Развитие ценностных ориентаций на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у школьников на уроках иностранного языка.
Объект исследования: ценностные ориентации школьника
Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций школьников на уроках иностранного языка.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ2.docx

— 126.14 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Результаты анкетирования

Результаты анкетирования показали, что наибольшее количество учащихся – 50% ставят на первое место в ряду своих приоритетов Признание, уважение людей, влияние на окружающих. Ведущим приоритетом у девочек является Приятное времяпрепровождение, отдых (55%), а у мальчиков Признание, уважение людей, влияние на окружающих (57%). 

Также в результате опроса выявилось,  что наименьшую ценность для подростков представляет Здоровье (0%).

Диаграмма 1. Доминирующие ценности испытуемых школьников.

Также результаты показали, что у большинства испытуемых ценностные ориентации сформированы и выражены достаточно четко. 15 школьников (94%) набрали 5-6 баллов в шкале выраженности ведущей ценности. Лишь 6% опрошенных имеют средний уровень выраженности ценностных ориентаций. Низкий уровень выраженности ценностных ориентаций у школьников не наблюдается.

б) беседа с испытуемыми

Перед проведением этой части исследования была выдвинута гипотеза, о том, что уроки иностранного языка влияют на формирование ценностных ориентации учащихся.

На первый вопрос: «Помогают ли вам уроки иностранного языка в определении ценностей и расстановке жизненных приоритетов?» были поучены следующие ответы:

«да» - 14 человек (87,5%)

«нет» - 0 (0%)

«затрудняюсь ответить» - 2 человека (12,5%)

На второй вопрос: «Какие мероприятия, по вашему мнению, наиболее полезны в плане формирования ваших ценностей:

      1. дискуссии с учителем
      2. круглый стол, проведенный по теме ценностных ориентаций
      3. изучение истории англоязычных стран
      4. изучение биографий известных личностей»

были получены следующие результаты:

Большинство испытуемых – 8 человек (50%) ответило, что наиболее полезно изучение истории англоязычных стран. Наименьшее количество голосов получил метод круглого стола – 2 человека (12,5%).

  

Диаграмма 2. Результаты беседы с испытуемыми.

2.3 Анализ выявленных проблем и рекомендации родителям и педагогам.

В результате анализа и интерпретации исследования было выявлено, что у большинства испытуемых уровень выраженности ценностной ориентации «Здоровье» слишком низкий. Следовательно, следует уделить внимание формированию данной ценностной ориентации.

Чтобы повысить уровень выраженности ценностной ориентации по направлению «Здоровье» учителям и родителям рекомендуется использование следующих методик:

1) применение методов лечебной  педагогики: разъяснения, убеждения, психической  саморегуляции, изотерапии, ландшафто-терапии, игровой терапии (подвижных игр  на свежем воздухе, дидактических  игр);

2) создание системы "психологических" пауз лечебно-профилактического  характера в форме точечного  массажа, упражнений по развитию  мелкой моторики рук, упражнений  по профилактике сердечно-сосудистых  заболеваний, органов дыхания, зрения, опорно-двигательной системы;

3) создание ситуаций успеха;

4) использование нестандартных  методов обучения с применением  комплекса зрительных, слуховых  и двигательных приемов;

5) организация ситуаций сообщения  детям валеологических знаний.

В общеобразовательных учреждениях могут использоваться следующие направления:

1. Физкультурно-оздоровительное направление. Его цель заключается в формировании  разносторонней физической подготовленности  к включённости в активную  физкультурную деятельность, укрепление  здоровья и профилактика заболеваний  средствами физической культуры, содействие правильному физическому  развитию, обучение жизненно важным  двигательным умениям и навыкам.

2. Реабилитационно-профилактическое. Основная задача данного направления  заключается во внедрении медико-психологических  и валеологических требований  к построению учебно-воспитательного  процесса, имеющего главной целью  сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья  школьников.

3. Культурно-просветительное и  общевалеологическое направление  работы. Задача состоит в осуществление  образовательной и просветительной  деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди учащихся, их родителей и педагогов.

4. Экологическое направление осуществляет  формирование ответственного отношения  детей к природе и своему  здоровью, формирование представлений  о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе.

Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе:

1. Поддержание санитарно-гигиенического  режима (рациональное расписание, влажные  уборки, освещённость рабочих мест  учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.)

2. Организация ежедневного горячего  питания для учащихся, систематический  контроль качества пищи (тепловой  режим, разнообразие, соответствие  санитарным требованиям).

3. Работа по профилактике травматизма.

4. Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений  для профилактики зрительного  утомления, нарушения осанки.

5. Работа специальных групп по  физическому воспитанию.

6. Валеологическое образование  педагогического коллектива, работа  постоянно действующего валеологического  семинара для учителей, оказание  методической помощи педагогам  по реализации валеологического  подхода к урокам.

7. Работа спортивных кружков  и секций, тренажёрного зала.

8. Работа танцевальных кружков (народного и эстрадного танца), группы шейпинга.

9. Работа туристического и экологического  клубов, имидж-клуба.

10. Работа факультативов по здоровому  образу жизни

11. Индивидуальные консультации  психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг  для учителей.

