Развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить возможности развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня.
Задачи исследования:
1.Раскрыть особенности эмоционально-личностного развития ребенка младшего школьного возраста.
2. Проанализировать возможности развития эмоционально-личностной сферы школьников в условиях школы полного дня.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….............2
Глава 1 Особенности эмоционально-личностного развития ребенка младшего школьного возраста………………………………………………........................6
1.1 Развитие эмоциональной сферы младших школьников………….......……6
1.2 Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте……..............10
1.3 Возможности развития эмоционально-личностной сферы школьников в условиях школы полного дня ……………………………………………..........14
1.4 Значение игры в эмоционально-личностным развитии младшего школьника в условиях школы полного дня. ......................................................16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста в условиях школы полного дня ……………………………………………………….......................22
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы…………………...........22
2.2 Развитие эмоционально-личностной сферы младшего школьника в условиях школы полного дня ………………………………………..….……..24
2.3 Изучение влияния развивающей работы на эмоционально-личностную сферу младших школьников.…………………...............................................….28
Заключение…………………………………………......……………..…….........33
Список используемых источников …………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 852.00 Кб (Скачать файл)

 

Развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов  в условиях школы полного дня

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ………………………………………………………………….............2

Глава 1 Особенности эмоционально-личностного развития ребенка младшего школьного возраста………………………………………………........................6

  • 1.1 Развитие эмоциональной сферы младших школьников………….......……6

  • 1.2 Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте……..............10

    1.3 Возможности  развития эмоционально-личностной  сферы школьников в условиях школы полного дня ……………………………………………..........14

    1.4 Значение  игры в эмоционально-личностным  развитии младшего школьника  в условиях школы полного дня. ......................................................16

    Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного  возраста в условиях школы полного дня ……………………………………………………….......................22

  • 2.1 Организация опытно-экспериментальной работы…………………...........22

  • 2.2 Развитие эмоционально-личностной сферы младшего школьника в условиях школы полного дня  ………………………………………..….……..24

  • 2.3 Изучение влияния развивающей работы на эмоционально-личностную сферу младших школьников.…………………...............................................….28

  • Заключение…………………………………………......……………..…….........33

    Список используемых источников ……………………………………..............35

    Приложение  А. Методика "Выбери нужное лицо"...........................................39

    Приложение Б. Программа эмоционально-личностного развития младшего школьника ………………….................................................................................43

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    В настоящее  время значительная часть учащихся сталкивается с трудностями в  обучении. «По имеющимся данным около 70% учащихся массовой школы нуждаются  в психологической помощи и коррекции; 20% младших школьников имеют различные морфофункциональные отклонения и около 20% – отклонения психоневрологического характера» [1, с. 6].

    Современное традиционное школьное образование во многом построено  на актуализации и поддержании у учащихся определенного уровня тревожности. Учитель, оценочно экзаменационная система, неадекватные родительские ожидания в отношении успехов в учебе называются школьниками самыми распространенными факторами, способствующими возникновению у них беспокойства, тревоги. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. «Поведенческие ее проявления могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность»

    Между тем влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны. Проблема эмоционального развития ребенка в последние годы все чаще оказывается объектом исследовательского интереса многих ученых. Д.Б. Эльконин подчеркивал важность эмоционально-положительного фона вокруг ребенка как фактора благополучного психического и физического развития. Принцип, «единства интеллекта и аффекта» обоснован в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

    Для успешности обучения младшего школьника необходимо найти путь развития эмоциональной сферы личности младшего школьника. С одной стороны, нужно развивать эмоциональную сферу личности младших школьников, с другой стороны, все дети разные, к каждому нужен индивидуальный подход с одной стороны, педагогический состав заинтересован в этой проблеме, с другой стороны учителя начальных классов не подготовлены. Исходя из вышесказанного, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в школе полного дня».

    Цель  исследования: изучить возможности развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня.

    Задачи  исследования:

    1.Раскрыть  особенности эмоционально-личностного развития ребенка младшего школьного возраста.

    2. Проанализировать  возможности развития эмоционально-личностной  сферы школьников в условиях школы полного дня.

    3. Провести  опытно-экспериментальную работу  по развитию эмоционально-личностной  сферы детей младшего школьного возраста в условиях школы полного дня.

    Объект исследования: эмоционально-личностная сфера учащихся начальных классов.

    Предмет исследования: процесс развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня.

    Гипотеза  исследования: если в условиях школы полного дня в работе с детьми младшего школьного возраста использовать систему трененговых занятий, то это способствует  развитию эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов.

    Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников, наблюдение и психологическая диагностика с помощью следующих методик: выбери нужное лицо, проективные методики «Д.Д.Ч.».

