Работа школьного психолога с трудным классом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:59, реферат

Описание работы

Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже — неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися (например, Романова, Иванникова, 1994).

Содержание работы

1.1.К определению понятия «трудный класс» 3
1.2.Типология «трудных классов» 7
1.3 Работа школьного психолога с «трудным классом» 14
1.4.Психодиагностика трудного класса 15
1.5.Психологическая помощь трудному классу 24
ЛИТЕРАТУРА 39

Файлы: 1 файл

на курсы.docx

— 237.51 Кб (Скачать файл)

Если школьники высказывают  сомнение в том, что им удастся  нарисовать хорошие рисунки, что  бывает довольно часто, необходимо пояснить, что качество рисунков оцениваться не будет. Важно отразить «авторский взгляд» на заданную тему.

В пострисуночном опросе необходимо уточнить:

  1. Чем заняты сейчас персонажи рисунка?
  2. Какое у них настроение?
  3. Кем из нарисованных персонажей мог бы быть сам автор рисунка? (если инструкция предполагает возможность его наличия). Где сейчас сам автор, если на рисунке его нет?

Анализ  полученных результатов предполагает качественную обработку данных. Для  интерпретации рисунков используются различные уровни их анализа (Аллан, 1998; Романова, 2001):

  1. формально-графический (характер линий, нажим, стирания);
  2. цветовой (предпочитаемые и игнорируемые цвета, используемые в рисунке);
  3. уровень общепринятых интерпретаций (значение отдельных деталей рисунка, качество их прорисовки);
  4. уровень интегрированности рисунка (расположение рисунка на листе, его элементов относительно друг друга);
  5. символический (интерпретация символов, использованных в рисунке);
  6. сюжетный (интерпретация сюжета рисунка).

Самые обобщенные признаки, указывающие на характер школьной мотивации, социально-психологического климата в классе и групповой  идентичности, представлены в табл. 8.

Таблица 8. Качественная обработка  проективных рисунков.

Параметры

Критерии оценки

Признаки в  рисунке

Школьная мотивация

Учебная

Изображен учебный  процесс и его атрибуты (парты, доска, ученики, учитель и т. д.)

 

Коммуникативная

Изображено внеурочное взаимодействие учащихся

 

Игровая

Изображен процесс  игры (самостоятельной или с одноклассниками)

 

Неопределенная

Нет признаков, которые  позволили бы определить тип школьной мотивации

Социально-психологический климат

Благоприятный

Изображение одноклассников, их прорисовка. Отсутствие штриховки, нормальный нажим, минимум стираний и зачеркиваний. Предпочтение ярких, «светлых» цветов. Изображение очевидно приятных или нейтральных ситуаций взаимодействия с одноклассниками, персонажей в позитивном эмоциональном состоянии. Композиционная целостность изображения

 

Неблагоприятный

Отсутствие изображения  одноклассников или их неадекватная прорисовка (схематизирование или чрезмерно тщательная прорисовка, по сравнению с собственным изображением или изображением других элементов рисунка). Негативное эмоциональное состояние персонажей.

Выраженная штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания и зачеркивания. Предпочтение «мрачных» цветов, дисгармоничная цветовая гамма. Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с одноклассниками. Изображение различных барьеров между одноклассниками, собой и  одноклассниками. Нарушение целостности  изображения


 

 

 

 

 

 

 

Параметры

Критерии ' оценки

Признаки в  рисунке

Групповая идентичность

Сформированная

Наличие изображений  одноклассников, включенных в общую  деятельность. Наличие символов, обозначающих групповое единство (например, названия класса). Равенство изображенных фигур  школьников (по размеру, цвету, нажиму, штриховке и др.). Упоминание в  пострисуночном опросе категории «Мы»

 

Несформиро-ванная

Отсутствие изображения  одноклассников в процессе совместной деятельности. Противопоставление некоторых  фигур фигурам остальных одноклассников с помощью различных выразительных  средств (нажима, штриховки, размера, цвета  и т. д.)


 

 

Цветовой анализатор мира

Цвето-ассоциативная методика А. М. Парачева представляет собой модифицированный вариант известного Цветового теста отношений и относится к группе психосемантических методов психологической диагностики. Основной методический прием, используемый в данной методике, — это проецирование множества объектов на некий алфавит индексов. В данном случае в качестве такого алфавита индексов используются цветовые карточки из ранжировочного теста М. Люшера.

