Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 09:03, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у школьников на уроках иностранного языка.
Объект исследования: ценностные ориентации школьника
Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций школьников на уроках иностранного языка.
Таблица 1. Результаты анкетирования
Результаты анкетирования показали, что наибольшее количество учащихся – 50% ставят на первое место в ряду своих приоритетов Признание, уважение людей, влияние на окружающих. Ведущим приоритетом у девочек является Приятное времяпрепровождение, отдых (55%), а у мальчиков Признание, уважение людей, влияние на окружающих (57%).
Также в результате опроса выявилось, что наименьшую ценность для подростков представляет Здоровье (0%).
Диаграмма 1. Доминирующие ценности испытуемых школьников.
Также результаты показали, что у большинства испытуемых ценностные ориентации сформированы и выражены достаточно четко. 15 школьников (94%) набрали 5-6 баллов в шкале выраженности ведущей ценности. Лишь 6% опрошенных имеют средний уровень выраженности ценностных ориентаций. Низкий уровень выраженности ценностных ориентаций у школьников не наблюдается.
б) беседа с испытуемыми
Перед проведением этой части исследования была выдвинута гипотеза, о том, что уроки иностранного языка влияют на формирование ценностных ориентации учащихся.
На первый вопрос: «Помогают ли вам уроки иностранного языка в определении ценностей и расстановке жизненных приоритетов?» были поучены следующие ответы:
«да» - 14 человек (87,5%)
«нет» - 0 (0%)
«затрудняюсь ответить» - 2 человека (12,5%)
На второй вопрос: «Какие мероприятия, по вашему мнению, наиболее полезны в плане формирования ваших ценностей:
были получены следующие результаты:
Большинство испытуемых – 8 человек (50%) ответило, что наиболее полезно изучение истории англоязычных стран. Наименьшее количество голосов получил метод круглого стола – 2 человека (12,5%).
Диаграмма 2. Результаты беседы с испытуемыми.
2.3 Анализ выявленных проблем и рекомендации родителям и педагогам.
В результате анализа и интерпретации исследования было выявлено, что у большинства испытуемых уровень выраженности ценностной ориентации «Здоровье» слишком низкий. Следовательно, следует уделить внимание формированию данной ценностной ориентации.
Чтобы повысить уровень выраженности ценностной ориентации по направлению «Здоровье» учителям и родителям рекомендуется использование следующих методик:
1) применение методов лечебной педагогики: разъяснения, убеждения, психической саморегуляции, изотерапии, ландшафто-терапии, игровой терапии (подвижных игр на свежем воздухе, дидактических игр);
2) создание системы "психологических"
пауз лечебно-
3) создание ситуаций успеха;
4) использование нестандартных
методов обучения с
5) организация ситуаций
В общеобразовательных учреждениях могут использоваться следующие направления:
1. Физкультурно-оздоровительное
2. Реабилитационно-
3. Культурно-просветительное и
общевалеологическое
4. Экологическое направление
Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе:
1. Поддержание санитарно-
2. Организация ежедневного
3. Работа по профилактике
4. Физкультурные паузы на уроках,
разработка комплексов
5. Работа специальных групп по физическому воспитанию.
6. Валеологическое образование
педагогического коллектива, работа
постоянно действующего
7. Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.
8. Работа танцевальных кружков
(народного и эстрадного танца)
9. Работа туристического и
10. Работа факультативов по
11. Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей.
12. Работа лектория для родителей. Темы лекций: "Режим дня школьника", "Питание и здоровье", "Профилактика простудных заболеваний", "Профилактика острых кишечных заболеваний", "Закаливание детей", "Культура питания", "Профилактика детского травматизма", "Профилактика вредных привычек", "Влияние конфликтов в семье на здоровье детей", "Организация досуга детей в семье" и пр.
13. Индивидуальные консультации
врача для учителей и учащихся,
разработка системы
14. Разработка межпредметного
15. Мероприятия по улучшению интерьера школы, создание уюта в столовой, медкабинете.
16. Внеклассная и внешкольная
работа по пропаганде
17. Усиление валеологической
18. Работа по программе
19. Периодический выпуск газеты "Здоровый образ жизни".
20. Анкетирование учащихся с
целью определения степени
Выводы по главе 2
В данной главе проведена экспериментальная работа по исследованию ценностных ориентаций подростков.
Преобладают высокий уровень выраженности ценностных ориентаций. Однако выявлены проблемы с формированием ответственного отношения школьников к своему здоровью, а, следовательно, необходима коррекционная работа. Она может состоять из цикла занятий, которые будут включать в себя упражнения, направленные на реализацию поставленных целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа литературы по теме исследования выявлено, что ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения.
Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно-значимых делах и поступках.
Обучение в школе играет важную роль в формировании ценностных ориентаций подростков. Уроки иностранного языка играют в этом далеко не последнюю роль. Возможности уроков иностранного языка в формировании ценностных ориентаций школьников несомненно велики – существует множество методов решения этой проблемы. Уроки иностранного языка являются отличной возможностью для создания повышающих познавательный интерес личностных ситуаций.
В процессе исследования предложенная гипотеза была доказана – большинство учащихся исследуемого 10 класса проявили высокий уровень выраженности ценностных ориентаций. Также было подтверждено предположение, что школьники осознают важность уроков иностранного языка в формировании их жизненных приоритетов.
При анализе и интерпретации результатов эмпирического исследования была выявлена проблема. Оказалось, что здоровье не является ценностью для подростков. Были изучены варианты решения выявленной проблемы, найдены результативные методы и рекомендованы учителям и родителям.
Таким образом, используя выбранные методы, удалось достигнуть поставленных целей и доказать выдвинутую гипотезу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник ценностных ориентаций (С. Бубновой)
Прежде чем приступить к работе, испытуемым предлагается специальный бланк ответов.
Номера вопросов | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
Сумма баллов | ||||||||||
Номер ценности | ||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
Таблица 2. Лист ответов.
Инструкция
Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Отвечать нужно «да» или «нет». Для этого в бланке, в графе «Ответы» нужно проставить рядом с номером вопроса «+» или «-».
Опросник
1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?
2. Любители вы сами
зарабатывать деньги и
3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?
4. Часто ли вы помогаете своим близким по хозяйству?
5. Считаете ли вы, что любовь – определяющее чувство в жизни?
6. Любите ли вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам?
7. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?
Информация о работе Развитие ценностных ориентаций на уроках иностранного языка