Различие психики человека и животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой – изучить соотношение бессознательного и сознательного в психике человека.
Задачи курсовой:
изучение психики и её основных функций;
определение факторов развитие психики;
сопоставить соотношение эволюционных и революционных путей развития психики;
изучение бессознательного и сознательного;
проанализировать особенности соотношения бессознательного и сознательного в психике человека.

Файлы: 1 файл

курсовая работ.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными, так как они связаны  со сравнительно медленными количественными  и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного  развития, возникающим на рубеже возрастов  между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений  психики и поведения. Наличие  кризисов возрастного развития и  связанных с ними революционных  преобразований психики и поведения  ребенка явилось одним из оснований  для разделения детства на периоды возрастного развития[27,с.67].

Важными аспектами в изучении развития психики были соотнесение качественных и количественных параметров этого  процесса, анализ возможностей революционного и эволюционного путей становления  психического. Частично с этим связывался вопрос о темпе развития и возможности  его изменения.

Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи, как говорилось выше, считали, что развитие психики происходит постепенно, эволюционно. При этом существует преемственность при переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован, хотя частично может  ускоряться или замедляться в  зависимости от условий. Работы Штерна, в частности его идея о том, что темп развития психики индивидуален и характеризует особенности  данного человека, несколько поколебали этот взгляд, зафиксированный Холлом и Клапаредом. Однако естественнонаучные постулаты, доказавшие связь психического с нервной системой, не позволяли  подвергнуть сомнению поступательный характер развития психики, связанный  с постепенным созреванием нервной системы и ее совершенствованием. Так, П.П. Блонский, связывавший развитие психики с ростом и созреванием, доказывал невозможность его ускорения, так как темп умственного развития, по его мнению, пропорционален темпу соматического развития, которое не может быть ускорено[27,с.68].

Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психоаналитиков показали, что нервная система человека является продуктом его социального  развития. Это доказывали и эксперименты бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность психики  при формировании и переформировании поведенческих актов, а также  работы И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и  других ученых, которые установили наличие достаточно сложных условных рефлексов у маленьких детей  и животных. Таким образом, было доказано, что при целенаправленной и четкой организации среды можно добиться быстрых изменений в психике  ребенка и существенно ускорить его психическое развитие (например, при обучении определенным знаниям  и умениям). Это привело некоторых  ученых, в частности российских лидеров  социогенетического направления, к  мысли о том, что возможны не только эволюционные, но и революционные, скачкообразные, периоды в развитии психики, при  которых происходит резкий переход  накопленных количественных изменений  в качественные. Например, исследования подросткового периода привели  А.Б. Залкинда к мысли о его  кризисном характере, обеспечивающем резкий переход на новую стадию. Он подчеркивал, что такой качественный скачок определяется тремя процессами – стабилизационными, которые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кризисными, которые связаны с  резкими изменениями в психике  ребенка, и появляющимися в этот период новыми элементами, характерными уже для взрослых людей.

Однако в целом развитие психики  все же характеризовалось большинством психологов как преимущественно  эволюционное, а возможность полностью изменить направленность и индивидуальные особенности процесса, была постепенно отвергнута. Идея же о сочетании литических и критических периодов в становлении психики позднее была воплощена в периодизации Выготского.

Еще один тип изменений, которые  могут рассматриваться как признак  развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Их можно назвать  ситуационными. Такие изменения  включают в себя то, что происходит в психике и поведении ребенка  под влиянием организованного или  неорганизованного обучения и воспитания[30,с.72].

 Таким образом, возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психологии и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы  поведения, знания, умения и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО В  ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

    1. Понятие бессознательного и сознательного

 

Человеческая психика  сложна и многообразна. С древних  времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили  к сложному постепенно. Раньше психологи  считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все  его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т.д. Так считали представители классической психологии. Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы «всемогущее» сознание ответить было не в силах. И тогда на сцену вышло бессознательное как своеобразная копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Бессознательно заглушает сознание только в определенных случаях, например, когда человек спит, находится в стрессовых ситуациях, бреду или под гипнозом и т.д. [5,с.121].

