Различие психики человека и животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой – изучить соотношение бессознательного и сознательного в психике человека.
Задачи курсовой:
изучение психики и её основных функций;
определение факторов развитие психики;
сопоставить соотношение эволюционных и революционных путей развития психики;
изучение бессознательного и сознательного;
проанализировать особенности соотношения бессознательного и сознательного в психике человека.

Файлы: 1 файл

курсовая работ.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

Таким образом, психика человека чрезвычайно  сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые  не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Бессознательное  – это нечто таящееся в скрытых  глубинах психики, нечmто противостоящее сознанию и живущее по своим особым, своеобразным, не характерным для сознания законам.

 

 

 

    1. Особенности соотношения бессознательного и сознательного в психике человека

 

Наряду с сознательными формами  отражения и деятельности для  человека характерны и такие, которые  находятся как бы за «порогом» сознания.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление  наших мыслей. Существует ещё и  бессознательное. Нередко именно оно  является движущей силой и определяет стиль поведения человека.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции [3, c.37].

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности  и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи  и проявляются в разнообразных  непроизвольных реакциях, действиях, психических  явлениях. Одна из групп - ошибочные  действия: оговорки, описки, ошибки при  написании или слушании слов. В  основе второй группы сознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные  речевые действия, связанные с  искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом.[7,с75]

Забывание имён представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных  данных вопрос об отношениях между  сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот  факт, что существуют разные типы бессознательных  психических явлений, которые по-разному  соотносятся с сознанием. Есть бессознательные  психические явления, находящиеся  на подсознательном уровне [4, с.139-142].

Подсознательный уровень психической деятельности - обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения[18].

Само подсознание, очевидно, имеет  многоуровневую структуру: автоматизмы  и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня - это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы - цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

Подсознание - это сфера внутренних состояний и установок, в том  числе и установок высшего, нравственного  уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются  возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояний, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).

Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) - это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определённый комплексный блок ранее полученной информации[21].

Внесознательная сфера психики  человека - глубинная сфера его  психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека.

В сфере внесознательного таятся и  корни такого феномена, как вера, надежда и любовь, различные парапсихологические  явления (ясновидение, телепатия). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие - всё это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в  различных ситуациях определённым образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится  к проявлениям внесознательной  сферы психики.

Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном  уровне поддаётся некоторой корректировке  лишь методами психотерапии и гипноза.

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение  в сознании. И наоборот, сознательное может вытеснять в подсознательную  сферу.

Сферу бессознательного З.Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с  сознанием.

В отличие от З.Фрейда другой психоаналитик - К.Г.Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных  пластах коллективного бессознательного, на архетипах - представлениях, сформированных у человечества в далёком прошлом. Где не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо[23].

Сознание вооружено понятиями, подсознание - эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Человек – загадка. Он – тайна  даже для самого себя. Психика человека – еще загадочнее, чем сам человек. В ней живут два «потока» состояний: сознательность и бессознательность. Эти «потоки» – жизненно важные для любого индивидуума[18,с.51].

«Потоки сознательности» управляют  людьми в той или иной ситуации. Человек, благодаря наличию сознательности, может адекватно подойти к  ситуации, принять решение, осознать происходящее.

Предположим, нам нужно решиться на что-то такое, что необходимо осуществить, но страх – сильнее. Мы стараемся все, как следует, обдумать. Это «что-то такое» пусть будет – сложная операция. Мы понимаем, что она нам крайне необходима, так как, если вы ее не сделаете, то это может привести к непоправимым последствиям. Защитная реакция вашего организма – шок. И в силу «вступает» бессознательное. В тот момент, вы мало чего сможете решать головой. Мысли где-то летают, парят, обитают….Что входит в бессознательное? Состояния, которые мы не умеем и не можем как-то контролировать.

Самое интересное, на мой взгляд, состояние, которое входит в бессознательность  – сновидения. Вообще, их, в какой-то степени, контролировать можно. Только эта «степень» у каждого человека – разная.

