Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 09:03, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у школьников на уроках иностранного языка.
Объект исследования: ценностные ориентации школьника
Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций школьников на уроках иностранного языка.
Являясь субъектом общения, ребенок удовлетворяет свои важнейшие социальные потребности в эмоциональном контакте, в познании и во многом другом. Удовлетворяя свои потребности в процессе взаимодействия подростка с окружающими его сверстниками, родителями, учителями, он реализует свою активность, становится не только объектом, но и субъектом воспитания. «Коммуникативная деятельность опирается на социальные мотивы и цели, а ее содержанием является решение поведенческих задач» [5,4с]. Успех обучения коммуникации зависит от того, насколько мотивированы, целесообразны, и реализуемы задачи, поставленные перед учащимися.
Общие тенденции
развития методов обучения в
настоящее время тяготеют к
игровым формам как наиболее
эффективным и гуманным. Феномен
игры привлекал внимание
Деятельность
ребенка в процессе обучения
иностранному языку не должна
и нее может ограничиться лишь
вовлечением его в игровую
деятельность. Изучая лексический
материал, необходимо обращать внимание
школьников на проблемы
В процессе
обучения подростки продолжают
овладевать рядом умений, необходимых
в межличностном общении. Формирование
этих умений – довольно
Таким образом,
в зависимости от характера
развития общества, модифицируются
и формулы речевого этикета, обслуживающие
данное языковое сообщество; они
приобретают национально-
Стихотворения, диалоги,
интересные истории – все это
способствует усвоению
Громадна роль музыки
в жизни сегодняшнего
Включение музыки
в процесс обучения иноязычной
звучащей речи имеет давнюю
традицию, а в последнее время
приобретает все большее
Целесообразность
использования музыкальных
Умение слушать
музыку со временем
Выводы по Главе 1
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностные ориентации различались либо по параметру «общее—индивидуальное», либо по параметру «реально действующее — рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
В процессе правильно организованного урока иностранного языка ученики помимо приобретения знаний развивают свои личностные качества. Уроки иностранного языка помогают формировать ценностные ориентации учащихся. Для достижения этой цели эффективны такие методы, как игра, дискуссия с учителем, проведение круглых столов, изучение истории и культуры стран, включение музыки в процесс обучения.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения поставленной цели и в соответствии с задачами исследования использовались следующие методы исследования:
Объектом исследования выступили ученики 10 класса МБОУ СОШ №51 города Липецка, обучавшиеся по профилю Иностранный язык (английский язык). Было опрошено 16 человек, из них 9 девочек и 7 мальчиков.
Этапы эмпирического исследования:
1 этап – подготовительный предусматривал
составление программы эксперимента,
выбор испытуемых, выбор зависимых и независимых
переменных, выработку способов анализа
результатов. Подбор методик экспериментально-
2 этап – экспериментальный предполагал
в ходе экспериментально-
3 этап – интерпретационный, содержанием которого явилось формулирование выводов на основе процедур анализа полученных результатов.
Для прохождения опросника Рокича учащимся предлагается 18 карточек, которые они должны расположить порядке значимости.
С. Бубнова выделяет 11 основных направлений ценностей человека:
В силу ограниченности по времени, выделенного на проведение исследования школьников, был выбран опросник С. Бубновой, т.к. он прост в исполнении и не требует большого количества времени на размышление и заполнение бланков. А также данная методика может точно определить уровень выраженности ценностных ориентаций у школьников.
Т.к объектом исследования выступили школьники, обучающиеся в классе с углубленным изучением иностранного языка, испытуемым было задано несколько вопросов:
2.2 Диагностика опытно-экспериментального исследования
а) Опросник ценностных ориентаций С. Бубновой
Испытуемый |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
Федорова Т. |
4 |
2 |
4 |
3 |
6 |
6 |
1 |
3 |
4 |
3 |
1 |
Волотов К. |
4 |
3 |
6 |
3 |
1 |
3 |
3 |
5 |
3 |
2 |
1 |
Подласова В. |
5 |
2 |
3 |
6 |
5 |
1 |
0 |
5 |
2 |
2 |
0 |
Зорина Н. |
5 |
1 |
6 |
3 |
5 |
3 |
0 |
4 |
2 |
4 |
2 |
Сальников С. |
3 |
4 |
0 |
3 |
2 |
3 |
3 |
5 |
2 |
2 |
0 |
Логунова А. |
2 |
2 |
0 |
4 |
2 |
4 |
4 |
6 |
4 |
0 |
0 |
Логунова Н. |
5 |
2 |
6 |
5 |
4 |
5 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Меляков М. |
4 |
3 |
3 |
1 |
0 |
4 |
4 |
1 |
2 |
4 |
2 |
Соловьева В. |
5 |
1 |
4 |
5 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
Кирюхин А. |
4 |
5 |
1 |
5 |
3 |
2 |
4 |
6 |
3 |
3 |
1 |
Ненахова Е. |
5 |
3 |
2 |
3 |
6 |
1 |
4 |
6 |
3 |
3 |
0 |
Марков А. |
3 |
6 |
1 |
3 |
4 |
2 |
4 |
5 |
3 |
2 |
0 |
Овчарова Д. |
6 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
2 |
2 |
Стариков А. |
6 |
1 |
6 |
3 |
4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
2 |
0 |
Карпухина А. |
4 |
4 |
5 |
1 |
0 |
4 |
5 |
3 |
2 |
4 |
0 |
Информация о работе Развитие ценностных ориентаций на уроках иностранного языка