Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа
Целью данной работы является исследование психологической природы умственной отсталости младших школьников и нарушения межличностных взаимоотношений со сверстниками, а также разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта на основе диагностической и психокоррекционной работы.
Объект исследования: процесс изучения особенностей и коррекции межличностного общения младших школьников при умственной отсталости.
Предмет исследования: межличностные взаимоотношения детей младшего школьного возраста обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I.Теоретические основы формирования положительных взаимоотношений между сверстниками младшего школьного возраста с умственной отсталостью…………………………………………………….6
I.1 Особенности формирования личности умственно отсталых детей _________________________________________________________________6
I.2 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых школьников_______________________________________________________
I.3. Анализ состава учащихся коррекционной школы__________________
I.4. Место и роль эмоций и чувств в системе межличностных взаимоотношений между сверстниками при умственной отсталости________________________________________________________5
Вывод по I главе
Глава II. Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у младших школьников с умственной отсталостью_____________________________________________________ 5
II.1.Игровые методы коррекции нарушений взаимоотношений между сверстниками_____________________________________________________ 5
Заключение ______________________________________________________ 5
Список использованной литературы________________________________5
Эффективность методов лечебной педагогики во многом зависит от личности учителя, его индивидуальности, характера, учебно- воспитательного влияния на учащихся.
В процессе игровой психокоррекции были использованы разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение
предотвратить конфликтные
ситуации, способствуют взаимопониманию,
рефлексии и контролю своего поведения,
а также направлены на совершенствование
операциональной стороны
34
на осознавание детьми своего места в группе сверстников. В курсе игротерапии выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.
Первое направление включает объединение детей в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).
Использовались в основном развлекательные (контактные) игры.
Второе направление осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения собираются диагностические данные, касающиеся прихологических особенностей детей. Эти данные позволяют нам дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции, чтобы учитывать индивидуальные проблемы каждого ребенка. В настоящей работе использовались в основном игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и т.п.). В основном использовались коррекционно-направленные и обучающие игры.
Третье направление включает в себя закрепление полученных навыков и
форм общения в совместных играх детей. Использовались разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей и взрослых, вырабатывают навыки рефлексии и контроля своего поведения.
Основные игры этого направления – развлекательные, обучающие и контрольные. В целях закрепления позитивного опыта, два последних занятия проводятся с родителями и воспитателями, которые учатся понимать и распознавать трудности в общении у ребенка с умственной отсталостью.
35
II.2 Содержание занятий по психокоррекции и методические рекомендации к их проведению.
Содержание и методика проведения
Использование на занятиях средств цветопсихологии, музыкальной психологии, игровой деятельности; направление собственной активности ребенка на самопознание и самосознание.
Все отгадывают, кого нарисовали, показывают, как он ходит, говорит. Затем обсуждают черты характера, мешающие в общении (отвлеченно, не говоря о конкретных детях и взрослых), какие черты характера, поступки помогают нормализовать жизнь.
Просмотр и обсуждение
видеозаписи занятий, фотографий, просто
впечатлений без опоры на наглядность;
включение средств
Желаемый результат коррекции
Вызревание мотивов созидания; «застревание» (фиксирование) на данном уровне самовыражения либо переход на уровень, «приближенный к отождествлению»; социализация собственной активности ребенка.
2. Установочное занятие «Дружеский шарж, портрет, фотография».
Содержание и методика проведения
Показать разницу между
карикатурой и дружеским
В беседе с детьми спросить, как еще можно изображать человека: смешно (карикатура); весело и по-доброму (шарж).
Подвести к пониманию, что к человеку можно и нужно относиться с уважением, серьезно. Предложить нарисовать дружеские шаржи, портреты. В процессе выполнения рисунков сообщить детям, что художники рисуют портреты кистью: «Из отдельных мазков появляется изображение, как две капли воды похожее на натуру».
Сравнение настроения и
состояния людей, изображенных на портретах
(3–4 пары): «Пишется портрет долго, появляется
возможность наблюдать
- положить или закрепить рядом фотографии и портреты; необходимо, чтобы дети самостоятельно высказывались (этого надо дождаться: латентный период детской реакции может быть затянут);
- вопрос должен задаваться как неожиданно возникший, а не заготовленный;
- взрослые должны показать свои «затруднения»
в ответе на этот вопрос.
Поощрения взрослыми детей должны выражаться
искренне, но подчеркнуто. Поддерживать
конструктивный диалог необходимо как
можно дольше (фиксируем состояние диалога).
Рассматривание фотографий психологов, воспитателей разных периодов их жизни, ответы на вопросы детей, рассматривание фотографий детей.
Желаемый результат коррекции
Самостоятельные высказывания детей на основе сравнения:
Принятие детьми поощрения со стороны взрослых и желание пребывать в состоянии доверия, сотрудничества, созидания; проявление волевых импульсов в виде социальной активности, ощущение своей общности с «положительным» социумом. Состояние абсолютного доверия, раскрытие своего внутреннего мира и проявление активности в выборе и использовании средств выразительности («нарисуй свое настроение»).
Выражение детьми положительных
эмоций в момент «открытия» со стороны
взрослого («портреты и фотографии
отличаются...») – долговременное поддержание данного
состояния у детей.
Конструктивный диалог, развитие диалогической
речи, коммуникативной функции речи, расширение
возможностей общения.
3. Как мы можем общаться.