    База исследования:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35 г.Тамбова. В исследовании приняли участие ученики первого класс в количестве 20 человек; из них 6 мальчиков и 14 девочек.

     Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА 1 ОСОБЕНОСТИ ЭМОЦИЛНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     

    1.1 Развитие эмоциональной сферы младших школьников

    Эмоциональная сфера - это процесс, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Понимание эмоций и чувств также - важный пункт в формировании растущего человека [Г.М. Бреслав, 2000].

    Поступление в школу  изменяет эмоциональную сферу ребенка  в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, у школьников младших классов уже не действуют. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции [Божович, 1968; Якобсон, 1966]. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: он может как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает.

    Учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника  и определяет общую тенденцию  их развития — все большую осознанность и сдержанность. В этом возрасте изменяется общий характер эмоций - их содержательная сторона, их устойчивость и т.п. В младшем школьном возрасте  не только возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в дошкольном возрасте, изменяют свой характер и содержание.

    В младшем школьном возрасте эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. В основе формирования моральных чувств лежит опыт общественного поведения. Ребенок начинает уважать учителей, любить школу и товарищей.

    Д. И. Фельдштейн (1988) отмечает, что детей 10-11 лет отличает весьма своеобразное отношение к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. Таким образом, характеристикам детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.

    Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

    1.легкой отзывчивостью  на происходящие события и  окрашенностью восприятия, воображения,  умственной и физической деятельности эмоциями;

    2.непосредственностью  и откровенностью выражения своих  переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

    3.готовностью к аффекту  страха; в процессе учебной деятельности  страх ребенок переживает как  предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

    4. большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

    5. эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

    6. свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции [Закаблук, 1985, 1986].

    Школьники младших классов, как показано Т. Б. Пискаревой (1998), легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной оказалась эмоция вины.

    В отличие  от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные  картины, у младших школьников возникает  способность к сопереживанию  при восприятии тягостных сцен и  драматических конфликтов [Благонадежина, 1968].

    В младшем  школьном возрасте особенно ярко видна  социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется  восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к  Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.

    Р. Селман [Selman, 1981], используя методику обсуждения детьми рассказов о взаимоотношениях друзей, описывает четыре стадии развития дружбы у школьников 7-12 лет, исходя из созданной им когнитивной ее модели. На первой стадии (до 7 лет) дружба основана на соображениях физического или географического порядка и носит эгоцентрический характер: друг — это просто партнер в играх, тот, кто живет рядом, ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. О понимании интересов друга речи пока нет.

    На второй стадии (от 7 до 9 лет) дети начинают проникаться  идеей взаимности и сознавать  чувства другого. Для установления дружеских отношений важна субъективная оценка поступков другого.

    На третьей  стадии (от 9 до 11 лет) дружба основана на взаимопомощи. Впервые появляется понятие обязательства друг перед другом. Узы дружбы очень сильны, пока сохраняются, но они, как правило, не долговечны.

    На четвертой  стадии (11-12 лет), проявляемой, по данным Селмана, довольно редко, дружба понимается как длительные, устойчивые отношения, основанные на обязательности и взаимном доверии.

    Некоторые авторы критикуют эту модель развития дружбы. Так, Т. Риццо и В. Корсаро [Rizzo, Corsaro, 1988] отмечают, что дети имеют о дружбе гораздо более полное представление, чем могут о ней рассказать. Т. Берндт (Berndt, 1983) указывает на то, что реальная дружба характеризуется довольно сложными и динамичными отношениями. В одно время может проявляться взаимозависимость, обоюдное доверие, а в другое — независимость, соперничество и даже конфликт.

    Чаще всего  детская дружба прерывается: друзья могут перейти в другую школу  или уехать из города. Тогда оба  испытывают чувство настоящей потери, чувство горя, пока не находят новых  друзей. Иногда дружба прерывается из-за появления новых интересов, вследствие чего дети обращаются к новым партнерам, могущим удовлетворить их потребности [Rubin, 1980].

    Друзья есть не у всех детей. В таком случае возникает опасность столкнуться  с проблемами социальной адаптации  таких детей. Некоторые исследования говорят о том, что наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние одиночества и неприязни со стороны других детей.

    Таким образом, с поступлением в школу резко  меняется эмоциональная сфера ребёнка. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нём укрепляется сознание нового положения школьника.

     

     

    1.2 Эмоциональные  нарушения в младшем школьном  возрасте

     

    Спектр эмоциональных  нарушений в младшем дошкольном возрасте чрезвычайно велик. Это  могут быть тяжёлые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребёнка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

    В психологической  литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как  отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов.

    Информация о работе Развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня