Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа
Целью данной работы является исследование психологической природы умственной отсталости младших школьников и нарушения межличностных взаимоотношений со сверстниками, а также разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта на основе диагностической и психокоррекционной работы.
Объект исследования: процесс изучения особенностей и коррекции межличностного общения младших школьников при умственной отсталости.
Предмет исследования: межличностные взаимоотношения детей младшего школьного возраста обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I.Теоретические основы формирования положительных взаимоотношений между сверстниками младшего школьного возраста с умственной отсталостью…………………………………………………….6
I.1 Особенности формирования личности умственно отсталых детей _________________________________________________________________6
I.2 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых школьников_______________________________________________________
I.3. Анализ состава учащихся коррекционной школы__________________
I.4. Место и роль эмоций и чувств в системе межличностных взаимоотношений между сверстниками при умственной отсталости________________________________________________________5
Вывод по I главе
Глава II. Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у младших школьников с умственной отсталостью_____________________________________________________ 5
II.1.Игровые методы коррекции нарушений взаимоотношений между сверстниками_____________________________________________________ 5
Заключение ______________________________________________________ 5
Список использованной литературы________________________________5
Младшие школьники чрезмерно
подвержены страхам, способным изменить
их поведение и привести к эмоциональному
параличу. Социальная позиция школьника
налагает на ребенка чувство ответственност
Исаев Д.Н. считает, что у детей с недоразвитием интеллекта в настоящее время более глубоко изучена когнитивная сфера, чем эмоциональная. Отдельные аспекты эмоционального развития данной категории детей практически не разработаны33.
В связи с этим определенный интерес представляет изучение особенностей чувства страха учащихся с умственной отсталостью.
Для проведения исследования, которое будет направленно на выявление и сравнение страхов, характерных как для нормально развивающихся младших школьников, так и для младших школьников с нарушением интеллекта можно использовать следующие психодиагностические методики: анкета «Мое отношение к страшному» (Шаповалова О. Е.); беседа, направленная на выявление страхов у детей (Захаров А. И.); тест «Несуществующее животное»; тест тревожности (Тэммл, Дарки, Амен).
Вывод к Главе I.
Методологическую основу исследования составили современные теоретические достижения психологии об объективных законах развития психики, об общих и специфических закономерностях психического развития нормально развивающегося и умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Весьма значимой для нашего исследования является теория культурно-исторического развития высших психических функций и положение о структуре дефекта Л.С. Выготского. В работе учитывались научные данные психологов, которые являются конкретизацией позиций Л.С. Выготского (А.А. Бодалев, Т.А. Власова, А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и другие). Приоритетными направлениями в области коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллектуального развития, являются подготовка их к межличностному взаимодействию и развитие потенциальных возможностей познания другого человека и социальной ситуации в целом (Т. Н. Власова, Т. М. Дульнев, В. В. Коркунов, Е. А. Медведева, В. Г. Петрова и др.)
Поэтому коррекционно-педагогическая
помощь в развитии навыков общения
рассматривается многими
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; изучение психолого-педагогической документации (личные дела, протоколы ПМПК); изучение продуктов деятельности (рисунки детей); педагогический эксперимент, включающий этапы: констатации изучаемых фактов и явлений, коррекция выявленных нарушений, контроля эффективности проведённых мероприятий.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем впервые изучены психологические особенности и закономерности межличностных отношений умственно отсталых младших школьников; получены новые данные о личностных качествах умственно отсталых детей, дополняющих современную картину формирования и развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью; выявлена зависимость межличностных отношений от условий, в которых обучаются и воспитываются умственно отсталые школьники; выявлена возможность применения комплекса использованных методик для изучения межличностных отношений умственно-отсталых детей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и определении основных путей изучения особенностей и коррекции нарушений межличностных взаимоотношений детей младшего школьного возраста при умственной отсталости. А также состоит в том, что ее результаты можно использовать:
- в практике коррекционных
учреждений VIII вида психологами
как для диагностики
- в практике воспитания, так как полученные результаты способствуют расширению знаний о личностных качествах умственно отсталого ребенка, отношений и способах взаимодействия с ним;
- результаты исследования могут быть включены в содержание лекций по курсам специальной психологии, а также спецкурсов и спецсеминаров по проблемам семьи для студентов, обучающихся на дефектологических факультетах.
Глава II. Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у младших школьников.
ГлаваII. Экспериментальная работа по изучению влияния межличностных взаимоотношений на эмоциональное благополучие ребенка
II.1. Изучение межличностных
взаимоотношений среди
В настоящее время идет активный поиск средств гуманизации школьного образования, ориентация на самостоятельность личности, на ее внутренние ресурсы, на стремление субъекта к самореализации.
