Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:51, курсовая работа
Современная система образования предъявляет большие требования к ученикам с первого года их обучения. Высокие нагрузки в виде насыщенного уроками школьного дня, заметных объемов домашних заданий, контроля родителей и учителей – так или иначе, школьник в наши дни поставлен в жесткие условия. В случае излишних перегрузок начинаются проблемы с успеваемостью – страдает мотивация к учебе, падают результаты учебной деятельности, настроение ребенка ухудшается, проявляются различные болезни.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ………………………………..…5
1.1. Общепсихологические представления о тревоге и тревожности……...5
1.2. Причины тревожности школьников………………………………….…10
1.2.1. Причины тревожности младших школьников……………………….13
1.2.2. Причины тревожности старших школьников………………………..15
1.3 Влияние тревожности на основные психические процессы…….…….17
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ…………….21
2.1.Преодоление..тревожности,.младшими..школьниками……………...….21 2.2.Преодоление..тревожности..учениками..старших классов……………………………………………………………………..…....24
Выводы по 2 главе……………………………………………………….….32
ГЛАВА..3…ЭКСПЕРЕСС..МЕТОДИКА..ВЫЯВЛЕНИЯ..ТРЕВОЖНОСТИ.. УЧАЩИХСЯ..В..10..КЛАССАХ..………………………………………...…..31
Выводы по 3 главе…………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....37
□ С чем из представленных результатов я согласен (согласна) и почему? С чем не согласен (согласна)?
□ Что меня удивило в результатах?
Время на работу ограничивается. Каждая группа готовит краткий «репортаж» о своем обсуждении. Репортажи представляются перед всем классом.
Некоторым группам сложно самостоятельно организовать обсуждение в рамках заданной темы. В этом случае необходима помощь ведущего, который, временно присоединяясь к работе групп, способствует структурированию дискуссии.
4. Обобщение (цель — ассимиляция опыта). Обсуждаются результаты занятия.
Занятие 3. Цели обучения в старшей школе
Необходимые материалы: листочки для «Незаконченного предложения», бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры;
Ход занятия
1. «Незаконченное предложение» (цель — актуализация представлений о целях обучения в старшей школе). Каждый ученик по очереди предлагает свой вариант завершения предложения «Я пошел (пошла) в десятый класс, потому что ...». Ведущий обобщает высказывания, помогая отделить истинные личностно значимые цели («... хочу получить хорошее образование») от внешних жизненных обстоятельств («... родители заставили»). После такого обсуждения ведущий просит учащихся в письменном виде переформулировать свой вариант ответа в личностно значимую цель обучения в старшей школе. Листочки собираются, перемешиваются и анонимно зачитываются ведущим. По окончании занятия каждый желающий может забрать свой листочек.
Важно поддерживать атмосферу психологической безопасности. Если класс не готов работать вслух, упражнение с самого начала можно проводить в письменной форме. Могут возникать трудности с переформулировкой цели. В этом случае необходима индивидуальная помощь ведущего.
2. «Я после школы» (цель —
более глубокое осознание
Учащиеся представляют этого человека во всех подробностях и рисуют его на листе бумаги. Учащимся предлагается представить себя в этой роли и посмотреть на себя сегодняшнего глазами этого человека. Что этот человек хочет сказать сегодняшнему десятикласснику, какое послание передать? Послание записывается на листе с рисунком. После этого задается следующий вопрос: «Как я сегодня должен себя вести, что делать, как жить, чтобы стать таким человеком? Как школа может мне в этом помочь?» Эти ответы также записываются. После окончания упражнения желающие делятся впечатлениями, зачитывают полученные «послания». Ребят предупреждают, что листочки понадобятся на следующем занятии (их можно оставить на хранение в классе).
Выполнение упражнения предполагает достаточно глубокую психологическую работу, поэтому ведущему необходимо предварительно проделать его самому. Возможно использование спокойной негромкой музыки для создания рабочей атмосферы.
3. Обобщение (цель — ассимиляция опыта). Обсуждаются результаты занятия.
Занятие 4. Мое время
Необходимые материалы: бумага для записей, ватман, маркеры, скотч, записи с предыдущего занятия.
Ход занятия
1. «Капитал времени» (цель — актуализация представлений о временных ресурсах). На доске проводится расчет: сколько времени есть у каждого до окончания 11 класса? Учитывая, что в году 34 учебных недели и 18 недель каникул, а также зная, что в неделе 7 дней, каждый из которых включает в себя около 16 часов бодрствования, можно рассчитать капитал времени для учебы и отдыха.
2. «Круг времени» (цель — осознание
привычного способа
3. «Поглотители времени» (цель —
получение представлений о
4. «Круг времени», часть 2 (цель —
формулирование эффективных
5. Обобщение (цель — ассимиляция опыта). Обсуждаются результаты занятия.
Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника
Необходимые материалы: листочки для написания рассказов, ватман, маркеры, скотч.
Ход занятия
1. Написание рассказов или притч «Школа, в которой нет никаких правил» (цель — актуализация представлений о необходимости правил). Класс делится на подгруппы. Каждая получает листок бумаги и 15 минут времени, в течение которых необходимо написать притчу на тему «Школа, в которой нет никаких правил». Общий вывод по итогам прочтения и обсуждения историй должен содержать следующие положения: правила нужны для безопасности, они связаны с проблемой прав и обязанностей, которые, по мнению большинства учащихся, одинаковые у учителей и учеников.
В некоторых случаях необходимо в качестве примеров привести несколько притч. Когда история пишется в форме притчи (в конце есть некая «мораль»), это облегчает дальнейшее обсуждение.
2. «Права и обязанности» (цель
— формулирование прав и
Если какое-то «право» вызывает споры, его можно обсудить по принципу «что будет, если учитель... (будет ходить только к тем классам, к которым хочет)». Это сразу снимает многие вопросы.
