Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:59, реферат
Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже — неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися (например, Романова, Иванникова, 1994).
1.1.К определению понятия «трудный класс» 3
1.2.Типология «трудных классов» 7
1.3 Работа школьного психолога с «трудным классом» 14
1.4.Психодиагностика трудного класса 15
1.5.Психологическая помощь трудному классу 24
ЛИТЕРАТУРА 39
Принцип учета возрастных особенностей. В программах должны быть использованы только те методические средства, которые соответствуют возрасту ребят, составляющих «трудный класс».
Принцип учета специфики контингента. Работая с классом, с педагогическим или, в меньшей степени, родительским коллективом, необходимо учитывать, что это не тренинговая группа, мотивированная на глубокуюличностную активность, а не вполне мотивированное и заинтересованное в работе сообщество людей, которые к тому же вынуждены тесно общаться друг с другом на протяжении длительного времени. Литературные данные (Большаков, 1996; Бачков, 2000; Макшанов, 1998), а также опыт работы с естественными группами (к их числу, несомненно, относятся и школьный класс, и педагогический коллектив) показывают, что групповая динамика в них приобретает особое содержание, связанное, прежде всего, с явлением, получившим название «риск самораскрытия». Действительно, личностная открытость в группе людей с разным уровнем мотивации, готовности соблюдать принятые правила работы, со сложившейся структурой взаимоотношений зачастую бывает небезопасна. В итоге в естественных группах зачастую наблюдается явление блокировки группового процесса (Короткина, 2004), резко снижающее эффективность любой, даже самой грамотной и проработанной программы. Поэтому в таких группах ответственность ведущего многократно возрастает, а возможности использовать глубокие личностно-ориентированиые методы, наоборот, снижаются.
Этические требования заключаются в следующем:
Организационные требования предполагают наличие преемственности и взаимосвязи с другими элементами системы работы школы и ее психолого-педагогической службы.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ «ТРУДНЫМИ КЛАССАМИ»
Мы предлагаем самые распространенные, наиболее обобщенные, «стратегические» направления работы.
«Необучаемый» класс
«Необучаемость» — понятие ненаучное, поэтому крайне важно уточнить его содержание. Очевидно, что состав учащихся среднестатистической школы крайне неоднороден по уровню психического развития; в массовые школы зачастую попадают дети с парциальными нарушениями психического развития, однако многие из них способны усваивать программу, предусмотренную государственным образовательным стандартом, хотя бы «на три». Поэтому следует признать, что «необучамость» — явление весьма относительное, поскольку оно может представлять собой функцию разных переменных: возможностей учащихся и предъявляемых к ним учебных требований.
Психологические причины «необучаемости» весьма разнообразны. Классики отечественной педагогической психологии (Блонский, 1927; Божович, 1968; Забрамная, 2004; Славина, 1966 и др.) называют в их числе:
□ соматические факторы (дефекты физического развития, ослабление здоровья);
Применительно к «необучаемости» целого класса, а не отдельно взятого ребенка особый интерес представляют вторая и третья группы факторов. В основе формирования «необучаемого класса», как правило, лежит неэффективный шаблон учебной деятельности и, прежде всего, "ее операционального компонента, возникший вследствие неконструктивных педагогических и родительских воздействий и в большинстве случаев подкрепляемый ими. В таком классе, как правило, крайне низок уровень сформированное™ навыков использования собственного психического потенциала в учебной деятельности, репродуктивные методы учения преобладают над самостоятельной учебной активностью. Зачастую в учебной деятельности класса бывают смещены акценты, и организационные моменты начинают доминировать над содержательными. Класс старается соблюдать внешние, а не содержательные требования, «отсчитывает клеточки», «чертит поля», «достает дневник» и искренне полагает, что в этом и есть суть учебы. Возникающая в результате хроническая учебная неуспешность приводит к формированию неблагоприятного эмоционального фона восприятия учебы, школы и себя в ней, способствует закреплению негативных самооценочных ярлыков, которые начинают работать по принципу «самоподтверждающихся пророчеств».
Соответственно, в числе стратегических задач работы с «необучаемым» классом можно выделить следующие.
□ В работе с самим классом:
□ В работе с педагогами:
□ В работе с родителями:
Перечисленные направления работы ориентированы преимущественно на учащихся начальной школы и в меньшей степени пятого и шестого классов. Это связано с тем, что собственно «необучаемый» класс, как правило, не сохраняет свой первоначальный статус на протяжении всей школьной жизни. Пробыв несколько лет «классом дураков», постоянно попадая в ситуации неуспеха, класс довольно быстро теряет учебную мотивацию, переходя в разряд «немотивированных». В итоге уже в средней школе найти класс, который «хочет, но не может учиться», практически невозможно.
«Немотивированный» класс
Как известно, специфика учебной мотивации заключается в том, что она формируется только в соответствующей деятельности (Талызина, 1998;Эльконин, 1989). Поэтому, согласно одному из основных постулатов педагогики, работа с «немотивированным» классом должна строиться именно вокруг формирования учебной деятельности.