Бывает такое, что человек спит, и участвует во сне так, будто  он – актер, который снимается  в кино. Ему сниться, что его  преследуют. Человек понимает, что  ему это – сон, но он в состоянии  контролировать ситуацию. Он может  действовать так, как ему вздумается: убежать, вскарабкаться, по стенам, на крышу дома, угнать дорогой автомобиль. От действия «героя» зависит дальнейший поворот событий сновидения. Он «очевидец» может даже подумать: «Я сплю, я это  знаю точно». В такой момент, человек, который смотрел «сеанс сна», сразу  же способен проснуться.

Состояние аффекта – тоже относится  к бессознательному состоянию психики. В такой момент, человек не только не мог управлять собой и собственным  организмом, но и способен на самые  страшные поступки: убийства, самоубийства, попытки к таким действиям…. Люди, в аффективном состоянии, могут  находиться под воздействием алкоголя. Такое воздействие часто является смягчающим обстоятельством, в крайнем  случае, когда человек совершил преступление.

Любой человек, совершив криминальный поступок, не осознавая этого, потом  «приходит в себя» и раскаивается. Но раскаивание касается не всех. Некоторые, «находясь в здравом уме», нисколечко не жалеют о том, что сделали. Они  говорят стражам порядка о  том, что лучше «отбывать» срок, чем  жалеть о том, о чем бы никогда  не стал жалеть. Даже таких людей  не стоило бы осуждать: мы не были на его  месте (и, надеюсь, что бывать на его  месте не придется), поэтому нам  сложно судить о том, как все было (произошло) на самом деле.

Таким образом, уход во внутренний мир  не означает разрыва с внешним  миром. Напротив, в границах развивающегося сознания эта связь постоянна  и устойчива. Человек осознает свой внутренний мир и отличает его  от мира внешнего. Раз, открыв его, человек никогда его не теряет. В то же время этот мир является величиной изменчивой и зависит от усилий личности. В течение жизни человек может расширять и углублять свой мир. Работа в этом направлении означает, что человек сам создает свое сознание. Получается так, что сознание - это не дар, а результат труда по самопознанию, а даром является способность к этому. И, значит, широта, и глубина сознания зависят от человека и тех благоприятных общественных условий, которые для этого создаются.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из выше перечисленного, можно  сделать вывод, что прошлый опыт человека зарождается не только с  медицинской, но и философских точек  зрения. Ведь человек, опирается на сознательную и бессознательную  жизни. Анализ материалов по проблеме сознания и бессознательного в психике  показывает, что психика - это сложное  явление, которое имеет иерархическое  строение, а именно четыре основных уровня: раздражимость, чувствительность, поведение высших животных, сознание человека. Сознание - это высший уровень  развития психического отражения, связанный  с использованием речи, присуще только человеку. В сознательной жизни, мы накапливаем опыт и познания, руководствуясь биологическими развитиями. В этой категории, играет большую роль генетический код, развитие нервной системы, окружающая социальная жизнь.

Но в психике человека не только сознательные процессы, но и процессы которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они  противостоят сознанию, но в то же время  находятся в неотрывной связи  с ним. В бессознательной жизни, главенство принадлежит нашему подсознанию. Ведь подсознание, хранит всю информацию, как нашего тела на данный момент, так  и духовную развитость человека.

Со времен зарождения цивилизации, человека интересует его душа и все  этапы эволюции, от перерождения до истинного сознания. Человек как совершенная материя, способен не только накапливать опыт прошлого, но и способен вновь открыть все тайны пройденного.

Философское осмысление реальностей  современного мира и тенденций его  развития - одно из важных условий того, чтобы человеческая деятельность могла реализовываться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.

В истории философии всегда были поиски познания идеально-космического. Философы аристотелевской школы считали, что космос — создание Бога, использовавшего в своем труде по его созданию особый язык, который необходимо раскрыть. Еще пифагорейцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках космоса. В эпоху Возрождения Галилей  не сомневался в том, что природа — это Богом написанная книга. И эта книга, по его мнению, написана языком математики.

Следовательно, философы подошли к  сознанию с других позиций, чем психологи, логики, физики. Они заметили, что в сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур.

Итак, сознание обладает связью с космическим идеальным посредством бессознательного. А это значит, что есть скрытый источник стимулирования

Информация о работе Различие психики человека и животных