Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня.
Задачи исследования:
1.Раскрыть особенности эмоционально-личностного развития ребенка младшего школьного возраста.
2. Проанализировать возможности развития эмоционально-личностной сферы школьников в условиях школы полного дня.
Введение ………………………………………………………………….............2
Глава 1 Особенности эмоционально-личностного развития ребенка младшего школьного возраста………………………………………………........................6
1.1 Развитие эмоциональной сферы младших школьников………….......……6
1.2 Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте……..............10
1.3 Возможности развития эмоционально-личностной сферы школьников в условиях школы полного дня ……………………………………………..........14
1.4 Значение игры в эмоционально-личностным развитии младшего школьника в условиях школы полного дня. ......................................................16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста в условиях школы полного дня ……………………………………………………….......................22
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы…………………...........22
2.2 Развитие эмоционально-личностной сферы младшего школьника в условиях школы полного дня ………………………………………..….……..24
2.3 Изучение влияния развивающей работы на эмоционально-личностную сферу младших школьников.…………………...............................................….28
Заключение…………………………………………......……………..…….........33
Список используемых источников …………………………
Развитие эмоционально-
1.2 Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте……..............10
1.3 Возможности
развития эмоционально-
1.4 Значение
игры в эмоционально-
Приложение
А. Методика "Выбери нужное лицо".........................
Приложение Б. Программа эмоционально-личностного
развития младшего школьника ………………….......................
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время значительная часть учащихся сталкивается с трудностями в обучении. «По имеющимся данным около 70% учащихся массовой школы нуждаются в психологической помощи и коррекции; 20% младших школьников имеют различные морфофункциональные отклонения и около 20% – отклонения психоневрологического характера» [1, с. 6].
Современное традиционное школьное образование во многом построено на актуализации и поддержании у учащихся определенного уровня тревожности. Учитель, оценочно экзаменационная система, неадекватные родительские ожидания в отношении успехов в учебе называются школьниками самыми распространенными факторами, способствующими возникновению у них беспокойства, тревоги. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. «Поведенческие ее проявления могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность»
Между тем влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны. Проблема эмоционального развития ребенка в последние годы все чаще оказывается объектом исследовательского интереса многих ученых. Д.Б. Эльконин подчеркивал важность эмоционально-положительного фона вокруг ребенка как фактора благополучного психического и физического развития. Принцип, «единства интеллекта и аффекта» обоснован в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
Для успешности обучения младшего школьника необходимо найти путь развития эмоциональной сферы личности младшего школьника. С одной стороны, нужно развивать эмоциональную сферу личности младших школьников, с другой стороны, все дети разные, к каждому нужен индивидуальный подход с одной стороны, педагогический состав заинтересован в этой проблеме, с другой стороны учителя начальных классов не подготовлены. Исходя из вышесказанного, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в школе полного дня».
Цель исследования: изучить возможности развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня.
Задачи исследования:
Предмет исследования: процесс развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня.
Гипотеза исследования: если в условиях школы полного дня в работе с детьми младшего школьного возраста использовать систему трененговых занятий, то это способствует развитию эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников, наблюдение и психологическая диагностика с помощью следующих методик: выбери нужное лицо, проективные методики «Д.Д.Ч.».
База исследования:
Муниципальное бюджетное общеоб
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
ГЛАВА 1 ОСОБЕНОСТИ
ЭМОЦИЛНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
1.1 Развитие эмоциональной сферы младших школьников
В младшем школьном возрасте эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. В основе формирования моральных чувств лежит опыт общественного поведения. Ребенок начинает уважать учителей, любить школу и товарищей.
Д. И. Фельдштейн (1988) отмечает, что детей 10-11 лет отличает весьма своеобразное отношение к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. Таким образом, характеристикам детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.
1.2 Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
Спектр эмоциональных нарушений в младшем дошкольном возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжёлые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребёнка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.
В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов.