Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа
Целью данной работы является исследование психологической природы умственной отсталости младших школьников и нарушения межличностных взаимоотношений со сверстниками, а также разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта на основе диагностической и психокоррекционной работы.
Объект исследования: процесс изучения особенностей и коррекции межличностного общения младших школьников при умственной отсталости.
Предмет исследования: межличностные взаимоотношения детей младшего школьного возраста обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I.Теоретические основы формирования положительных взаимоотношений между сверстниками младшего школьного возраста с умственной отсталостью…………………………………………………….6
I.1 Особенности формирования личности умственно отсталых детей _________________________________________________________________6
I.2 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых школьников_______________________________________________________
I.3. Анализ состава учащихся коррекционной школы__________________
I.4. Место и роль эмоций и чувств в системе межличностных взаимоотношений между сверстниками при умственной отсталости________________________________________________________5
Вывод по I главе
Глава II. Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у младших школьников с умственной отсталостью_____________________________________________________ 5
II.1.Игровые методы коррекции нарушений взаимоотношений между сверстниками_____________________________________________________ 5
Заключение ______________________________________________________ 5
Список использованной литературы________________________________5
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I.Теоретические основы формирования
положительных взаимоотношений между
сверстниками младшего школьного возраста
с умственной отсталостью…………………………………………………
I.1 Особенности формирования личности
умственно отсталых детей ______________________________
I.2 Психолого-педагогическая характеристика
умственно отсталых школьников____________________
I.3. Анализ состава учащихся коррекционной школы__________________
I.4. Место и роль эмоций и чувств в системе
межличностных взаимоотношений между
сверстниками при умственной отсталости____________________
Вывод по I главе
Глава II. Пути
психолого-педагогической коррекции
нарушений отношений со сверстниками
у младших школьников с умственной отсталостью___________________
II.1.Игровые методы
коррекции нарушений
Заключение
______________________________
Список использованной
литературы____________________
Приложения____________________
Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения. Причинами умственной отсталости могут выступать перенатальные, натальные и постнатальные эндо- и экзогенные неблагоприятные факторы и воздействия (воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.). Поэтому, поражение коры головного мозга может иметь место в рамках любого возрастного периода. Умственно отсталые дети неоднородны по клинике заболевания. Выделяют детей-олигофренов (если поражение имело место до 2-3 лет) и дементных детей (если поражение - на более поздних стадиях развития)1.
Эти дети обучаются в
специальных образовательных
Коррекционное образование
или коррекционная учебно-
Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда, важнейшей задачей коррекционного обучения является – постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. Реализация коррекционно-компенсаторных процессов нетипичного развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, которая должна выступать ориентиром деятельности учителя, воспитателя, социального педагога и социального работника. Необходимо систематическое, повседневное качественное совершенствование и приращение уровня ближайшего развития2.
Коррекция и компенсация развития нетипичного ребенка не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого: педагогизация окружающей среды, а также продуктивное сотрудничество различных социальных институтов. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексных лечебно-реабилитационных и коррекционных психолого- педагогических, социокультурных мероприятий, которые подразумевают создание трудотерапевтической среды, ориентированной на формирование адекватных отношений к окружающим, обучение детей простейшим трудовым навыкам, развитие и совершенствование интегративных механизмов с целью включения, по-возможности на равных, детей с проблемами в обычные, общепринятые социокультурные отношения.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид) относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений – физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной (коррекционной) образовательной школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития3.
Для детей с умственной
отсталостью школьного возраста
открыты специальные
Общая динамика развития аномального ребёнка подчинена тем же закономерностям, что и при нормальном развитии. Но особенности детей, связанные с нарушением интеллектуальной сферы, ограничивают получение информации из окружающего мира, приводят к нарушению средств общения, изменяют способы коммуникации, обедняют социальный опыт и создают трудности социальной адаптации (О. В. Алмазова, А. В. Закрепина, И. Г. Корнилова и др.). Поэтому коррекционно-педагогическая помощь в развитии навыков общения рассматривается многими учёными ,как необходимое условие реализации специального образования и социокультурной адаптации младшего школьника с нарушением интеллектуального развития (А. А. Ерёмина, Н. М. Назарова и др.).
Успешной интеграции и социализации младшего школьника с нарушением интеллектуального развития в окружающем мире будет способствовать адекватное восприятие, понимание и употребление невербальной информации. Обучать восприятию и пониманию невербальной информации надо на понятном, доступном и близком к уровню развития детей материале (М. Г. Агавелян, Н. А. Першина, Н. Б. Шевченко).
Изучение отклонений в развитии и формировании положительных межличностных взаимоотношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе
6
самому, уточнение знаний
о причинах, природе, логике развития
конфликтных отношений и
Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования мы избрали особенности межличностных взаимоотношений умственно отсталых детей, которые во многом зависят от глубины и проявлений дефекта, а также микросоциальных условий, в которых воспитывается и обучается ребенок (в семье, в школе).
Целью данной работы является исследование психологической природы умственной отсталости младших школьников и нарушения межличностных взаимоотношений со сверстниками, а также разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта на основе диагностической и психокоррекционной работы.
Объект исследования: процесс изучения особенностей и коррекции межличностного общения младших школьников при умственной отсталости.
Предмет исследования: межличностные взаимоотношения детей младшего школьного возраста обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Гипотеза исследования: определяя подходы к исследованию межличностных взаимоотношений умственно отсталых детей, мы предполагали, что их полноценное формирование определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются детско-родительские отношение, характер межличностных отношений детей к друг другу, их позиции и установки по отношению к ним. Умственная отсталость, проявляющаяся в стойком снижении познавательной деятельности и нарушении эмоционально-волевой сферы, сказывается на характере и особенностях формирования межличностных взаимоотношений между детьми.
Микросоциальные условия (характер сложившихся отношений,
7
частичное проживание в семье, или воспитание в условиях интерната,школы)
оказывают существенное
влияние на становление личностных
образований, обуславливающих формирование
межличностных отношений
В ходе исследования решался ряд задач:
1. изучение особенностей формирования личности умственно отсталых детей;
2. психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых школьников;
3. анализ состава учащихся вспомогательных школ;
4. определение места и роли эмоций и чувств в системе межличностных взаимоотношений;
5. определение путей психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у младших школьников;
6. исследование эффективности игровых методов для диагностики и коррекции детского неблагополучия;
7. разработка психокоррекционной программы, направленной на формирование положительных взаимоотношений ребенка с умственной отсталостью с окружающим его миром, ровесниками, людьми и ее апробирование;
8. развитие игровой деятельности и коррекция взаимоотношений между детьми в игровом сообществе через социально опосредованные мотивы взаимодействия, стимуляция конструктивного поведения воспитанников и воспитателей;
9. создание ситуаций общения с окружающими взрослыми и детьми, в которых ребенок может осознать свои потребности и на этой основе выделять собственные мотивы поведения, определять, насколько он социально активен, как соотносятся мотивы его поведения с его активностью.
8
Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании личности. Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, полноценную личность. Личность формируйся постепенно.
Проблема формирования личности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
6
Все без исключения умственно отсталые дети получают необходимое им общее образование и подготовку к трудовой деятельности. Результатом этого является положительное развитие личности подавляющего большинства умственно отсталых детей.
Коррекционная школа много делает в смысле подготовки своих воспитанников к труду в сфере материального производства. При этом уделяется существенное внимание и вопросам правильной профессиональной ориентации учащихся. Правильное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.