Гуманистические тенденции,
связанные с оказанием
Среди средств и способов общения ведущую роль играет речь, в частности, её эмоционально-выразительная или экспрессивная функция.
Причём, существует мнение, согласно которому, интонация является одним из основных элементов речевой экспрессии, она способна нести информацию об эмоциональном состоянии говорящего, независимо от лексико-
семантического аспекта высказывания. Однако, исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики в этом направлении не проводились.
В связи со специфическими особенностями нарушений в когнитивной деятельности, в результате органических поражений коры головного мозга и, как следствие, депривированности высших психических функций у
29
умственно отсталых детей можно предположить, что у них возникают существенные затруднения в восприятии эмоциональных состояний другого человека, которые могут приводить к неадекватному восприятию информации о человеке в процессе межличностного общения. Наиболее опознаваемыми эмоциональными состояниями по интонации умственно отсталыми являются радость и страдание.
Можно предположить, что это связано:
У умственно отсталых
наблюдается сложность
Исходя из положения, что способность к осознанию эмоционального состояния человека детерминирована опытом общения с другими людьми и
30
поэтапностью формирования, мы предлагаем многоступенчатую программу для формирования высоких уровней понимания эмоциональных состояний человека умственно отсталыми детьми под влиянием интонационных установок34.
Первый этап: Первоначальное знакомство с эмоциональным состоянием человека и акустическими характеристиками речи.
Нарушения эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей приводят к ограниченной возможности переживания того или иного эмоционального состояния, отмечается бедность лицевой экспрессии в выражении эмоций, поэтому на первом этапе мы предлагаем проводить тренировочные задания и упражнения по активизации мышц лица в контексте данного эмоционального состояния, проводим знакомство с акустическими характеристиками речи.
Например: "Мимическая гимнастика", "Анализ доступных литературных произведений", "Синестезии", "Дневник настроения" и др.
Второй этап: Соотношение акустических характеристик речи с эмоциональными состояниями человека. Формирование образа человека происходит на основе соотнесения внешних признаков с особенностями личности и интерпретацией на этой основе его поступков.
Развивая способности соотнесения акустических характеристик речи с эмоциональными состояниями человека, выражающимися в лицевой экспрессии, мы развиваем более высокое понимание невербальных знаковых систем о человеке в межличностном общении.
На данном этапе используем следующие упражнения: "Угадай настроение", "Покажи мимикой настроение", "Маски", "Определи голос" и др.
Третий этап. Произвольное выражение эмоциональных состояний через акустические характеристики речи.
Произвольное выражение эмоциональных состояний создает эффект расхождения волн от брошенного в воду камня. В этом случае активизируются процессы внутреннего сопереживания, т.е. внешнее проявление структурной выразительности эмоционального состояния оптимизируют психологические механизмы внутреннего переживания данного эмоционального состояния.
Данный этап предполагает
тренинг произвольного
Четвертый этап: Целенаправленное использование невербального репертуара в межличностном общении.
Упражнения и задания
четвертого этапа дают возможность
для самостоятельного, осознанного
и целенаправленного
Предполагаем следующие
упражнения: "Оживи картинку",
"Воздействие без слов" и
др. Предлагаемая нами обучающая коррекционно-
Коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и
организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами детей и
подростков, имеющих отклонения в развитии и поведении35. Она направлена на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения. Вся система коррекционно-педагогической деятельности направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества36.
Для реализации и осуществления
конкретных задач коррекционно-
Общепедагогические: упражнения, убеждения, примера, стимулирования поведения и деятельности.
Специальные: переубеждения, принуждения, приучения, переучивания, поощрения, реконструкции характера, метод «взрыва» и др.
Специфические: суггестивные,
метод «сократического диалога»
Игротерапия – терапия движением, весельем. Игра представляет собой уникальный феномен действительности. Известно, что дошкольники и младшие школьники в игровой деятельности лучше усваивают сложный материал. Условность происходящего в игре допускает «право на ошибку», не унижая при этом участника игры в глазах окружающих. И более того, любая ошибка может быть обыграна участником или воспитателем как новое правило в игре или непредвиденная особенность сюжета. Игры снимают фобии, снижают тревожность, позволяют детям преодолевать изолированность и ощущение неудачи в деятельности, связанной с мелкой моторикой.
В рамках игротерапии как педагогического средства необходимо соблюдать следующие принципы: