Развитие ценностных ориентаций на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у школьников на уроках иностранного языка.
Объект исследования: ценностные ориентации школьника
Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций школьников на уроках иностранного языка.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ2.docx

— 126.14 Кб (Скачать файл)

       Являясь субъектом  общения, ребенок удовлетворяет свои важнейшие социальные потребности  в эмоциональном контакте, в познании и во многом другом. Удовлетворяя свои потребности в процессе взаимодействия подростка с окружающими его сверстниками, родителями, учителями, он реализует свою активность, становится не только объектом, но и субъектом воспитания. «Коммуникативная деятельность опирается на социальные мотивы и цели, а ее содержанием является решение поведенческих задач» [5,4с]. Успех обучения коммуникации зависит от того, насколько мотивированы, целесообразны, и реализуемы задачи, поставленные перед учащимися.

      Общие тенденции  развития методов обучения в  настоящее время тяготеют к  игровым формам как наиболее  эффективным и гуманным. Феномен  игры привлекал внимание философов, этнографов, биологов, психологов и  педагогов, а проблема ее использования  в учебном процессе является  одной из «вечных» в теории  и практике обучения и воспитания. Значительный вклад в разработку теории и практики игрового обучения и воспитания внесли К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Учебный эффект игры заключается в том, что у учащихся формируются  достаточно высокие умения и навыки проявления инициативы в действиях, логичности, последовательности, точности, ясности и выразительности умственных и речевых операций. В процессе игры у школьников вырабатывается своя точка зрения и умение включаться в разные виды деятельности. Кроме того, ученики лучше осознают себя, свои социальные функции, множество образов собственного «Я» и положение вещей в окружающей действительности. Игра дает возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Значение приобретенного понимания себя, уточнения образа «Я» трудно переоценить: по важности оно может сравниться с достижением главной практической цели овладения иностранным языком и еще более ценно в воспитательном и развивающем аспектах. Обращение методистов к игре объясняется и тем, что в игровой ситуации благодаря моменту условности относительно легко воспроизвести  или имитировать основные факторы, определяющие коммуникацию (мотивы и цели участников, их роли, обстоятельства общения, тактика достижения целей) [5,23с]. Игра позволяет варьировать эти факторы непринужденно и естественно, а сверх того создает в классе атмосферу свободного общения. Другая полезная сторона игровых ситуаций состоит в том, что речь школьников оценивается не по косвенным критериям (скорость говорения, число ошибок и т.д.), а по коммуникативному эффекту – ребенок достиг поставленной цели средствами изучаемого языка. А вторичные характеристики (темп речи, ее правильная грамматическая оформленность, интонация и т.п.), как и в реальной ситуации общения, занимают второстепенное место.

       Деятельность  ребенка в процессе обучения  иностранному языку не должна  и нее может ограничиться лишь  вовлечением его в игровую  деятельность. Изучая лексический  материал, необходимо обращать внимание  школьников на проблемы общества, семьи, экологии и т.д. Например, тема  «моя семья» позволяет утверждать  в сердцах детей доброжелательность, заботливое отношение к близким. Этому способствует и характер  текстового материала, используемого  на уроках. Читая тексты страноведческого  характера, внимание детей обращается  как на  сходства, так и различия  во взаимоотношениях, поведении, обычаях  людей, живущих в разных странах. Дети могут составить подобный  рассказ о своей семье, об увлечениях  и интересах людей нашей страны, что будет еще и тренировкой  лексических и грамматических  навыков. При обсуждении культурологической  и страноведческой информации, заложенной  в текстах, ребята с удовольствием  используют поэтические и музыкальные фрагменты, утверждающие общечеловеческие ценности.

