Пути преодоления тревожности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Современная система образования предъявляет большие требования к ученикам с первого года их обучения. Высокие нагрузки в виде насыщенного уроками школьного дня, заметных объемов домашних заданий, контроля родителей и учителей – так или иначе, школьник в наши дни поставлен в жесткие условия. В случае излишних перегрузок начинаются проблемы с успеваемостью – страдает мотивация к учебе, падают результаты учебной деятельности, настроение ребенка ухудшается, проявляются различные болезни.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ………………………………..…5

1.1. Общепсихологические представления о тревоге и тревожности……...5

1.2. Причины тревожности школьников………………………………….…10

1.2.1. Причины тревожности младших школьников……………………….13

1.2.2. Причины тревожности старших школьников………………………..15

1.3 Влияние тревожности на основные психические процессы…….…….17

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….20

ГЛАВА 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ…………….21

2.1.Преодоление..тревожности,.младшими..школьниками……………...….21 2.2.Преодоление..тревожности..учениками..старших классов……………………………………………………………………..…....24

Выводы по 2 главе……………………………………………………….….32

ГЛАВА..3…ЭКСПЕРЕСС..МЕТОДИКА..ВЫЯВЛЕНИЯ..ТРЕВОЖНОСТИ.. УЧАЩИХСЯ..В..10..КЛАССАХ..………………………………………...…..31
Выводы по 3 главе…………………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Влияние тревожности  на основные психические процессы

Дети с высокой тревожностью не создают больших проблем для окружающих, им несвойственны серьезные нарушения поведения. Трудно решиться на правонарушение, если заранее мучает страх, возникает тревога по поводу возможных последствий — осуждения знакомых и наказаний. Тем не менее тревожные дети — не вполне благополучный контингент. Они могут стать неуспевающими; но даже если отставание в учении им не грозит, они постоянно беспокоятся по другим поводам и могут дойти до невроза.

Когда ребенка укоряют, стыдят и откровенно ругают за все подряд — лежащую не на месте игрушку, оставленную во дворе лопатку, грязные руки, растрепавшиеся волосы, испачканную одежду и т. д. — всплески ситуативной тревожности превращаются в сплошной эмоциональный фон. Однако жесткий, авторитарный стиль воспитания вызывает появление личностной тревожности не у всех детей. В некоторых семьях бесконечные упреки отскакивают от ребенка, «как от стенки горох»: ребенок оказывается к ним недостаточно чувствительным, привыкает и не реагирует или отвечает агрессивно. Устойчивая тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. В старших возрастах у них могут развиться акцентуации характера сензитивного, психастенического и астеноневротического типа.

Ранняя личностная тревожность, возникающая до подросткового возраста, считается результатом нарушения отношений между родителями и детьми. Она может появиться, если родителям несвойственна любовь к ребенку, принятие его таким, какой он есть на самом деле — некрасивым, не очень умным, слишком резвым, шумным или, наоборот, медлительным и замкнутым. Но чаще всего становление личностной тревожности происходит в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школьному обучению. Родители, раньше спокойно относившиеся к тому, что делает ребенок, начинают предъявлять ему непосильно высокие требования. Ожидая больших успехов, они нервничают и раздражаются по поводу их отсутствия.

Ребенок, которого ругают за любой промах и за каждую ошибку, за плохо пересказанную сказку, неправильно сосчитанные чашки, неудачный рисунок и т. д., начинает заранее ожидать неудачи. Еще не приступив к выполнению очередного задания, он представляет себе будущее недовольство родственников; появляется тревожность, мешающая сделать что-то хорошо, из-за этого результаты становятся все хуже, а оценки взрослых все ниже: глупый, неспособный. Низкие оценки вызывают дальнейший рост тревожности, неуверенности в себе. Замыкается порочный круг.

В младшем школьном возрасте высокая тревожность обычно выражается в боязни проявить инициативу, желании бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, формальном усвоении знаний и способов действий, глубоком переживании неудач и низких оценок. Она связана с мотивацией избегания неуспеха и несколько заниженной самооценкой.

Иногда наблюдается «уход от реальности»: пассивный, незаметный ребенок не включается в учебную работу на уроках, «витает в облаках». Чтобы избежать тревожных переживаний в реальной учебной ситуации, он уходит в мир фантазий. Например, 6-летняя девочка в школе не выполнила ни одного задания. «Что же ты делала на занятиях?» — спрашивает ее мама. — «Летала на самолете в Африку».

При устойчивой тревожности тревога и разнообразные страхи возникают не только из-за проблем, непосредственно связанных с учением. Они могут появиться по любому поводу, самому незначительному с точки зрения взрослого человека.

Гармоничному развитию личности школьника не способствуют обе крайности — и высокая, и низкая тревожность. Ребенку необходим оптимальный уровень тревожности, не изматывающей, а поддерживающей тонус деятельности, мобилизующей на преодоление трудностей и достижение высоких целей. [Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности, 1999: с.152-155 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Выводы по 1 главе:

1.Тревожность может являться как врожденным свойством личности, так и приобретенным, в результате определенных факторов.

2.Тревожность младших школьников и школьников-подростков, школьников возраста ранней юности имеют под собой разную почву, в 13-14 лет тревожность у мальчиков и девочек начинает иметь под собой разные гендерные основы.

3.Тревожность может по-разному влиять на развитие школьников – ответной реакцией на стресс может стать безразличие, агрессия, в старшем возрасте (подростковом и в юности) может измениться тип акцентуации личности.