Проанализировать бессознательное  можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский  врач-психиатр З. Фрейд (1856 - 1939). Он первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека.  
Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире. Сознание человека помогает ему глубже понять мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно помогает делать заключения и выводы[с.134]. 
В структуру сознания, его важнейшими психологическими характеристиками являются: 
         1) важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания;

2) закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это-противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ, который способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека;

3) обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

Сознание характеризуется  также рядом специфических свойств. Одно из них осмысленность представляемого  или осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная означенность,  наделенность определенным смыслом, связанным  с человеческой культурой[с.136].

Второе свойство состоит  в том, что в сознании отражаются лишь основные, главные характеристики предметов, событий и явлений.

Сознание тесно связано  с речью. Сознание позволяет нам  с помощью языка не только выразить свои внутренние состояния, но и рассказать о том, что мы знаем, видим, понимаем, т. е. сообщить объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого  сознания является наличие в нем  интеллектуальных схем. Под схемой мы имеем в виду определенную умственную структуру, в соответствии, с которой  человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе. Схемы включают в себя правила, понятия, логические операции, которые люди используют для приведения имеющейся у них  информации в определенный порядок. Это выражается в отборе, классификации  информации, отнесении ее в ту или иную категорию.

Сознание, однако, существует не только в словесной форме, но и  в образной форме. В этом случае оно  связано с использованием второй сигнальной системы, называющей преобразующей  соответствующие образы. В качестве примера образного человеческого  сознания можно назвать искусство, литературу, музыку.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного  контроля, и включается в действие в следующих случаях:

а) когда перед человеком  возникают неожиданные, интеллектуально  сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

б) когда человеку требуется  преодолеть физическое или психологическое  сопротивление на пути движения мысли  или телесного органа;

в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной  ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;

г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных   действий.

Наряду с сознанием  важную роль в жизни человека играют бессознательные процессы. Точного  определения этим процессам в  науке не существует.  
Под бессознательным можно понимать две разные вещи:  во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые. 
Признаки, характеризующие бессознательные процессы:

1.Они неподвластны контролю человека, изолированы от ядра личности. Воспринимаются как непроизвольное, автоматическое течение                         психических актов;

2.Бессознательное почти всегда содержит в себе информацию, которая противоречит сознанию и расценивается индивидом как нечто совершенно чуждое и непонятное личности;

3. Бессознательные процессы имеют свой  язык. Этим языком являются образы, действия, речевые структуры, лишенные логической последовательности.

4. В мире бессознательного действует своя логика, диктуемая эмоциями и называемая, поэтому аффективной;

5. На уровне бессознательного не существует разграничения на внутренний и внешний миры. Например, сны всегда воспринимаются человеком как события внешнего мира;

6. Человек, находящийся в бессознательном состоянии, не разграничивает объективное и субъективное в содержании переживаний; 
Динамика психических актов и действий в сфере бессознательного лишена временных и пространственных ограничений, которые свойственны сознанию. Например, во сне человек может видеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые в реальности вещи[с.140]. 
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Сюда же относятся неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Здесь же находится умение ходить, читать, писать, говорить. Все эти поступки выполняются автоматически, без раздумий. Указанные виды автоматизмов вначале формируются под контролем сознания, а потом переходят в бессознательную область психики, давая тем самым сознанию возможность контролировать более сложные операции. Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Такая память управляет мышлением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы и объекты, на которое направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач. Это объясняет, каким образом творческим людям приходит озарение, и почему он полностью не осознает своих идей. Бессознательное мышление может вторгаться в сознание не только в бодрствующем состоянии, но и во сне и опьянении, причем в аллегорической форме, образах. В качестве примера приведем историю великого химика Д. И. Менделеева. Его периодическая таблица химических элементов просто приснилась ночью. Это объясняется тем, что бессознательное пришло на помощь сознанию, когда было не силах справиться с поставленной задачей[с.143].

Информация о работе Различие психики человека и животных