3. Обобщение (цель — ассимиляция опыта). Обсуждаются результаты занятия и цикла классных часов в целом. [Микляева, А. В., Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция, 2004: с.89-91]
1) Важно научить младшего
2) Методы по управлению собственными эмоциями и преодолению тревожности должны быть даны в интересной школьнику форме
3) Для учеников старших классов может быть интересна форма полилога, тренинга или в качестве работы над своими страхами
ГЛАВА//3.//ЭКСПЕРЕСС-МЕТОДИКА/
Более половины детей в начальной школе испытывают повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и до 85 % связывают это со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги - «трудности в обучении». Наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь. Причем этот фактор выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков. Тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Тревога в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
И двоечники, и отличники 11-12 лет, сильно ориентируются на то, как их отметки влияют на отношение к ним. Но если двоечников в первую очередь волнует отношение одноклассников, то отличников - отношение родителей и учителей. У тех, кто учится на «четверки» или «четверки» и «пятерки», уровень тревоги тоже достаточно высок, но он не зависит от отношения к ним окружающих. Наиболее эмоционально спокойными оказались троечники.
С учащимися 10 класса школы №18 была проведено анкетирование на выявление уровня тревожности.
-общее количество участников анкетирования – 31 человек
Участвовали:
1.Азисов Усман
2. Алиев Эльвин
3. Ананьев Иван
4. Баймуратова Альфия
5. Баязитова Гузель
6. Бубен Екатерина
7. Букаринова Марина
8. Григорьев Юрий
9. Гущина Наталья
10. Еремина Виолетта
11. Зырянов Вадим
12. Иванов Андрей
13. Карымов Расул
14. Корчилаева Яна
15. Кульметов Тимур
16. Курбанбекова Нурия
17. Маклаков Владислав
18. Маркова Валерия
19. Ниязова Марина
20. Ниязов Ришат
21. Ослина Кристина
22. Резник Илья
23. Рычапова Танзиля
24. Сироткин Илья
25. Степанов Константин
26. Софрыгин Алексей
27. Суючев Айдар
28. Федоров Алексей
29. Хабибуллина Майра
30. Хоренко Максим
31. Шилова Любовь
Показатели по классу следующие:
-10 учащихся входят в группу детей с низким уровнем тревожности (~33.3% учащихся)
-10 учащихся входят в группу детей со средним уровнем тревожности (~33.3% учащихся)
-7 учащихся входят в группу детей с повышенным уровнем тревожности (~20.8% учащихся)
-4 учащихся входят в группу детей с высоким уровнем тревожности (~12.5% учащихся)
Делая общие выводы по ответам учеников и уровням их тревожности, можно определенно сказать, что на их показатели повлияла непосредственно школьная деятельность – не только учебная, но и классная активность – насколько ребята умеют уживаться в коллективе, выступать с инициативой, высказываться, несмотря на несогласие товарищей. В группе детей низкого уровня тревожности мы можем заметить признаваемых классом лидеров, которые или лучше всех учатся, или участвуют во внеклассной деятельности – посещают кружок танцев, хор, выступают в спектаклях и участвуют в прочих общешкольных мероприятиях. Они уверены в себе, имеют адекватную самооценку, соотносят свои таланты и свой статус в коллективе. Эти ученики также опираются на личностные качества – организаторские способности, лидерские данные, активность, энергичность и т.д. Другим ребятам с ними интересно, к их мнению прислушиваются, им подражают.
Другая, противоположная группа, с высоким уровнем тревожности, представлена учениками с низкой самооценкой – это видно по их стилю учебы (средний, или же просто учатся хорошо), поведения (говорят тихо, неуверенно, сидят за последними партами, не обладают инициативностью). Однако нельзя сказать, что эти дети имеют не выдающиеся личностные качества – после школы ребята посещают художественную школу, бассейн, ходят в спортивные секции, где довольно успешны в своей деятельности. В данном случае можно сказать, что некоторые условия в школьной среде мешают им раскрыться полностью, для этого необходимо поработать с данной группой детей, это должен быть педагог, который, в свою очередь, сообщит родителям об имеющейся особенности их детей. Совместная работа учителей и родителей должна помочь детям разрешить эту проблему, найти корни тревожности и пути коррекции этого состояния.
Дети со средним и повышенным уровнем тревожности могут быть также взяты под наблюдение, такая методика должна проводиться каждый год с целью выявления динамики увеличения/уменьшения детей в тех или иных группах уровней тревожности.
1.Опросник по тревожности школьников, представленный в данной главе, очень легок в использовании. У детей практически нет затруднений в ответах на вопросы, могут самостоятельно понять их суть, отвечают достаточно правдиво.
2.Число учеников в группах с низким и средним уровнем тревожности преобладает количественно – можно определенно сказать, что младшие школьники открыты, инициативны, любопытны, в целом, если семья ребенка гармонична и нет предпосылок для угнетенного состояния в школе, то он сам развивается более естественно, чем те дети, которые страдают от тревожности. В конкретном классе это еще и заслуга педагогов, которые грамотно работают с учениками.
3.Количество учеников из двух оставшихся групп – выше среднего и высокого уровня тревожности – меньше, чем количество учеников в группах низкой и средней тревожности. Были проанализированы результаты учеников данных групп – их можно сгруппировать по типу темперамента, по их направленности при контакте с обществом (интроверты), однако никто из них не является носителем чрезвычайно низких показателей обучаемости – это достаточно умные дети, которые имеют определенные творческие таланты и любимые предметы в школе. Это еще раз доказывает то, что педагоги и родители ни в коем случае не должны ставить на детях клеймо необучаемых или неспособных школьников.