насыщенного уроками школьного дня, заметных объемов домашних заданий, контроля родителей и учителей – так или иначе, школьник в наши дни поставлен в жесткие условия. В случае излишних перегрузок начинаются проблемы с успеваемостью – страдает мотивация к учебе, падают результаты учебной деятельности, настроение ребенка ухудшается, проявляются различные болезни.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ………………………………..…5

1.1. Общепсихологические представления о тревоге и тревожности……...5

1.2. Причины тревожности школьников………………………………….…10

1.2.1. Причины тревожности младших школьников……………………….13

1.2.2. Причины тревожности старших школьников………………………..15

1.3 Влияние тревожности на основные психические процессы…….…….17

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….20

ГЛАВА 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ…………….21

2.1.Преодоление..тревожности,.младшими..школьниками……………...….21 2.2.Преодоление..тревожности..учениками..старших классов……………………………………………………………………..…....24

Выводы по 2 главе……………………………………………………….….32

ГЛАВА..3…ЭКСПЕРЕСС..МЕТОДИКА..ВЫЯВЛЕНИЯ..ТРЕВОЖНОСТИ.. УЧАЩИХСЯ..В..10..КЛАССАХ..………………………………………...…..31
Выводы по 3 главе…………………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школьная тревожность является фактором, который педагог или родитель в состоянии найти только тогда, когда он очень внимателен к ребенку. Младший школьник с трудом способен проводить рефлексию и анализировать мотивы своего настроения и отношения к учебе, к людям и ситуациям самостоятельно – для того, чтобы научиться владеть своим эмоциональным состоянием, ему нужна компетентная помощь взрослых. Будучи в подростковом возрасте и возрасте ранней юности молодым людям становится все сложнее полностью избавиться от различных школьных фобий – от страхов перед оценкой, критикой, реакцией учителей и родителей, что может скрываться за показным равнодушием, безразличием, а то и вовсе протестом. Поэтому очевидна важность своевременной профилактики эмоционального спада школьников, а также – уместных и логичных видов преодоления профилактики, исходя из сложности ситуации.

Цель курсовой работы, которая заключалась в том, чтобы изучить понятие тревожности младших школьников и подростков, выявить пути преодоления школьной тревожности на ранних этапах учебы.

Теоретическая часть работы содержит подробный разбор видов тревожности в разных возрастных категориях школьников.

Эмпирическая часть была проведена во время прохождения психолого-педагогической практике среди учеников 5 класса. После обработки результатов классный руководитель получил итог тестирования и рекомендации по работе с детьми из группы риска – в данном случае, попавшими в группу высокого уровня тревожности. Итоги этого исследования помогут детям справиться с эмоциональными проблемами, повысить их успеваемость и интерес к школьной деятельности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Венгер, А. Л. «Трудные» дети / А. Л. Венгер. Готов ли ваш ребенок к школе? — М., 1994. – с.

 

2. Зайцев, Ю.А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрастах (Диагностика. Профилактика. Коррекция) / Ю.А. Зайцев. - Кем.: 2006 - 112 с.

 

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

 

4. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С.В. Крюкова. - М.: Генезис. 2002. — 208 с.,

 

5. Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 192 с.

 

6. Микляева, А. В., Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева. - СПб.: Речь, 2004. - 248 с.

 

7. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 304 с.

 

8. Сайт РООИ «Здоровье человека» http://www.detcenter.ru/index.php?str=198

 

9. Сайт студии дошкольного развития http://fusionpiter.ru/articles/uneasiness-psychology

10. Сайт психологии и психологических тестов http://psycho-test.org/test.php/test/9

 

 


 



Информация о работе Пути преодоления тревожности школьников