Цель методики. Методика позволяет изучить эмоционально-оценочное отношение учащихся к различным сторонам школьной жизни.

Возрастные ограничения. Методика может использоваться на любом этапе школьного обучения.

Процедура диагностики. Возможно проведение исследования как в индивидуальной, так и в групповой форме. В ходе исследования ученикам предлагается определить, с каким из восьми цветов ассоциируется названное экспериментатором понятие (в зависимости от цели исследования список понятий может включать в себя перечень школьных предметов, фамилии работающих в классе учителей или же одноклассников), и поставить номер цвета в соответствующий квадратик на стандартном бланке рядом с названием оцениваемого объекта. Все понятия зачитываются экспериментатором вслух. В конце учеников просят проранжировать цветовые карточки в порядке предпочтения, от наиболее приятного к наиболее неприятному, и расставить в соответствии со своими индивидуальными предпочтениями номера цветов в специально отведенной для этой процедуры части бланка.

Необходимые материалы. Для проведения тестирования необходим опросный бланк и цветовые карточки теста Лю-шера. При групповом  варианте психодиагностики удобно разместить все восемь карточек на одном листе формата А4.

Инструкция 1 (дается перед началом основной экспериментальной процедуры). «Все в нашем мире имеет свой цвет. Как вы думаете, какого цвета Баба Яга? А Змей Горыныч? Звук „а"? Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите там восемь цвет-, ных карточек. Каждый цвет обозначен своим номером: синий — № 1, зеленый — № 2, красный (оранжевый) — № 3, желтый — № 4, малиновый (фиолетовый) —- № 5, коричневый — № 6, черный — № 7, серый — № 8. Перед вами лежит бланк, на нем перечислены фамилии ваших одноклассников. Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется каждый из них, и занесите номер цвета в ячейку напротив каждой фамилии. Работайте, пожалуйста, очень внимательно, никого не пропускайте».

Инструкция 2 (дается после окончания цветоассоциатив-ной  процедуры). «Из восьми цветов выберите тот, который вам больше всего  нравится. Его номер занесите в  первый столбец таблицы в нижней части бланка. Из оставшихся цветов выберите самый приятный и его номер занесите во второй столбец. Далее расположите номера всех цветов в порядке от самого приятного до самого неприятного».

Стимульный  материал. Ниже мы приводим образец  бланка для проведения Цвето-ассоциативной  методики. Еще раз напоминаем, что перечень понятий каждый раз составляется психологом индивидуально, в зависимости от того, выяснение отношения к какому именно компоненту образовательной среды представляется наиболее актуальным.

Дата 

Класс 

Имя, фамилия __

Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется  каждый учебный предмет, и занесите номер цвета в ячейку напротив его названия. Работайте очень  внимательно, ничего не пропускайте.

Цвета: 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — оранжевый, 4 — желтый, 5 — малиновый, 6 — коричневый, 7—черный, 8 —серый.

 

 

Алгебра

 

Химия

 

История

 

Геометрия

 

Физика

 

География

 

Русский язык

 

Англ. язык

 

ОБЖ

 

Литература

 

Физкультура

 

ОИВТ

 

Биология

 

Черчение

 

История города


Из восьми приведенных выше цветов выберите тот, который вам больше всего нравится. Его номер занесите в первый столбец. Из оставшихся цветов выберите самый приятный и его номер занесите во второй столбец. И далее расположите все цвета в порядке от самого приятного до самого неприятного, их номера последовательно занесите в таблицу:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

               

Обработка и интерпретация результатов. Сразу хочется оговорить, что из всего многообразия вариантов обработки данных методики ЦАМ мы обозначим лишь некоторые, наиболее тесно связанные с темой, указанной в названии этой книги. Количественный анализ результатов уместен прежде всего при обработке групповых данных, таким образом психолог получает представление о ситуации, сложившейся в классе в целом. Здесь можно подсчитать ряд коэффициентов. Во-первых, это коэффициент комфортности, который рассчитывается для каждого включенного в стимульный материал понятия по формуле:

х1-ьх2 + х3 + х4

х5 + х6 + а-7 + х8'

где X—частота встречаемости цвета, а цифры 1,2,3,4,5,6,7, 8 — номера цветов в стандартном цветоранжировочном ряду. Психологический смысл коэффициента комфортности заклю-u чается в том, что чем сильнее отвергаются «чистые» цвета (синий, зеленый, оранжевый, желтый) и чем притягательнее «грязные» цвета (коричневый, черный, серый), тем хуже психологическое состояние испытуемого. К психологически некомфортным понятиям можно отнести те, значение коэффициента комфортности для которых не превышает единицы.

