Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:59, реферат
Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже — неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися (например, Романова, Иванникова, 1994).
1.1.К определению понятия «трудный класс» 3
1.2.Типология «трудных классов» 7
1.3 Работа школьного психолога с «трудным классом» 14
1.4.Психодиагностика трудного класса 15
1.5.Психологическая помощь трудному классу 24
ЛИТЕРАТУРА 39
ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов
«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Реферат
РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
С «ТРУДНЫМ КЛАССОМ»
Выполнила:
Слушательница курсов «Актуальные
вопросы психолого-
Белгород, 2011
Оглавление
1.1.К определению понятия «трудный класс» 3
1.2.Типология «трудных классов» 7
1.3 Работа школьного психолога с «трудным классом» 14
1.4.Психодиагностика трудного класса 15
1.5.Психологическая помощь трудному классу 24
ЛИТЕРАТУРА 39
Понятие «трудный класс» используется
в психолого-педагогической литературе
часто, но, к сожалению, его содержание
варьируется от источника к источнику.
Признаком «трудности» класса чаще
всего называют низкую успеваемость,
несколько реже — неблагоприятный
социально-психологический
На рисунке отражены несколько идей, которые являются существенными для определения сущности феномена «трудного класса».
Рис. 1. Эмпирическая классификация «трудных» классов
Во-первых, представляется важным различать «объективно» и «субъективно» трудные классы. Слова «объективно» и «субъективно» не случайно выделены кавычками. Очень сложно с уверенностью классифицировать классы по признаку «объективности их трудности», хотя бы в силу того, что критерии для этого, которые могли бы быть отражены в психолого-педагогической литературе, по сей день остаются неопределенными или крайне расплывчатыми. Поэтому грань между «объективно» и «субъективно» сложными классами, как это ни тавтологично, субъективна. Под «объективно» трудным классом понимается такой класс, функционирование которого характеризуется нарушением одного или нескольких признаков эффективной малой группы. «Субъективно» трудный класс — это относительно эффективная учебная группа, которая, однако, кажется «трудной» тому или иному учителю.
Класс, который можно назвать
«объективно» трудным, соответственно,
характеризуется либо низкой эффективностью
совместной деятельности (в большинстве
случаев совместная деятельность ограничивается
учебой), либо «отрицательной» мотивацией
совместной деятельности, либо неблагоприятным
социально-психологическим
Таблица 2. Признаки «трудного класса» в его функционировании
Критерии эффективности группы |
Признаки «трудного класса» |
1.Эффективность совместной |
Неэффективная учебная деятельность. Неэффективная внеучебная деятельность |
2.Характеристика социально- |
Неблагоприятный эмоциональный фон отношений в группе. Несбалансированность |
3.
Мотивация совместной |
Преобладание «отрицательных» |
4.
Характеристики групповой |
Размытая групповая |
В случаях с «объективно» трудным классом акцент делается на социально-психологическую работу с ним и со средой, в которой он функционирует. В случае «субъективно» трудного класса эффективнее всего будет сделать акцент на психологической помощи учителю. Чаще всего эта помощь носит консультативный характер, но, возможно, она органично впишется в структуру психопрофилактики эмоционального выгорания или мероприятий по развитию навыков профессиональной коммуникации педагогов, если последние включены в план работы школьной психологической службы.
Возвращаясь к теме «объективно» трудных классов, необходимо отметить, что «трудность» может являться их устойчивой характеристикой или же быть временной, спровоцированной какими-то событиями, произошедшими в классе или его ближайшем окружении. На этой основе возникает вариант дифференциации трудных классов на «ситуативно-трудные» и «устойчиво трудные».
Вероятно, есть много причин, по которым класс может стать «трудным на время». Чаще всего учителям приходилось сталкиваться с двумя такими причинами.
Первая причина — это
Возникает вопрос о необходимости психологической помощи классу, столкнувшемуся с тяжелой жизненной ситуацией. Одни из способов ее решения — это ориентация на мнение самого класса. Возможно, это будет групповая работа со всем классом, возможно — консультативная помощь отдельным ученикам. Но вполне вероятно, что класс, как и человек, попавший в такие условия, может отказаться от помощи психолога, и безусловно, у него есть на это право.
Другая причина, способствующая появлению «ситуативно-трудных» классов, — это эмоционально насыщенные конфликты со школой в целом или, чаще, с ее отдельными представителями в лице педагогов или администрации.
Специфика этого вида «ситуативно-трудных» классов, к счастью, заключается в том, что по мере разрешения (или нивелирования значимости) лежащих в основе их «трудности» конфликтов они самостоятельно переходят в разряд «нормальных». Задача психолога, в крайнем случае, сводится к выполнению функций конфликтолога — специалиста по разрешению конфликтов. Однако справедливости ради хочется отметить, что решение подобных задач зачастую бесперспективно, поскольку многие конфликты, лежащие в основе возникновения такого вида «ситуативно-трудных» классов, характеризуются тем, что за плечами одной из сторон стоит мощнейший «административный ресурс», для переориентации которого требуется глобальная перестройка внутришкольных традиций. Пожалуй, самая распространенная из них гласит: «Администрация всегда права!», что в большинстве случаев ограничивает активность психолога работой только с одним из участников конфликта — учениками.
