Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 09:03, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у школьников на уроках иностранного языка.
Объект исследования: ценностные ориентации школьника
Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций школьников на уроках иностранного языка.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Что такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов»[1, 1001с]. «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…» [12,120с]
Ценностные ориентации - это, прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизненно организующих начал и не готовность или готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта жизни.
Говоря образно, это пора смятений, открытий, утверждений, проверок и утрат. В это время самые светлые убеждения, вынесенные из детства, проходят суровые испытания. Оптимизм уступает место трезвой оценке. Сила неприятия в оценках сильнее, чем стремление и умение создавать свое, главный стимул поведения к деятельности - доверие и справедливая мера вознаграждения, подкрепляющее чувство собственного достоинства и независимость от окружающих. Сильное желание самовыражения, ирония как средство самозащиты.
Л.И. Божович подчеркивала, что выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения.
Усвоение юношей нравственного образа происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образа не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. В результате он приучается вести себя соответственно данному частному образу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл.
Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются незамеченными ни родителями, ни учителями. [4,243с]
Нравственные убеждения возникают и оформляются, только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения к деятельности школьников.
Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему позицию. Особенно важным для подростка является мировоззренческий поиск, который включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
В современной школе перед учителем стоят задачи: воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей школьников. Немаловажную роль в достижении этой цели играют уроки иностранного языка, которые, несомненно, ориентируют ребенка в мире ценностей.
Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у школьников на уроках иностранного языка.
Объект исследования: ценностные ориентации школьника
Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций школьников на уроках иностранного языка.
Гипотеза: состоит в предположении, что формирование ценностных ориентаций школьников будет успешно осуществляться:
Также предполагается, что у учеников средней - старшей школы ценностные ориентации сформированы достаточно четко.
Задачи:
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Сущность ценностных ориентаций
В мировой психологии существует огромное количество работ, посвященных проблеме ценностных ориентаций.
Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» являются предметом изучения таких дисциплин, как философия, социология, психология, педагогика.
Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно - ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.
Для начала выясним сущность понятия «ценность». Существует множество определений понятия «ценность», имеющих как общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели.
Подробная характеристика дается в Философском словаре под редакцией Фролова И.Т.: «Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений». [15,646с]
В трудах Тугаринова В.П. содержится следующее определение: «Ценности - суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала». [14,68]
Итак, мы будем исходить из того положения, что понятие «ценность» применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры.
Особенно важным, по мнению Набиулиной Н.Г., является мнение о том, что ценность существует как категория, которая отражает представления человечества о должном и во многом определяет его деяния, что и делает возможным процесс познания ценности.
Многообразие ценностей вызывает необходимость в их классификации, в делении их на группы. Это зависит от основания их деления. В современной науке существует несколько классификаций ценностей. Рассмотрим некоторые из них.
М. Рокич выделяет два класса ценностей:
Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Анисимов С.Ф. предлагает следующую классификацию:
Классификация ценностей Сагатовского В.Н. объединяет ценности по различным видам деятельности, вычленяя ценностно-ориентационный аспект. На этой основе выделяются следующие ценности: утилитарные; познавательные; управленческие; нравственные; эстетические; потребительские; творческие. [13,54с]
Необходимо отметить, что нравственные ценности Сагатовский В.Н. выделяет в особую группу.
Категория «нравственная ценность» является одним из ключевых понятий философии, социологии, педагогики и психологии. В педагогической литературе понятию «нравственные ценности» придается значение того, чем «дорожит человек, включая уже достигнутое», определяют ценности как факторы, придающие человеку стойкость, сопротивляемость, надежность. Нравственная личность обладает особого рода пружиной, которая может сжиматься под воздействием неблагоприятных обстоятельств, но не позволяет человеку гнуться и ломаться.
Нравственные ценности охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем общественно - значимых качеств. Они являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания.
В педагогической литературе общечеловеческие, нравственные ценности делят на две группы:
Ценности житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе - «золотое правило нравственности». Из него вытекают нравственные ценности: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность и т.д.
Земля - дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Семья - начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. Труд - основа человеческого бытия. Знания. Культура. Мир. Человек. Ценности первой группы определяют взаимоотношения людей в обществе, нравственные качества личности и т.д. Ценности второй группы более высокого уровня, это те ценности, которые должны стать содержанием нравственного воспитания в настоящее время.
Ряд авторов в системе нравственных ценностных ориентаций учащихся выделяют три группы ориентаций: высшего уровня, характеризующие его представления о нравственном идеале, смысле и целях жизни; ориентации, конкретизирующие первые применительно к различным видам деятельности; ориентации на соблюдение элементарных норм повседневного поведения (этикетных норм). В основе данной классификации лежит иерархия нравственных ценностей. Ценностные ориентации морального сознания конкретизируются, расшифровываются в более частных нормах и императивах поведения, определяют их выбор. Благодаря такому месту в картине мира нравственно-ценностные ориентации направляют, содержательно организуют поведение учащихся.
В нравственных ценностях отражаются представления человека о добре и зле, счастье и горе, справедливости и несправедливости, любви и ненависти, чести и бесчестии, трудолюбии и т.д., с помощью которых человек может оценить конкретные житейские ситуации, поступки людей, свое поведение. Они фиксируют определенное отношение людей к явлениям и процессам окружающей жизни, выражающее их одобрение или осуждение.
В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, Сержантов В.Ф. делит ценности на две категории - материальные и духовные.
Информация о работе Развитие ценностных ориентаций на уроках иностранного языка