Особый  интерес может представлять оценка социально-психологического климата  в классе с помощью подсчета коэффициентов комфортности, полученных в случае, когда объектами цвето-ассоциативного эксперимента становятся одноклассники. Приведем пример интерпретации подобного рода результатов:

Для оценки характера межличностных отношений  в 10-м классе мы обратились к показателю коэффициента комфортности. Оказалось, что 4 ученика в классе являются для своих товарищей максимально дискомфортными, аеще для 9человек этот показатель составил единицу, то есть границу между зонами комфорта и дискомфорта. То есть 13 человек (а это почти половина учеников в классе) или вызывают сильную неприязнь, или едва принимаются. Естественно, эти данные говорят о резком напряжении социально-психологического климата в классном коллективе и не могут не вызывать сильную тревогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Психологическая  помощь трудному классу

Разрабатывая программу работы с конкретным классом, попавшим в  разряд «трудных», важно учитывать  его специфику, а также причины ее формирования, условия жизнедеятельности класса, его место и роль в жизни школы. Поэтому в каждом отдельном случае программа должна максимально соответствовать особенностям тех, ради кого она создается и реализуется. Поэтому здесь мы сформулируем лишь ряд общих требований к созданию и оформлению программ работы с «трудным классом», которые, на наш взгляд, одновременно можно рассматривать и как алгоритм их разработки.

Научно-методические требования представлены как минимум следующими пунктами:

  1. Структура программы должна содержать четко сформулированные цели и задачи, краткое описание методической парадигмы; требования к участникам (возраст, достигнутый социально-психологи чес кий статус); критерии и способы диагностики ее эффективности; перечень материалов, необходимых для ее реализации; условия проведения; список методической литературы. Общая структура программы в идеале должна быть уподоблена гауссовской кривой нормального распределении, то есть включать в себя этап начала работы, основной блок и завершаться стадией выхода из работы. То же самое относится и к общей структуре каждого занятия, которая включает в себя мотивирующую разминку, основное упражнение (или несколько упражнений) и рефлексию прошедшего занятия.
  2. Цели программы должны соответствовать общим целям работы психолого-педагогической службы школы, однако необходимо максимально конкретизировать их в соответствии с индивидуальными особенностями класса.

В программе  могут быть использованы только те методические приемы, которые соответствуют поставленным целям и задачам. При реализации программы важно учитывать задачи, которые ставит каждый запланированный методический элемент, и следить за тем, чтобы

  1. осуществлялось их решение. В подростковых (а тем более во взрослых) группах основным методом достижения этого является организованное обсуждение результатов каждого упражнения. В младших классах обсуждение в силу возрастных особенностей учащихся значительно менее эффективно, поэтому необходимо подбирать методические средства, позволяющие закрепить необходимые навыки в поведении минуя активную опору на рефлексию (например, различные техники проговаривания, прорисовывания, проигрывания).

4. Программа  работы должна базироваться на  следующих принципах:

Принцип мотивационной готовности. Работа должна быть ориентирована на проблемы, значимые для школьников, их учителей и родителей. Мотивационная готовность может достигаться путем постоянного обращения к личному опыту, демонстрации личностной значимости получаемой информации.

Принцип комплексности. При работе с «трудным классом» необходимо планировать мероприятия не только непосредственно для ребят, но и для их учителей и родителей. В целом крайне желательно задействовать в работе:

  • сам «трудный класс»;
  • педагогов, работающих в «трудном классе»;
  • родителей учащихся, составляющих «трудный класс»;
  • окружающую класс физическую среду;
  • окружающую класс социальную среду (по крайней мере, внутри школы).

Информация о работе Работа школьного психолога с трудным классом