Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:15, курсовая работа
Цель курсовой – изучить соотношение бессознательного и сознательного в психике человека.
Задачи курсовой:
изучение психики и её основных функций;
определение факторов развитие психики;
сопоставить соотношение эволюционных и революционных путей развития психики;
изучение бессознательного и сознательного;
проанализировать особенности соотношения бессознательного и сознательного в психике человека.
Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Бессознательное – это нечто таящееся в скрытых глубинах психики, нечmто противостоящее сознанию и живущее по своим особым, своеобразным, не характерным для сознания законам.
Наряду с сознательными
Психическая деятельность человека,
его психика функционируют
Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.
Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции [3, c.37].
Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.
Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы сознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Оговорки представляют собой бессознательно
детерминированные
Забывание имён представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Особую категорию
Вместе с тем следует признать,
что в свете имеющихся научных
данных вопрос об отношениях между
сознательными и другими
Подсознательный уровень психической деятельности - обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения[18].
Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня - это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы - цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.
Подсознание - это сфера внутренних состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояний, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).
Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) - это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определённый комплексный блок ранее полученной информации[21].
Внесознательная сфера психики человека - глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека.
В сфере внесознательного таятся и
корни такого феномена, как вера,
надежда и любовь, различные парапсихологические
явления (ясновидение, телепатия). Фобии,
страхи, истерические фантазии, спонтанная
тревожность и радостное
Сфера подсознательного очень устойчива,
неподвижна. Поведение на подсознательном
уровне поддаётся некоторой
Процессы, начинающиеся в неосознаваемой
сфере, могут иметь продолжение
в сознании. И наоборот, сознательное
может вытеснять в
Сферу бессознательного З.Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.
В отличие от З.Фрейда другой психоаналитик
- К.Г.Юнг не только не противопоставлял
сознание и подсознание, но считал,
что сознание основано на глубинных
пластах коллективного
Сознание вооружено понятиями, подсознание - эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.
Человек – загадка. Он – тайна даже для самого себя. Психика человека – еще загадочнее, чем сам человек. В ней живут два «потока» состояний: сознательность и бессознательность. Эти «потоки» – жизненно важные для любого индивидуума[18,с.51].
«Потоки сознательности» управляют
людьми в той или иной ситуации.
Человек, благодаря наличию
Предположим, нам нужно решиться на что-то такое, что необходимо осуществить, но страх – сильнее. Мы стараемся все, как следует, обдумать. Это «что-то такое» пусть будет – сложная операция. Мы понимаем, что она нам крайне необходима, так как, если вы ее не сделаете, то это может привести к непоправимым последствиям. Защитная реакция вашего организма – шок. И в силу «вступает» бессознательное. В тот момент, вы мало чего сможете решать головой. Мысли где-то летают, парят, обитают….Что входит в бессознательное? Состояния, которые мы не умеем и не можем как-то контролировать.
Самое интересное, на мой взгляд, состояние,
которое входит в бессознательность
– сновидения. Вообще, их, в какой-то
степени, контролировать можно. Только
эта «степень» у каждого
Бывает такое, что человек спит, и участвует во сне так, будто он – актер, который снимается в кино. Ему сниться, что его преследуют. Человек понимает, что ему это – сон, но он в состоянии контролировать ситуацию. Он может действовать так, как ему вздумается: убежать, вскарабкаться, по стенам, на крышу дома, угнать дорогой автомобиль. От действия «героя» зависит дальнейший поворот событий сновидения. Он «очевидец» может даже подумать: «Я сплю, я это знаю точно». В такой момент, человек, который смотрел «сеанс сна», сразу же способен проснуться.
Состояние аффекта – тоже относится
к бессознательному состоянию психики.
В такой момент, человек не только
не мог управлять собой и
Любой человек, совершив криминальный
поступок, не осознавая этого, потом
«приходит в себя» и
Таким образом, уход во внутренний мир не означает разрыва с внешним миром. Напротив, в границах развивающегося сознания эта связь постоянна и устойчива. Человек осознает свой внутренний мир и отличает его от мира внешнего. Раз, открыв его, человек никогда его не теряет. В то же время этот мир является величиной изменчивой и зависит от усилий личности. В течение жизни человек может расширять и углублять свой мир. Работа в этом направлении означает, что человек сам создает свое сознание. Получается так, что сознание - это не дар, а результат труда по самопознанию, а даром является способность к этому. И, значит, широта, и глубина сознания зависят от человека и тех благоприятных общественных условий, которые для этого создаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что прошлый опыт человека зарождается не только с медицинской, но и философских точек зрения. Ведь человек, опирается на сознательную и бессознательную жизни. Анализ материалов по проблеме сознания и бессознательного в психике показывает, что психика - это сложное явление, которое имеет иерархическое строение, а именно четыре основных уровня: раздражимость, чувствительность, поведение высших животных, сознание человека. Сознание - это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только человеку. В сознательной жизни, мы накапливаем опыт и познания, руководствуясь биологическими развитиями. В этой категории, играет большую роль генетический код, развитие нервной системы, окружающая социальная жизнь.
Но в психике человека не только сознательные процессы, но и процессы которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним. В бессознательной жизни, главенство принадлежит нашему подсознанию. Ведь подсознание, хранит всю информацию, как нашего тела на данный момент, так и духовную развитость человека.
Со времен зарождения цивилизации, человека интересует его душа и все этапы эволюции, от перерождения до истинного сознания. Человек как совершенная материя, способен не только накапливать опыт прошлого, но и способен вновь открыть все тайны пройденного.
Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития - одно из важных условий того, чтобы человеческая деятельность могла реализовываться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.
В истории философии всегда были поиски познания идеально-космического. Философы аристотелевской школы считали, что космос — создание Бога, использовавшего в своем труде по его созданию особый язык, который необходимо раскрыть. Еще пифагорейцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках космоса. В эпоху Возрождения Галилей не сомневался в том, что природа — это Богом написанная книга. И эта книга, по его мнению, написана языком математики.
Следовательно, философы подошли к сознанию с других позиций, чем психологи, логики, физики. Они заметили, что в сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур.
Итак, сознание обладает связью
с космическим идеальным