Различие психики человека и животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой – изучить соотношение бессознательного и сознательного в психике человека.
Задачи курсовой:
изучение психики и её основных функций;
определение факторов развитие психики;
сопоставить соотношение эволюционных и революционных путей развития психики;
изучение бессознательного и сознательного;
проанализировать особенности соотношения бессознательного и сознательного в психике человека.

Файлы: 1 файл

курсовая работ.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

Существует также и  бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков  человека. Проявляется это тогда, когда человек стремится совершить  поступок, не понимая причины своего желания. Это явление было открыто  в результате исследований с помощью  гипноза. Человеку, находящемуся под  гипнозом, внушалось в сознательном состоянии подойти к одному из присутствующих и перевязать галстук. И действительно, придя в сознание, человек перевязал галстук у  одного из присутствующих. Но объяснить  свои неординарные действия он не смог. Вернее он объяснял их так,  как было угодно цензуре сознанию, т. е. галстук был плохо завязан и т. п. Разгадать истинную причину своей мотивации человек не сумел. 
Бессознательное в личности человека – это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили название «ошибочные действия».  О бессознательном говорят оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что, так или иначе, вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты. 
бессознательное в большей степени управляет бытовым поведением человека, а сознание – самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля.

 Сознание и бессознательное  взаимодействуют друг с другом, делая поведение человека интересным для изучения и анализа. 
Однако не всегда была такая четкая структура этих понятий, как сейчас. Темой существования бессознательного в личности человека интересовались очень многие ученые прошлого. Были и заблуждения, и верные убеждения, которые актуальны и сейчас. Эта тема имеет огромное важное историческое наследие в трудах великих психологов[с.145].

Таким образом, проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие  свои проблемы. Сейчас уже никто не сомневается в достоверности того факта, что именно бессознательное выражается в наших сновидениях, оговорках и т. д. Сознание не хотело терять лидерство в психике человека. Но как мы выяснили, сознание, отнюдь, не является главенствующим звеном, наоборот, это лишь часть многогранной человеческой психики, контролирующее многие процессы, но далеко не все без исключения[с.147].

 

    1. Своеобразие бессознательного  в психике человека

 

Наряду с сознательными формами  отражения и деятельности для  человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают [4,с.1].

Проблемой бессознательности занимались различные учёные, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация – это лишь маленькая часть, огромного целого.   

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне  сферы его разума, безотчетных  и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то, как установка, инстинкт, влечение, то, как ощущение, восприятие, представление и мышление, то, как  интуиция, то, как гипнотическое  состояние или сновидение, состояние  аффекта или невменяемости. К  бессознательным явлениям относят  и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое [5].

Общая идея о бессознательном встречается  еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие  трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона  о познании как воспоминании, тесно  связанным с идеей и наличии  в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может  даже совсем ничего и не подозревать [7].

Так же проблемой бессознательного занимались и другие философы (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше  и др.)

Такие психологи, как Фехнер, Вундт  и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.

Вундт считал, что восприятие и  сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы». Существенным толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.

Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное. Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной  возбудимостью.

Все бессознательные психические  процессы принято разделять на три  класса: бессознательные механизмы  сознательных действий, бессознательные  побудители сознательных действий и «надсознательные» процессы.

В свою очередь, в первый класс –  бессознательных механизмов сознательных действий – входят три класса: бессознательные  автоматизмы, бессознательные установки, бессознательные сопровождения  сознательных действий.

Под бессознательными автоматизмами  подразумевают обычно действия или  акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». Они имеют двоякую природу. Одни процессы составляют группу первичных автоматизмов. В данную группу входят врождённые или сформированные в первый год жизни действия: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Другие называются навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемы, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение  перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Например, обучение игре на музыкальных инструментах [5].

Установка – это готовность организма  или субъекта к совершению определённого  действия или реагирования в определённом направлении             [ 11 ].

 Существуют различные виды установки: моторная установка – готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов;  перцептивная установка – готовность воспринимать то, что ожидается увидеть, и т. д. [5].

Установка очень важна для человека, поскольку обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Такая готовность даже при воздействии  другого, не ожидаемого раздражителя может  вызвать выполнение заранее предлагаемого  действия, что, конечно, очень часто  является ошибкой. Такое явление получило название «ошибки установки» [11].

Таким образом, бессознательные установки  действительно существуют и имеют  огромное значение для формирования осознаваемых действий.

Под бессознательными сопровождениями  сознательных действий понимают непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а так же большой  класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека. Например, человек, слушающий музыку, в такт покачивает головой.

Во второй класс – бессознательных  побудителей сознательных действий – входят: сновидения, ошибочные  действия, невротические симптомы. Такое деление исходило из теории З. Фрейда [12].

Третий класс бессознательных процессов образуют «надсознательные» процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. Например, мы пытаемся решить какую–то сложную проблему, но нам это не удаётся. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а, иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы [5].

Из вышеизложенных фактов следует, что проблема бессознательного требует  детального и глубокого исследования и это бесспорно. Исследователи  в области бессознательного концентрировались  вокруг центральной фигуры – Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости  исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении  человека, особенно в протекании разного  рода душевных заболеваний. 

Согласно теории Фрейда, в психике  человека существуют три сферы, или  области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил  всё, что осознаётся и контролируется человеком. К области предсознания  Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула [12]. 

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что психика значительно шире сознания. «Сознание – это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком» [12,с426].

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области, не сознаётся, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область  бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что  информация находящаяся в области  бессознательного, с трудом переходит  в сознание. Объясняется это работой  двух механизмов: вытеснения и сопротивления [12].

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения – метод свободных ассоциаций, где проявляются скрытые переживания и метод анализа сновидений. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связанна с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования [7].

Особое внимание Фрейд уделял невротическим  симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы – это  следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в  сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека.

Подавленное сексуальное влечение, по мнению Фрейда, и является причиной невротических расстройств, но существуют и другие причины – это разнообразные  неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они  так же образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых «ошибочных действиях». К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определённых фактов, намерений, имён, а так же описки, оговорки и т. п.  и говорил, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других [5].

Карл Густав Юнг был одним  из учеников Фрейда, который критически относился к идее пансексуализма и создал свою систему, которую назвал «аналитической психологией» [5].

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное  бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. По определению Юнга, коллективное бессознательное – это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали.

Коллективное бессознательное  проявляется у отдельных  людей в виде архетипов. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы [13].

Кроме коллективного бессознательного, существует, по мнению Юнга, личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личностное бессознательное состоит от переживаний, бывших когда – то осознанными, а  за тем забытых или вытесненных  из сознания. Они при известных  условиях становятся осознанными [13]. 

 Обобщения Юнга зачастую  не опираются на достаточные  логические основания, хотя основному доказательству, ориентированному на науку, он уделяет внимание.

Психофизиологические аспекты  бессознательного широко исследовались  в современной науке в связи  с анализом сна и гипнотических  состояний корковых и подкорковых  образований. В последнее время  обсуждаются возможности применения кибернетических представлений  и методов моделирования бессознательного. При всем этом целостной теории, объединяющей механизм и структуру  бессознательного до настоящего времени  построить не удалось.

Информация о работе Различие психики человека и животных