Развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить возможности развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня.
Задачи исследования:
1.Раскрыть особенности эмоционально-личностного развития ребенка младшего школьного возраста.
2. Проанализировать возможности развития эмоционально-личностной сферы школьников в условиях школы полного дня.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….............2
Глава 1 Особенности эмоционально-личностного развития ребенка младшего школьного возраста………………………………………………........................6
1.1 Развитие эмоциональной сферы младших школьников………….......……6
1.2 Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте……..............10
1.3 Возможности развития эмоционально-личностной сферы школьников в условиях школы полного дня ……………………………………………..........14
1.4 Значение игры в эмоционально-личностным развитии младшего школьника в условиях школы полного дня. ......................................................16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста в условиях школы полного дня ……………………………………………………….......................22
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы…………………...........22
2.2 Развитие эмоционально-личностной сферы младшего школьника в условиях школы полного дня ………………………………………..….……..24
2.3 Изучение влияния развивающей работы на эмоционально-личностную сферу младших школьников.…………………...............................................….28
Заключение…………………………………………......……………..…….........33
Список используемых источников …………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 852.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3.Изучение  влияния развивающей работы на  эмоционально-личностную сферу младших  школьников

 

Развивающая программа была направлена на работу с детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:

  1. вводный;
  2. развивающий;
  3. контрольно-оценочный.

Ход коррекционной  работы:

Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений с детьми, начался со знакомства. Основная трудность в работе с тревожными детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к взрослому.

Первое  время мы систематически приходить в класс для провидения  наблюдения, беседы с педагогом, провидения игр и участвовали в  них сами. Когда дети смогли более или менее свободно контактировать с нами (приблизительно через неделю), мы начали проводить сними развивающие занятия.

На втором этапе  все дети принимали активное участие  в развивающей работе. Младшие школьники с удовольствием участвовали в предлагаемых  играх и упражнениях. Занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке. Длительность -развивающей работы составила два месяца (два занятия в неделю).

На третьем  этапе с целью выявления эффективности внедренной нами развивающей программы были проведены контрольные исследования по методикам «Выбери нужное лицо», "ДДЧ". Результат этих методик представлены ниже в таблицах 2 - 4.

 

Таблица 2 - Результат методики – выбери нужное лицо.

 

 № кар.

№ испыт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Индекс 

тревож.

Уровень тревож.

1

+

+

-

+

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

37,5

средний

2

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

14,3

низкий

3

+

+

-

+

-

+

-

-

+

+

-

-

+

+

42,8

средний

4

+

+

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

28,6

средний

5

+

-

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

28,6

средний

6

+

+

-

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

28,6

средний

7

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

37,5

средний

8

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

+

-

28,6

средний

9

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

21,4

средний

10

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

21,4

средний

11

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

21,4

средний

12

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

28,6

средний

13

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

14,3

низкий

14

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

21,4

средний

15

+

+

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

21,4

средний

16

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

14,3

низкий

17

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

21,4

средний

18

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

28,6

средний

19

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

+

-

+

+

28,6

средний

20

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

21,4

средний


 

Таблица 3 -Результаты исследования уровня тревожности детей  до проведения развивающей работы, и после проведения.

 

Исследуемые показатели

До проведения

После проведения

Высокий уровень  тревож.

40%

0%

Средний уровень  тревож

60%

85%

Низкий уровень  тревож

0%

15%


 

Для наглядности  представим эти данные в виде диаграммы на рисунке 3.

Рис. 3- Распределение респондентов по уровню тревожности до проведения развивающей работы и после проведения.

Анализ полученных результатов показывает снижения уровня тревожности.

Таблица 4 - Результат  проективной методики ДДЧ

Показатели

До проведения развивающей работы

После

проведения  развивающей работы

незащищенность

70%

20%

тревожность

90%

30%

недоверие к  себе

40%

10%

чувство неполноценности

35%

0%

враждебность

50%

5%

конфликтность

75%

35%

трудности в  общении

80%

20%

деприсивность

10%

3%

неблагоприятное самочувствие в семье

50%

40%


 

Представим  эти данные в виде диаграммы на рисунке 4.

 

Рис. 3- Сравнительная  диаграмма эмоционального благополучия  респондентов

Как видно после  проведения развивающей работы количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось до нулевой отметки и у 15% дошкольников наблюдается низкий уровень тревожности. Чувства незащищенности стало проявляться только у 20% респондентов, чувство не полноценности исчезло у детей вообще, снизились проценты и по другим показателям (смотри таблицу 4)

Таким образом, развивающие занятия в условиях школы полного дня позволили установить более теплые эмоциональные контакты между детьми, снизить уровень тревожности у младших школьников .

