Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:59, реферат
Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже — неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися (например, Романова, Иванникова, 1994).
1.1.К определению понятия «трудный класс» 3
1.2.Типология «трудных классов» 7
1.3 Работа школьного психолога с «трудным классом» 14
1.4.Психодиагностика трудного класса 15
1.5.Психологическая помощь трудному классу 24
ЛИТЕРАТУРА 39
«Внутренне конфликтный» класс
«Внутренне конфликтный» класс характеризуется, прежде всего, неблагоприятным эмоциональным фоном взаимоотношений, иногда граничащим с откровенной враждебностью. В нем существует жесткая групповая структура, за учениками закреплены те или иные роли, формирующие у них соответствующие поведенческие модели. Такое положение дел вполне может быть не только следствием специфического пути развития класса как группы, но и прямым отражением общешкольных процессов: принятого стиля коммуникации, типичных способов разрешения конфликтов.
В начальной школе, где мотивация учебной деятельности в целом доминирует над мотивацией межличностного общения, формирование внутренней конфликтности класса — это почти всегда «заслуга» взрослых, учителей или родителей, провоцирующих детей пристрастно относиться друг к другу. В средней и старшей школе эта особенность класса уже является отражение^ сложившейся системы межличностных отношений.
Перечислим основные задачи, которые необходимо решать психологу, работающему с «внутренне конфликтным» классом.
□ В работе с самим классом:
□ В работе с педагогами:
□ В работе с родителями:
«Закрытый» класс
«Закрытый» класс
Психологическое ядро всех этих особенностей — так называемый «страх самораскрытия», либо возникающий из-за хронически фрустрированной потребности в самопроявлении, либо сигнализирующий об отсутствии навыков безопасного самовыражения.
В работе с «закрытым» классом наиболее общими задачами являются:
□ В работе с самим классом:
□ В работе с педагогами:
□ В работе с родителями:
«Закрытый» класс обычно беспокоит педагогов меньше, чем другие «трудные классы». Зачастую его даже не относят к категории «трудных». И все же такой класс, равно как и работающие в нем учителя, нуждаются в психологической поддержке. Класс — для того, чтобы школьный возраст стал не просто временем получения знаний, но и периодом накопления конструктивного коммуникативного опыта. Учителя — потому, что работа с таким классом не дает ощутимой отдачи, которая является мощнейшим ресурсом педагогической деятельности, а ее отсутствие способствует быстрому профессиональному выгоранию.
«Звездный» класс
Этоттип «трудного» класса характеризуется, прежде всего, тем, что является в собственных глазах «сообществом гениев». Групповая идентификация «Мы — самый одаренный класс» позволяет посматривать на другие классы, да и на некоторых учителей свысока. Эта идентификация на уровне обыденного сознания считается крайне эффективной (действительно, любое пособие по популярной психологии учит, что себя нужно любить и ценить), в силу чего до некоторых пор подогревается педагогами и родителями. Однако в какой-то момент эта особенность класса, изначально казавшаяся его достоинством, оборачивается неадекватной самооценкой, неконструктивным стилем взаимодействия класса с другими учащимися, педагогами и родителями.
«Звездность» не проходит бесследно. Она требует от каждого постоянного соответствия существующей высокой планке, что зачастую выливается в формализацию и выхолащивание мышления, демагогизацию рассуждений, а также постоянную конкуренцию «кто в классе самый умный» и гонения на тех, кто «недотягивает до нашего уровня». Очевидно, что в основе всех этих явлений лежит не завышенная, как это может показаться на первый взгляд, самооценка, а, напротив, хроническая неуверенность в своих способностях, в возможности дотянуться до той самой планки, оправдать возложенные ожидания.
При планировании работы со «звездным» классом можно отталкиваться от следующих задач.
□ В работе с самим классом:
□ В работе с педагогами:
□ В работе с родителями:
2)обучение родителей способам психологической поддержки учащихся. «Звездные» классы чаще всего крайне нелюбимы остальными учащимися школы, поэтому при работе с ними важно обратить особое внимание на их интеграцию в общешкольную жизнь.
Информация о работе Работа школьного психолога с трудным классом