        В процессе  обучения подростки продолжают  овладевать рядом умений, необходимых  в межличностном общении. Формирование  этих умений – довольно сложный  процесс. Завершенным этот процесс  можно считать тогда, когда школьники  способны переносить умения, приобретенные  в обучающих ситуациях на коммуникативные  ситуации. В результате у школьников  формируются коммуникативные умения, основными из которых мы считаем  следующие: умение переносить известные  детям знания и навыки, варианты  решения различных задач, приемы  « человечного» общения и речевого  этикета в условия новой для  них ситуации; умение находить  новое решение  из комбинации  уже известных детям идей, приемов, навыков; умение создавать новые  способы и конструировать новые  приемы решения конкретной коммуникативной  задачи. Все эти умения наиболее  ярко проявляются в процессе  общения. На уроках этим целям  служит использование диалоговых  форм работы. Практически все  диалоги нацелены не только  на отработку лексических единиц  и правил поведения. В диалогах, как ни в чем другом, вводятся  и отрабатываются основные формулы  речевого этикета. Формулы речевого  этикета социальны по своей  природе, поскольку они принадлежат  сфере общения (социальной деятельности) посредством языка (социального  явления). Правила их употребления  вырабатываются обществом в процессе  коммуникации и шлифуются в  течение многовековой социальной  истории; как результат этого  процесса этикетные выражения  приобретают вид клише со строго  определенной сферой употребления. [11,240с]

       Таким образом, в зависимости от характера  развития общества, модифицируются  и формулы речевого этикета, обслуживающие  данное языковое сообщество; они  приобретают национально-специфические черты.

       Стихотворения, диалоги, интересные истории – все это  способствует усвоению иностранного  языка и воспитанию личности  подрастающего человека и широко используется в учебном процессе. Одним из эффективных приемов в начале каждого урока иностранного языка является хоровая рецитация всем классом небольшого стихотворения, которое создает атмосферу спокойствия, может быть даже торжественности. На детей оказывает благотворное влияние то, что урок начинается рецитацией одних и тех же небольших стихотворений в течение некоторого времени (от пяти до десяти уроков). Когда класс уже настроен на дух другого языка, после этого возобновленного контакта легче переходить к дальнейшей работе.

     Громадна роль музыки  в жизни сегодняшнего школьника. Он живет в любимых ритмах  и мелодиях, под музыку он ест, делает уроки, даже иногда гуляет. Некоторые учителя, да и родители  пробуют бороться с этим явлением. Но ведь это увлечение можно  обратить во благо. Такие элементы, как звук, ритм, мелодия и образность  – это те средства, которые  непосредственно и эмоционально  переносят ребенка в мир нового  языка. Через восприятие музыкального  искусства формируются духовные  ценности подростка, стимулируются  его переживания, развиваются мыслительные  процессы и нравственные чувства.

       Включение музыки  в процесс обучения иноязычной  звучащей речи имеет давнюю  традицию, а в последнее время  приобретает все большее распространение  в связи дальнейшей разработкой  интенсивных методов обучения. Музыка  является средством эмоционально-интеллектуального  общения многих поколений людей, творческого обогащения духовного  опыта человека. Через музыку  дети познают эстетические и  нравственные ценности (добро, красоту, гармонию…)

       Целесообразность  использования музыкальных моментов  в учебном процессе была доказана  работами в области философии, эстетики, психологии и педагогики  о роли искусства, его восприятия  и оценки, деятельности и созидания  в формировании личности, ценностных ориентаций человека (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев и другие).

      Умение слушать  музыку со временем перерастает  в умение слышать человеческую  речь, ее интонационную окрашенность, что является очень важным  при обучении языкам (и родному, и иностранному).

 

Выводы по Главе 1

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностные ориентации различались либо по параметру «общее—индивидуальное», либо по параметру «реально действующее — рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.