Содержание и методика проведения
Даем понятия: «ты можешь узнать мнение другого, если задашь ему вопрос»; «если узнаешь мнение другого, то можешь сравнить его со своим»; «каждый может оставаться при своем мнении, или все могут прийти к единому мнению»; об общепринятых мнениях: эталонах измерения, эталонах культурных ценностей, нравственных базовых ценностей, духовных ценностей, правилах общения, поведения в социуме.
Обсуждение содержания рассказов взрослого, основанное на принципе целесообразности тех или иных поступков (реакций), действий, деятельности человека.
По инициативе детей предоставляем им возможность анализировать занятия во время просмотра видеозаписи или прослушивания аудиозаписи; учим соотносить свое поведение (содержание и манеру высказывания, те или иные поступки и действия) с культурными эталонами поведения, общепринятыми базовыми ценностями.
Желаемый результат коррекции
Ребенок учится задавать вопрос и поддерживать тему беседы значительно дольше, чем обычно.
Ребенок научается договариваться
с другими, доказывая свое мнение
или переосмысливая свое мнение, понимает необходимость уступки.
Проявления социальной активности на
основе подражания взрослому и интериоризации:
в высказывании (суждении); в совместной
деятельности; в повседневной жизни.
Самоанализ поведения
на основе соотнесения с культурными
эталонами.
Самоанализ своего мироощущения и миропонимания
на основе соотнесения с нравственными,
базовыми ценностями. Принятие ребенком
культурных эталонов поведения как основы
собственной социальной активности.
4. «Это я».
Стимулирование:
Фиксация внимания ребенка на позитивных эпизодах в его жизни. Активизация долговременной памяти, создание положительного эмоционального фона общения и деятельности детей.
Содержание и методика проведения
Занятие предполагает разноуровневую организацию: каждый ребенок имеет возможность делать то, что ему больше нравится, но вместе с тем он осведомлен обо всем, что происходит вокруг него, может переключиться с одного вида деятельности на другой. Это обеспечивает длительное общение и минимум утомляемости, максимум познавательной и социальной активности. Особое значение имеет поощрение детей: их активности, понятливости, наблюдательности, этичности, коммуникативности и т.д. (всевозможные вербальные и невербальные средства поощрения).
Рисуем дружеские шаржи, отгадываем, кто кого нарисовал. Если трудно отгадать, то автор рисунка показывает, как двигается, ходит, смотрит, разговаривает тот, кого он нарисовал.
Рассматриваем знакомые репродукции портретов
людей на фоне природы. Рассматриваем
фотографии, беседуем, высказываем свое
мнение.
Рассматриваем новые репродукции, фотографии,
делимся впечатлениями.
Рисуем пальцами свое настроение (звучит
классическая музыка). По желанию дети могут
рассказать о своем настроении, состоянии.
Тогда можно спросить: «Сейчас ты какой?»
(имеются в виду эмоции, настроение, действия),
«А всегда какой? Раньше какой был? Каким
хочешь быть?»
Рассматриваем фотографии взрослых (педагогов)
– семейные и с детьми детского дома, детей.
Необходимо делать фотоснимки на экскурсиях,
прогулках, занятиях, где взрослые сфотографированы
вместе с детьми и где запечатлены значимые
для ознакомления с социальной действительностью
детей факты их жизни.
Взрослые отвечают на вопросы детей: кто с ними на фото, сколько ему тогда было лет и т.д.; дети вспоминают, где они были со взрослыми, что видели, делятся своими впечатлениями; взрослый по ходу их высказывания дает адекватную интерпретацию отражению окружающего мира.
Желаемый результат коррекции
Ощущение детьми сопричастности социуму, культуре.
Необратимость состояния
доверия, состояния созидания у
детей.
Принятие детьми понятий о социальных
способах действий в отношениях с близкими
людьми: человек склонен ошибаться, надо не злиться – жалеть,
не осуждать – помогать. Стойкое принятие
позитивных социальных способов действия
в ситуации сотрудничества со взрослыми.
Самонаблюдение: эмоции, настроение, общее состояние (хорошо мне или плохо).
Видеть, понимать, чувствовать другого: эмоции; настроение; общее состояние.
Проявление интереса к возможности самовыражения
и самовыражение в предложенных формах:
ИЗО, музыкальная и речевая деятельность.
5. «Я во времени».
Задачи: расширение зоны актуального социального сознания детей; акцентирование внимания ребенка на процессе преобразования человека во времени, формирование представлений об изменении социальной роли человека с возрастом, стимулирование частичного осознания ребенком себя как меняющегося во времени субъекта.
Содержание и методика проведения
Рисование себя в прошлом, настоящем и будущем (5 лет, сейчас, 60 лет). Подмечаются изменения черт лица, роста, стиля одежды, изменение социального положения (увеличение или уменьшение социальных возможностей), характера. Подведение ребенка к осознанию понятия «мое будущее» через обозначение конкретной возрастной даты.
Желаемый результат коррекции
Появление у детей суждений о своей внешности, качествах характера в прошлом и в будущем. Выделение известных возрастных признаков, характеризующих поведение, характер, внешний вид человека. Данное занятие призвано постепенно готовить ребенка к осмыслению своей судьбы, формировать понимание и представление о своем будущем как социально опосредованном.
Ребенок из алкоголизированной семьи должен понимать, что не обязательно жить так, как живут его родители-алкоголики, у него должны быть сформированы более полные представления о том, как живут благополучные (акцент делается на особенностях взаимоотношений) семьи. Там не бьют друг друга, не пьют, честно работают... Одновременно формируются представления о способах взаимодействия людей между собой, в коллективе, между разными социальными группами в соответствии с общепринятыми правилами общения.