4.Тревожность может усилиться до такой степени, что ребенок начинает переживать из-за любой незначительной мелочи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 ГЛАВА 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ.

 

2.1. Преодоление тревожности  младшими школьниками

 

Начало школьной жизни — серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно "перестроиться" тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника — для них период адаптации к школе может быть травмирующим.

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями — гневом, страхом, обидой.

Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь.

Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.

В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами своего поведения и поведения других людей. Предлагаемая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей направлена на решение этих задач.

Идея игрового персонажа, который становится центральным при проведении игр и организации общения в рамках данной программы, была заимствована у американского психолога Джилла Андерсона, автора программы "На пути к совершенству". На ее основе была создана оригинальная разработка, предназначенная для учащихся российских школ.

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:

— имитационные и ролевые игры;

— психогимнастика;

— рисуночные методы;

— элементы групповой дискуссии;

— техники и приемы саморегуляции;

— метод направленного воображения.

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.

Отработка навыков проходит в три этапа:

— получение информации о содержании того или иного навыка;

— применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);

— перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную

жизнь ребенка.

Важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с учителями и родителями детей, посещающих занятия.

Общие рекомендации по проведению занятий:

— Перед началом работы по программе ведущему имеет смысл провести беседы, консультации или семинары с учителями и обязательно встретиться с родителями детей. Контакты с учителями и родителями желательно поддерживать на протяжении всего курса.

— Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в кабинете психолога или в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

— Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут (время одного школьного урока).

— Оптимальная периодичность встреч участников программы — 1-2 раза в неделю.

— Программа рассчитана на работу в группе из 10-12 человек, поэтому рекомендуется делить учебный класс на подгруппы.

— Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

- Тематика и планы занятий  могут меняться в зависимости  от задач и проблем конкретной  группы детей. Но необходимо соблюдать  последовательность, взаимную преемственность  тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.

Сюжеты историй и рассказов (текстов для обсуждения) объединяет игровой персонаж — дракончик Памси. Дети "преодолевают" возникающие проблемы и "усваивают" приемы саморегуляции вместе с ним. Сюжеты рассказов можно брать непосредственно из реальной жизни детей или придумывать их заранее. В ходе занятия рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми.

Каждая тема прорабатывается на 1-4 занятиях с использованием Разных приемов. Способы подачи материалов могут меняться в зависимости от состава и особенностей каждой конкретной группы детей.

Для проведения занятий по этой программе ведущему (психологу или педагогу) понадобятся:

— мягкая игрушка, лучше такая, которая надевается на руку;

— палас или ковер на полу;

— магнитофон;

— аудиокассеты с музыкой для релаксации. [Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, 2002: с.51-53]

 

2.2. Преодоление тревожности  учениками старших классов

 

Как выжить в старшей школе (адаптационные классные часы для учащихся десятых классов)

 

Занятие 1. Знакомство

Необходимые материалы: бланки анкет.

Ход занятия:

1. Вводное слово ведущего (цель  — установление контакта с  классом, создание мотивации на работу). Обсуждается цель занятий. Ведущий рассказывает о режиме и правилах работы на классных часах.

2. Знакомство (цель—знакомство учащихся  друг с другом). Можно использовать любую известную тренинговую процедуру знакомства. В качестве варианта предлагаем одну из модификаций приема «Интервью». Учащиеся разбиваются на малые группы по 4— 5 человек. Каждая группа получает задание: представить всех участников таким образом, чтобы в представлении звучал некий единый стиль, отличающий ее от представлений всех остальных групп. Время ограничивается (3—5 минут). По завершении работы каждая группа представляет всех своих участников.

Желательно организовать группы таким образом, чтобы в каждой оказались наименее знакомые друг с другом учащиеся (возможно провести жеребьевку).

3. «Привет всем тем, кто...» (цель  — работа на сплочение группы). Выбирается водящий. Он произносит  фразу: «Привет всем тем, кто...», и  заканчивает ее каким-либо признаком, который может объединять нескольких  ребят в классе (например:«... кто родился летом»). Те, к кому этот признак имеет отношение, встают и отвечают хором: «Привет!» Выбирается следующий водящий и игра продолжается.

Для лучшей организации водящие сменяются по цепочке. Если называются только сугубо внешние признаки, ведущий классного часа может предложить вариант, касающийся личностных качеств, настроения и т. д.

4. Анкетирование (цель — выявление  особенностей процесса адаптации к старшей школе). Учащимся предлагаются бланки анкет (см. приложение 5). Работа выполняется индивидуально.

5. Обобщение (цель — ассимиляция  опыта). Обсуждаются результаты занятия.

 

Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы

Необходимые материалы: результаты анкетирования (по возможности, оформленные в виде диаграмм и таблиц), листочки для упражнения «Ассоциации».

Ход занятия

1. «Ассоциации» (цель — актуализация  представлений об обучении в  старшей школе). Каждый записывает  на листочках свои ассоциации на словосочетание «десятый класс» (анонимно). Листочки собираются, ведущий зачитывает ассоциации, обобщает их, делая вывод о том, какие изменения сопровождают переход из средней школы в старшую.

2.  Слово ведущего (цель —  информирование о результатах  анкетирования). Ведущий рассказывает о результатах проведенного на прошлом занятии анкетирования, выделяя ключевые моменты, которые лягут в основу построения программы следующих занятий.

3. Обсуждение результатов анкетирования (цель — создание условий для «личностного включения» учащихся в работу). Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. В ходе совместного обсуждения группе предлагается ответить на следующие вопросы:

Информация о работе Пути преодоления тревожности школьников