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе нашего исследования была проанализирована психолого-педагогическую литература, касающуюся эмоционального развития младшего школьного возраста, мы сделали вывод, что между эмоциональном  развитием детей и игровой  деятельностью существует тесная связь. Психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры, нормализуют эмоциональную сферу, снимают эмоциональные барьеры и ведут к появлению высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения. Наиболее целесообразно проводить развивающею работу в условиях школы полного дня во второй половине дня, когда школьники не заняты учебной деятельностью

Все задачи, поставленные нами в начале исследования, были выполнены. Раскрыта сущность и содержание понятий:

-эмоции - это  непосредственное,временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства;

-эмоциональное  здоровье - это единство преходящего  и непрерывного на основе функционирования  уровней - ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания;

-деятельность  – это внутренняя (психическая)  и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

-игра - это упражнение  по формированию самостоятельности,  инициативности, коммуникативного  общения, она создает равные  условия в деятельности, речевом  партнерстве, разрушает барьер  между педагогом и воспитанником.

Выявлены психолого-педагогические условия эмоционально-личностного развития младшего школьника.

Опытно - экспериментальным путем проверены психологические условия обеспечения эффективного эмоционально-личностного развития младшего школьника в условиях школы полного дня. Нами была составлена программа эмоционально- личностного развития младшего школьника. Ведущей формой работы занятия – тренинги. Для эмоционально-личностного развития детей использовался цикл из 17 занятий. Продолжительность занятий 30 – 35 минут. Проводятся 2 раза в неделю. Структура занятий состоит из четырех этапов: приветствие, разминка, основная часть, заключитальная. Цель занятий - познакомить детей с эмоциями; учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства

Таким образом, гипотеза выдвинутая нами в начале исследования, была полностью подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. .Ежкова Н.С. - «Нарисуй свой страх» //Дошкольное воспитание-2004-№3-33-37с.
  2. .
  3. 3инкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000.-108с.
  4. Агжитов Р.Г. Современные тенденции в понимании и лечении тревожных состояний.// Российский медицинский журнал .-2002.-№1-с.43-44.
  5. Алешина И.Н.- Диагностика особенностей личности и межличностных отношений дошкольника: Тамбов изд. ТГУ им. Державина 2005-132с.
  6. Балакирева Т.- Эмоции и дети // Дошкольное воспитание 2005 - №1-22-25с
  7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: изд-во «Институт практической психологии»-1995г.- 149с.
  8. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. – М.: Международная пед. Академия. – 1995. – 146 с.
  9. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. -672 с
  10. Бурлакова Н.С.- Олешкевич.Детский психоанализ Анны Фрейд. М.Академия 2005-288с.
  11. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2003. – 351 с.
  12. Волкова Е.- Мишина Н.О. Специфика взаимодействия с тревожными детьми. //Дошкольное воспитание. 2005-№10-12-17с.
  13. Выготский Л.С. - «Психология развития   человека».  М.  Смысл Эксмо.2003-1136с
  14. Диксон Уоллес - «20 великих открытий в детской психологии» Спб.: Еврознак 2004- 448с.
  15. Дубровина, И.В., Акимова, М.К., Борисов, Е.М. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991. – 303с.
  16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства.- СПб.: Питер, 2002.- 752с.
  17. Костин Л. - «Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии» // Дошкольное воспитание 2003-№10 -101-105с.
  18. Костина Л. - Современные пятилетние дети, особенности психического развития //Дошкольное воспитание 2003 - №9 -25-29с.
  19. Леонтьев, А.Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л.. -1948. – С.4-15.
  20. Малкина-Пых И Г.Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 896 с.
  21. Немов, Р.С. Психология. – Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. – Кн.2: Психология образования. – 608 с.
  22. Немов. Р. С. Психология. Кн. №1, - М., Просвещение Владос., 1995г.-688с
  23. Никитина В. - «Тревожные дети» //Дошкольное воспитание 2006 №1-76-81с.
  24. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.-110с.
  25. Особенности работы педагогов и психологов ДОУ с трудными детеми и их родителями //Дошкольное воспитания-2000-№3-112-128с.
  26. От рождения до смерти/под ред. Реан А.А., Зимняя И.А., Зинченко В.П. Спб.: Еврознак 2003-416с
  27. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособи<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__

Информация о работе Развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня