Работа школьного психолога с трудным классом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:59, реферат

Описание работы

Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже — неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися (например, Романова, Иванникова, 1994).

Содержание работы

1.1.К определению понятия «трудный класс» 3
1.2.Типология «трудных классов» 7
1.3 Работа школьного психолога с «трудным классом» 14
1.4.Психодиагностика трудного класса 15
1.5.Психологическая помощь трудному классу 24
ЛИТЕРАТУРА 39

Файлы: 1 файл

на курсы.docx

— 237.51 Кб (Скачать файл)

«Внутренне конфликтный» класс

«Внутренне конфликтный» класс  характеризуется, прежде всего, неблагоприятным эмоциональным фоном взаимоотношений, иногда граничащим с откровенной враждебностью. В нем существует жесткая групповая структура, за учениками закреплены те или иные роли, формирующие у них соответствующие поведенческие модели. Такое положение дел вполне может быть не только следствием специфического пути развития класса как группы, но и прямым отражением общешкольных процессов: принятого стиля коммуникации, типичных способов разрешения конфликтов.

В начальной  школе, где мотивация учебной  деятельности в целом доминирует над мотивацией межличностного общения, формирование внутренней конфликтности класса — это почти всегда «заслуга» взрослых, учителей или родителей, провоцирующих детей пристрастно относиться друг к другу. В средней и старшей школе эта особенность класса уже является отражение^ сложившейся системы межличностных отношений.

Перечислим основные задачи, которые необходимо решать психологу, работающему с «внутренне конфликтным» классом.

□ В работе с самим классом:

  1. стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых моделей поведения, расширению ролевого репертуара;
  2. создание условий для нормализации групповой структуры;
  3. создание условий для сплочения коллектива;
  4. формирование навыков конструктивного общения друг с другом;
  5. разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным эмоциональным фоном в классе;
  6. создание условий для повышения самооценки учащихся.

□ В работе с педагогами:

  1. создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
  2. обучение педагогов дифференцированным способам реагирования на нарушения дисциплины (в зависимости от их причин);
  3. обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся.

□ В работе с родителями:

  1. создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
  2. обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.

«Закрытый» класс

«Закрытый» класс характеризуется  низким уровнем групповой экспрессии. Причинами формирования этой особенности чаще всего бывают опыт эмоционально холодных отношений с учителями в начальной школе, а также сформировавшийся стереотип поведения, связанный с соответствующей интерпретацией школьных правил. «Закрытость» может проявляться не только в отношениях с учителями, но и во взаимодействии внутри класса. Такой класс, как правило, внутренне разобщен, хотя и не конфликтен: все слишком равнодушны друг к другу.

Психологическое ядро всех этих особенностей — так  называемый «страх самораскрытия», либо возникающий из-за хронически фрустрированной потребности в самопроявлении, либо сигнализирующий об отсутствии навыков безопасного самовыражения.

В работе с «закрытым» классом наиболее общими задачами являются:

□ В работе с самим классом:

  1. стимулирование личностной активности учащихся по поиску новых моделей поведения, расширению ролевого репертуара;
  2. создание условий для сплочения коллектива;
  3. разрядка «страха самораскрытия»;
  4. формирование навыков конструктивного общения друг с другом и с учителями;
  5. создание условий для повышения самооценки учащихся.

□ В работе с педагогами:

  1. создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
  2. обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся, стимулированию тенденций к самораскрытию.

□ В работе с родителями:

  1. создание условий для формирования у родителей ответ-ственной-позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;
  2. обучение родителей способам психологической поддержки учащихся.

«Закрытый»  класс обычно беспокоит педагогов  меньше, чем другие «трудные классы». Зачастую его даже не относят к  категории «трудных». И все же такой класс, равно как и работающие в нем учителя, нуждаются в психологической поддержке. Класс — для того, чтобы школьный возраст стал не просто временем получения знаний, но и периодом накопления конструктивного коммуникативного опыта. Учителя — потому, что работа с таким классом не дает ощутимой отдачи, которая является мощнейшим ресурсом педагогической деятельности, а ее отсутствие способствует быстрому профессиональному выгоранию.

«Звездный» класс

Этоттип «трудного» класса характеризуется, прежде всего, тем, что является в  собственных глазах «сообществом гениев». Групповая идентификация «Мы — самый одаренный класс» позволяет посматривать на другие классы, да и на некоторых учителей свысока. Эта идентификация на уровне обыденного сознания считается крайне эффективной (действительно, любое пособие по популярной психологии учит, что себя нужно любить и ценить), в силу чего до некоторых пор подогревается педагогами и родителями. Однако в какой-то момент эта особенность класса, изначально казавшаяся его достоинством, оборачивается неадекватной самооценкой, неконструктивным стилем взаимодействия класса с другими учащимися, педагогами и родителями.

«Звездность»  не проходит бесследно. Она требует  от каждого постоянного соответствия существующей высокой планке, что зачастую выливается в формализацию и выхолащивание мышления, демагогизацию рассуждений, а также постоянную конкуренцию «кто в классе самый умный» и гонения на тех, кто «недотягивает до нашего уровня». Очевидно, что в основе всех этих явлений лежит не завышенная, как это может показаться на первый взгляд, самооценка, а, напротив, хроническая неуверенность в своих способностях, в возможности дотянуться до той самой планки, оправдать возложенные ожидания.

При планировании работы со «звездным» классом можно отталкиваться от следующих задач.

□ В работе с самим классом:

  1. создание условий для коррекции самооценки учащихся;
  2. создание условий для сплочения коллектива;
  3. разрядка отрицательных эмоций, связанных с неблагоприятным эмоциональным фоном в классе;
  4. стимулирование учащихся к проявлению активности за пределами учебной деятельности и собственного класса.

□ В работе с педагогами:

  1. создание условий для формирования у педагогов ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу;
  2. обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся.

□ В работе с родителями:

  1. создание условий для формирования у родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи детям;

2)обучение родителей способам психологической поддержки учащихся. «Звездные» классы чаще всего крайне нелюбимы остальными учащимися школы, поэтому при работе с ними важно обратить особое внимание на их интеграцию в общешкольную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азарова Т. В., Битянова М. Р., Афанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
  2. Балабкина Л. Методика анализа отношения школьников к учению // Школьный психолог. 2000. № 23.
  3. Балашова И. Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе. Автореферат дис. ... канд. психол. наук. Самара, 1999.
  4. Барчук О. Маска // Школьный психолог. 2000. № 39.
  5. Беглова Г. Нешуточные испытания // Школьный психолог. 2001. №27.
  6. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 1998.
  7. Битянова М. Р, Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2002.
  8. Микляева А.В., Румянцева П.В., СПб.: Речь, 2007.
  9. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Работа школьного психолога с трудным классом