Однако этот подход применим только в начальной школе, где учебная деятельность, как известно, является ведущей. Именно в младшем школьном возрасте формируются собственно познавательные мотивы, которые в дальнейшем направляют человека к усвоению новых знаний, овладению новыми способами их получения, самообразованию (Маркова, 1990). Если этого по каким-то причинам не происходит, то надеяться на то, что познавательная мотивация у ребенка проснется позже, когда он повзрослеет, довольно сложно. Применительно к подростковым и юношеским классам адекватнее оказывается работа по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации, нахождению новых, привлекательных сторон учебной и, шире, школьной действительности. Учитывая происходящую к средней школе смену ведущего вида деятельности, важными мотиваторами представляются не только и не столько школьные знания как результат учебы, сколько новые элементы процесса их получения, а также разнообразные школьные события, выходящие за пределы учебной программы.
Познавательная мотивация — очень хрупкий предмет, и разрушить ее намного легче, чем создать. Причинами ее утраты могут стать совершенно разные обстоятельства. Это не только изменения интересов самих учащихся, но и разнообразные социально-психологические факторы, например неадекватные педагогические или родительские ожидания и оценивания, низкий уровень методической грамотности или профессиональной заинтересованности педагога, низкий статус ценности образования в семейном рейтинге ценностей и др.
Итак, необходимо отметить как минимум следующие задачи работы с «немотивированным» классом.
□ В работе с самим классом:
□ В работе с педагогами:
□ В работе с родителями:
Перечисленные задачи во многом перекликаются с направлениями работы в «необучаемом» классе, поскольку и тот и другой тип «трудного класса» является результатом нарушения одной и той же структуры — группового шаблона учебной деятельности. Зачастую на практике бывает довольно сложно разобраться, в чем же первопричина тех трудностей, которые отмечают учителя: в том, что класс «не может» или «не хочет» учиться? «Не могу» и «не хочу» обладают мощнейшей силой взаимоподкрепления, и разделить их, например, в средней, а тем более в старшей школе практически невозможно.
«Неуправляемый» класс
Под «неуправляемым» обычно подразумевается класс, не подчиняющийся требованиям дисциплины или подчиняющийся им с большим трудом. В сознании такого класса дисциплинарные требования отнюдь не связаны с идеями о свободе как наличии выбора и познанной необходимости, как это постулируется в некоторых современных пособиях по теории воспитания. Дисциплина для составляющих его ребят, так же как и для большинства простых смертных, — это необходимость подчинять свое поведение всевозможным ограничениям.
В рамках нормативного психического развития еще на этапе дошкольного детствау ребенка формируется привычка подчиняться необходимым требованиям, которые впоследствии интериоризируются и на следующих возрастных этапах становятся внутриличностными регуляторами поведения. Вероятно, аналогичным образом протекает и становление дисциплины школьного класса: от признания необходимости подчиняться внешним, транслируемым учителями правилам поведения, до закрепления этих правил в системе групповых норм, регулирующих активность класса как группы. «Неуправляемость» становится характеристикой того класса, в системе групповых норм и ценностей которого «дисциплина» как соблюдение школьных требований не значится или понимается неадекватно (ведь нередки случаи, когда класс не совсем понимает, какого именно поведения от него ждут).
Особую распространенность явление «неуправляемого» класса приобретает в конце младшей и в средней школе, когда в соответствии^ возрастными закономерностями развития на первый план выходит мотивация общения со сверстниками. В классах, в которых отсутствует четкая система нормативной регуляции поведения детей, она становится доминирующей, блокируя остальные виды активности, в том числе и учебной. Чаще всего это происходит в том случае, когда на этапе начальной школы дисциплина была сугубо внешней, авторитарно насаждаемой и строго контролируемой учителем, что не позволило ей стать органичной частью внутренних норм поведения класса. Ситуация усугубляется приклеиванием классу соответствующего негативного ярлыка, который в дальнейшем играет роль подкрепления недисциплинированного поведения, атак-же попытками учителей поддерживать дисциплину силовыми методами, что вызывает встречную волну непослушания.
В целом задачи работы с «неуправляемым» классом могут включать следующие пункты.
□ В работе с самим классом:
□ В работе с педагогами:
3) обучение педагогов способам психологической поддержки учащихся. □ В работе с родителями:
Стоит отметить, что «неуправляемость» часто бывает возрастным, а следовательно, проходящим состоянием класса, что часто в кулуарах школы формулируется следующим образом: «Перебесятся и успокоятся». Это во многом справедливо, однако необходимо следить за тем, чтобы этот «побочный эффект» взросления не закрепился в шаблоне экспрессивной деятельности и системе групповых норм класса на все последующие годы школьного обучения.
Информация о работе Работа школьного психолога с трудным классом