12. Работа лектория для родителей. Темы лекций: "Режим дня школьника", "Питание и здоровье", "Профилактика  простудных заболеваний", "Профилактика  острых кишечных заболеваний", "Закаливание детей", "Культура  питания", "Профилактика детского  травматизма", "Профилактика вредных  привычек", "Влияние конфликтов  в семье на здоровье детей", "Организация досуга детей  в семье" и пр.

13. Индивидуальные консультации  врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных  схем оздоровления.

14. Разработка межпредметного проекта "Планировка пришкольной территории", "Повестка 21 для школы".

15. Мероприятия по улучшению  интерьера школы, создание уюта  в столовой, медкабинете.

16. Внеклассная и внешкольная  работа по пропаганде здорового  образа жизни. здоровье подросток  школьник учащийся

17. Усиление валеологической составляющей  предметов естественнонаучного  цикла (прежде всего биологии).

18. Работа по программе профилактики  табакокурения и программе полового  воспитания.

19. Периодический выпуск газеты "Здоровый образ жизни".

20. Анкетирование учащихся с  целью определения степени сформированности  навыков ЗОЖ, изучения отношения  учащихся к своему здоровью (по  плану диагностических мероприятий).

 

Выводы  по главе 2

В данной главе проведена экспериментальная работа по исследованию ценностных ориентаций подростков.

Преобладают высокий уровень выраженности ценностных ориентаций. Однако выявлены проблемы с формированием ответственного отношения школьников к своему здоровью, а, следовательно, необходима коррекционная работа. Она может состоять из цикла занятий, которые будут включать в себя упражнения, направленные на реализацию поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа литературы по теме исследования выявлено, что ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения.

Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно-значимых делах и поступках.

Обучение в школе играет важную роль в формировании ценностных ориентаций подростков. Уроки иностранного языка играют в этом далеко не последнюю роль. Возможности уроков иностранного языка в формировании ценностных ориентаций школьников несомненно велики – существует множество методов решения этой проблемы. Уроки иностранного языка являются отличной возможностью для создания повышающих познавательный интерес личностных ситуаций. 

В процессе исследования предложенная гипотеза была доказана – большинство учащихся исследуемого 10 класса проявили высокий уровень выраженности ценностных ориентаций. Также было подтверждено предположение, что школьники осознают важность уроков иностранного языка в формировании их жизненных приоритетов.

При анализе и интерпретации результатов эмпирического исследования была выявлена проблема. Оказалось, что здоровье не является ценностью для подростков. Были изучены варианты решения выявленной проблемы, найдены результативные методы и рекомендованы учителям и родителям.

Таким образом, используя выбранные методы, удалось достигнуть поставленных целей и доказать выдвинутую гипотезу.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абушенко В.Л. Новейший философский словарь : Научное издание/ В.Л. Абушенко, М.А. Можейко, Т.Г. Румянцева. – Минск: Минск-В, 1999.-1357с
  2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление/ С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 1988.-253с
  3. Библер В.С. Культура: Диалог культур – вопросы философии/ В.С. Библер, С.Ю. Курганов. – М.: Алеф, 1989.-416с
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович.-СПб.:Питер,2008-400с
  5. Вентцель К.Н. Свободное воспитание - сборник научных трудов/К.Н. Вентцель-М.: Мысль, 1952.-342с
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах/Л.С. Выготский – М.:Педагогика,1982.-Т.4.- 432с
  7. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – социология/А.Г.Здравомыслов-М.:Политиздат,1986.-221с
  8. Каган М.С. Философская теория ценности/ М.С. Каган-СПб.:ТООТК Петрополис,1997.-205с
  9. Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ П.Ф. Каптеров-М.:Педагогика,1982-704с
  10. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению/Е.И. Пассов -М.:Русский язык,1989-276с
  11. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2 томах/ред. В.А. Ротенберг, В.М.Кларин –М.:Педагогика,1981-Т.2.-635с
  12. Рамендик Д.М. Психологический практикум: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений/Д.М.Рамендик,О.В.Солонкина,С.П.Слаква.-М.:Мастерство,2002.-159с
  13. Сагатовский В.Н. Избранные философские сочинения/В.Н.Сагатовский-СПб.:Питер, 2004.-202с
  14. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры/В.П.Тугаринов-СПб.:Издательство Ленинградского университета,1960-440с
  15. Фролов И.Т. Философский словарь/под ред. И.Т.Фролова-М.:Республика,2001-720с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник ценностных ориентаций (С. Бубновой)

Прежде чем приступить к работе, испытуемым предлагается специальный бланк ответов.

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

Сумма баллов

                     

Номер ценности

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI


Таблица 2. Лист ответов.

Инструкция

Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Отвечать нужно «да» или «нет». Для этого в бланке, в графе «Ответы» нужно проставить рядом с номером вопроса «+» или «-».

Опросник

1. Любите ли вы лежать  на диване и ничего не делать?

2. Любители вы сами  зарабатывать деньги и получать  от этого удовольствие?

3. Часто ли вас посещает  мысль, что хочется сходить в  театр или на выставку?

4. Часто ли вы помогаете  своим близким по хозяйству?

5. Считаете ли вы, что  любовь – определяющее чувство  в жизни?

6. Любите ли вы читать  книги о чем-то новом, еще неизвестном  вам?

7. Хотите ли вы стать  боссом (начальником какой-нибудь  компании)?

Информация о работе Развитие ценностных ориентаций на уроках иностранного языка