Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:59, реферат
Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже — неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися (например, Романова, Иванникова, 1994).
1.1.К определению понятия «трудный класс» 3
1.2.Типология «трудных классов» 7
1.3 Работа школьного психолога с «трудным классом» 14
1.4.Психодиагностика трудного класса 15
1.5.Психологическая помощь трудному классу 24
ЛИТЕРАТУРА 39
Если школьники высказывают сомнение в том, что им удастся нарисовать хорошие рисунки, что бывает довольно часто, необходимо пояснить, что качество рисунков оцениваться не будет. Важно отразить «авторский взгляд» на заданную тему.
В пострисуночном опросе необходимо уточнить:
Анализ полученных результатов предполагает качественную обработку данных. Для интерпретации рисунков используются различные уровни их анализа (Аллан, 1998; Романова, 2001):
Самые обобщенные признаки, указывающие на характер школьной мотивации, социально-психологического климата в классе и групповой идентичности, представлены в табл. 8.
Таблица 8. Качественная обработка проективных рисунков.
Параметры |
Критерии оценки |
Признаки в рисунке |
Школьная мотивация |
Учебная |
Изображен учебный процесс и его атрибуты (парты, доска, ученики, учитель и т. д.) |
| Коммуникативная |
Изображено внеурочное взаимодействие учащихся |
| Игровая |
Изображен процесс
игры (самостоятельной или с |
| Неопределенная |
Нет признаков, которые позволили бы определить тип школьной мотивации |
Социально-психологический климат |
Благоприятный |
Изображение одноклассников, их прорисовка. Отсутствие штриховки, нормальный нажим, минимум стираний и зачеркиваний. Предпочтение ярких, «светлых» цветов. Изображение очевидно приятных или нейтральных ситуаций взаимодействия с одноклассниками, персонажей в позитивном эмоциональном состоянии. Композиционная целостность изображения |
| Неблагоприятный |
Отсутствие изображения одноклассников или их неадекватная прорисовка (схематизирование или чрезмерно тщательная прорисовка, по сравнению с собственным изображением или изображением других элементов рисунка). Негативное эмоциональное состояние персонажей. Выраженная штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания и зачеркивания. Предпочтение «мрачных» цветов, дисгармоничная цветовая гамма. Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с одноклассниками. Изображение различных барьеров между одноклассниками, собой и одноклассниками. Нарушение целостности изображения |
Параметры |
Критерии ' оценки |
Признаки в рисунке |
Групповая идентичность |
Сформированная |
Наличие изображений одноклассников, включенных в общую деятельность. Наличие символов, обозначающих групповое единство (например, названия класса). Равенство изображенных фигур школьников (по размеру, цвету, нажиму, штриховке и др.). Упоминание в пострисуночном опросе категории «Мы» |
| Несформиро-ванная |
Отсутствие изображения
одноклассников в процессе совместной
деятельности. Противопоставление некоторых
фигур фигурам остальных |
Цветовой анализатор мира
Цвето-ассоциативная методика А. М. Парачева представляет собой модифицированный вариант известного Цветового теста отношений и относится к группе психосемантических методов психологической диагностики. Основной методический прием, используемый в данной методике, — это проецирование множества объектов на некий алфавит индексов. В данном случае в качестве такого алфавита индексов используются цветовые карточки из ранжировочного теста М. Люшера.
Цель методики. Методика позволяет изучить эмоционально-оценочное отношение учащихся к различным сторонам школьной жизни.
Возрастные ограничения. Методика может использоваться на любом этапе школьного обучения.
Процедура диагностики. Возможно проведение исследования как в индивидуальной, так и в групповой форме. В ходе исследования ученикам предлагается определить, с каким из восьми цветов ассоциируется названное экспериментатором понятие (в зависимости от цели исследования список понятий может включать в себя перечень школьных предметов, фамилии работающих в классе учителей или же одноклассников), и поставить номер цвета в соответствующий квадратик на стандартном бланке рядом с названием оцениваемого объекта. Все понятия зачитываются экспериментатором вслух. В конце учеников просят проранжировать цветовые карточки в порядке предпочтения, от наиболее приятного к наиболее неприятному, и расставить в соответствии со своими индивидуальными предпочтениями номера цветов в специально отведенной для этой процедуры части бланка.
Необходимые материалы. Для проведения тестирования необходим опросный бланк и цветовые карточки теста Лю-шера. При групповом варианте психодиагностики удобно разместить все восемь карточек на одном листе формата А4.