Опыт работы психологов с «устойчиво трудными» классами позволил сформулировать их эмпирическую типологию и выделить в их числе:
- «необучаемые» классы;
- «немотивированные» классы;
- «неуправляемые» классы;
- «внутренне конфликтные»
- «закрытые классы»;
- «звездные» классы.
«Трудные» классы рассматриваем как целостные организмы, а не как группы «трудных» детей. Безусловно, в каждом таком классе есть свои выдающиеся личности — особенно «необучаемые», «немотивированные», «конфликтные», «неуправляемые», «звездные» и «закрытые».
«Необучаемый» класс»
Довольно часто в школьной практике встречаются так называемые «необучаемые» классы. Их главная особенность — ярко выраженные трудности, сопровождающие освоение учебной программы. Обсуждая между собой такие классы, учителя могут отмечать, что «класс работает крайне медленно», «они ничего не понимают», «класс слабый», «дети туповаты» и т.д.
При взаимодействии учителей с подобными классами основной проблемой становится низкая эффективность учебной деятельности. Естественно, что привести к подобному положению дел могут как особенности составляющих класс учеников (уровень психологических характеристик), так и трудности, существующие на социально-психологическом уровне, в том числе характеризующие положение данного класса в системе всей школьной организации.
Среди индивидуальных особенностей учеников
«необучаемого» класса можно отметить,
прежде всего, проблемы, связанные с
недостаточным уровнем развития
или несформированностью
Социально-психологические
Немаловажную роль в становлении «необучаемого» класса играет стиль обучения, принятый учителем (прежде всего, начальной школы) во взаимодействии с ним. В том случае, если учитель не способствует развитию познавательной активности учащихся, не требует от них хотя бы минимальных поисковых усилий, не ориентирован на формирование интереса к учебе, возникновение эффективного шаблона учебной деятельности представляется маловероятным.
«Немотивированный» класс
Не меньшую проблему, чем «необучаемый» класс, может представлять собой класс, в котором дети вроде бы могут учиться, но категорически не хотят этого делать. Это «немотивированный» класс.
Работая с «немотивированными»
классами, учителя нередко ощущают,
что все их педагогические усилия,
воистину титанические порой, уходят как
в песок, буквально разбиваются
о стену нежелания детей
Хочется отметить, что за поведением учащихся, напоминающим то, что мы, взрослые, склонны называть ленью или нежеланием учиться, очень часто стоят именно страх неудачи, школьная тревожность. Отсутствие же интересов вообще и познавательных интересов в частности с довольно высокой долей вероятности позволяет предположить наличие у учеников проблем, связанных с выученной беспомощностью. Данное состояние опасно, кроме всего прочего, еще и тем, что чересчур легко приводит к возникновению накрепко «запаянного» порочного круга: беспомощность учеников вызывает беспомощность учителя, который начинает испытывать тяжелые чувства, связанные с субъективно переживаемой профессиональной некомпетентностью. В итоге учитель невербально, а иногда и вербально выражает эти чувства в адрес собственных учеников, что еще больше усугубляет беспомощность последних. Еще одной психологической характеристикой детей подобного класса может быть неадекватно заниженный уровень притязаний: ученики просто не ставят перед собой никаких мало-мальски трудоемких в осуществлении целей. Обычно заниженный уровень притязаний связан с неадекватно низкой самооценкой, либо со своего рода «социальной хитростью» — человек, таким образом, экономит собственные силы, избегает «ненужной» активности.
Естественно, что мотивация —
это характеристика, очень тесно
связанная с социально-
«Неуправляемый» класс
Встречаются в школьной практике и классы, которые назваются «неуправляемыми»; на первый план здесь выходят, на языке учителей, «трудности с дисциплиной».
На уровне группового самосознания
такого класса нередко отражается ярлык
«неуправляемых», становясь важным
компонентом групповой
Среди индивидуальных особенностей учеников «неуправляемого» класса можно отметить наличие остаточной минимальной мозговой дисфункции (прежде всего, реактивного типа), проявляющейся в нарушениях внимания, очень высокой импульсивности и двигательной расторможенности. «Неуправляемость» класса может быть обусловлена и ситуационными факторами, такими как переживание критических этапов развития (например, подросткового кризиса), или быть следствием психотравмирующего опыта (иногда и не имеющего отношения к школьной жизни), вызвавшего реактивное поведение.
Информация о работе Работа школьного психолога с трудным классом