В процессе правильно организованного урока иностранного языка ученики помимо приобретения знаний развивают свои личностные качества. Уроки иностранного языка помогают формировать ценностные ориентации учащихся. Для достижения этой цели эффективны такие методы, как игра, дискуссия с учителем, проведение круглых столов, изучение истории и культуры стран, включение музыки в процесс обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели и в соответствии с задачами исследования использовались следующие методы исследования:

  1. исследование ценностных ориентаций по методике С. Бубновой (см. Приложение 1)
  2. беседа с испытуемыми (см. Приложение 2)

Объектом исследования выступили ученики 10 класса МБОУ СОШ №51 города Липецка, обучавшиеся по профилю Иностранный язык (английский язык). Было опрошено 16 человек, из них 9 девочек и 7 мальчиков.

 

    1.   Описание методов и этапов исследования

Этапы эмпирического исследования:

1 этап – подготовительный предусматривал составление программы эксперимента, выбор испытуемых, выбор зависимых и независимых переменных, выработку способов анализа результатов. Подбор методик экспериментально-психологического исследования: диагностика ценностных ориентаций школьника.

2 этап – экспериментальный предполагал в ходе экспериментально-психологического исследования сбор первичных данных необходимых для выявления доминирующих ценностных ориентаций школьников.

3 этап – интерпретационный, содержанием которого явилось формулирование выводов на основе процедур анализа полученных результатов.

Для прохождения опросника Рокича учащимся предлагается 18 карточек, которые они должны расположить порядке значимости. 

С. Бубнова выделяет 11 основных направлений ценностей человека:

      1. Приятное времяпрепровождение, отдых.
      2. Высокое материальное благосостояние.
      3. Поиск прекрасного, наслаждение им, эстетическая ориентация.
      4. Помощь, милосердие к другим людям.
      5. Любовь.
      6. Познание нового в мире, природе, человеке.
      7. Высокий социальный статус, управление людьми.
      8. Признание, уважение людей, влияние на окружающих.
      9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.
      10. Общение.
      11. Здоровье.

 

В силу ограниченности по времени, выделенного на проведение исследования школьников, был выбран опросник С. Бубновой, т.к. он прост в исполнении и не требует большого количества времени на размышление и заполнение бланков. А также данная методика может точно определить уровень выраженности ценностных ориентаций у школьников.

Т.к объектом исследования выступили школьники, обучающиеся в классе с углубленным изучением иностранного языка, испытуемым было задано несколько вопросов:

    1. Помогают ли вам уроки иностранного языка в определении ценностей и расстановке жизненных приоритетов?
    2. Какие мероприятия, по вашему мнению, наиболее полезны в плане формирования ваших ценностей:
      1. дискуссии с учителем
      2. круглый стол, проведенный по теме ценностных ориентаций
      3. изучение истории англоязычных стран
      4. изучение биографий известных личностей

 

2.2 Диагностика опытно-экспериментального исследования

а) Опросник ценностных ориентаций С. Бубновой

Испытуемый

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Федорова Т.

4

2

4

3

6

6

1

3

4

3

1

Волотов К.

4

3

6

3

1

3

3

5

3

2

1

Подласова В.

5

2

3

6

5

1

0

5

2

2

0

Зорина Н.

5

1

6

3

5

3

0

4

2

4

2

Сальников С.

3

4

0

3

2

3

3

5

2

2

0

Логунова А.

2

2

0

4

2

4

4

6

4

0

0

Логунова Н.

5

2

6

5

4

5

2

4

3

3

3

Меляков М.

4

3

3

1

0

4

4

1

2

4

2

Соловьева В.

5

1

4

5

2

4

3

4

3

1

0

Кирюхин А.

4

5

1

5

3

2

4

6

3

3

1

Ненахова Е.

5

3

2

3

6

1

4

6

3

3

0

Марков А.

3

6

1

3

4

2

4

5

3

2

0

Овчарова Д.

6

4

5

5

4

5

6

5

5

2

2

Стариков А.

6

1

6

3

4

6

5

5

4

2

0

Карпухина А.

4

4

5

1

0

4

5

3

2

4

0

Информация о работе Развитие ценностных ориентаций на уроках иностранного языка