Инструкция 1 (дается перед началом основной экспериментальной процедуры). «Все в нашем мире имеет свой цвет. Как вы думаете, какого цвета Баба Яга? А Змей Горыныч? Звук „а"? Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите там восемь цвет-, ных карточек. Каждый цвет обозначен своим номером: синий — № 1, зеленый — № 2, красный (оранжевый) — № 3, желтый — № 4, малиновый (фиолетовый) —- № 5, коричневый — № 6, черный — № 7, серый — № 8. Перед вами лежит бланк, на нем перечислены фамилии ваших одноклассников. Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется каждый из них, и занесите номер цвета в ячейку напротив каждой фамилии. Работайте, пожалуйста, очень внимательно, никого не пропускайте».
Инструкция
2 (дается после окончания
Стимульный материал. Ниже мы приводим образец бланка для проведения Цвето-ассоциативной методики. Еще раз напоминаем, что перечень понятий каждый раз составляется психологом индивидуально, в зависимости от того, выяснение отношения к какому именно компоненту образовательной среды представляется наиболее актуальным.
Дата
Класс
Имя, фамилия __
Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется каждый учебный предмет, и занесите номер цвета в ячейку напротив его названия. Работайте очень внимательно, ничего не пропускайте.
Цвета: 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — оранжевый, 4 — желтый, 5 — малиновый, 6 — коричневый, 7—черный, 8 —серый.
Алгебра |
Химия |
История | |||
Геометрия |
Физика |
География | |||
Русский язык |
Англ. язык |
ОБЖ | |||
Литература |
Физкультура |
ОИВТ | |||
Биология |
Черчение |
История города |
Из восьми приведенных выше цветов выберите тот, который вам больше всего нравится. Его номер занесите в первый столбец. Из оставшихся цветов выберите самый приятный и его номер занесите во второй столбец. И далее расположите все цвета в порядке от самого приятного до самого неприятного, их номера последовательно занесите в таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Обработка и интерпретация результатов. Сразу хочется оговорить, что из всего многообразия вариантов обработки данных методики ЦАМ мы обозначим лишь некоторые, наиболее тесно связанные с темой, указанной в названии этой книги. Количественный анализ результатов уместен прежде всего при обработке групповых данных, таким образом психолог получает представление о ситуации, сложившейся в классе в целом. Здесь можно подсчитать ряд коэффициентов. Во-первых, это коэффициент комфортности, который рассчитывается для каждого включенного в стимульный материал понятия по формуле:
х1-ьх2 + х3 + х4
х5 + х6 + а-7 + х8'
где X—частота встречаемости цвета, а цифры 1,2,3,4,5,6,7, 8 — номера цветов в стандартном цветоранжировочном ряду. Психологический смысл коэффициента комфортности заклю-u чается в том, что чем сильнее отвергаются «чистые» цвета (синий, зеленый, оранжевый, желтый) и чем притягательнее «грязные» цвета (коричневый, черный, серый), тем хуже психологическое состояние испытуемого. К психологически некомфортным понятиям можно отнести те, значение коэффициента комфортности для которых не превышает единицы.
Особый интерес может представлять оценка социально-психологического климата в классе с помощью подсчета коэффициентов комфортности, полученных в случае, когда объектами цвето-ассоциативного эксперимента становятся одноклассники. Приведем пример интерпретации подобного рода результатов:
Для оценки
характера межличностных
Разрабатывая программу работы с конкретным классом, попавшим в разряд «трудных», важно учитывать его специфику, а также причины ее формирования, условия жизнедеятельности класса, его место и роль в жизни школы. Поэтому в каждом отдельном случае программа должна максимально соответствовать особенностям тех, ради кого она создается и реализуется. Поэтому здесь мы сформулируем лишь ряд общих требований к созданию и оформлению программ работы с «трудным классом», которые, на наш взгляд, одновременно можно рассматривать и как алгоритм их разработки.
Научно-методические требования представлены как минимум следующими пунктами:
В программе могут быть использованы только те методические приемы, которые соответствуют поставленным целям и задачам. При реализации программы важно учитывать задачи, которые ставит каждый запланированный методический элемент, и следить за тем, чтобы
4. Программа работы должна базироваться на следующих принципах:
Принцип мотивационной готовности. Работа должна быть ориентирована на проблемы, значимые для школьников, их учителей и родителей. Мотивационная готовность может достигаться путем постоянного обращения к личному опыту, демонстрации личностной значимости получаемой информации.
Принцип комплексности. При работе с «трудным классом» необходимо планировать мероприятия не только непосредственно для ребят, но и для их учителей и родителей. В целом крайне желательно задействовать в работе:
Информация о работе Работа школьного психолога с трудным классом