Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности развитие эмоционально-личностной сферы учащихся начальных классов в условиях школы полного дня.
Задачи исследования:
1.Раскрыть особенности эмоционально-личностного развития ребенка младшего школьного возраста.
2. Проанализировать возможности развития эмоционально-личностной сферы школьников в условиях школы полного дня.
Введение ………………………………………………………………….............2
Глава 1 Особенности эмоционально-личностного развития ребенка младшего школьного возраста………………………………………………........................6
1.1 Развитие эмоциональной сферы младших школьников………….......……6
1.2 Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте……..............10
1.3 Возможности развития эмоционально-личностной сферы школьников в условиях школы полного дня ……………………………………………..........14
1.4 Значение игры в эмоционально-личностным развитии младшего школьника в условиях школы полного дня. ......................................................16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста в условиях школы полного дня ……………………………………………………….......................22
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы…………………...........22
2.2 Развитие эмоционально-личностной сферы младшего школьника в условиях школы полного дня ………………………………………..….……..24
2.3 Изучение влияния развивающей работы на эмоционально-личностную сферу младших школьников.…………………...............................................….28
Заключение…………………………………………......……………..…….........33
Список используемых источников …………………………
Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают» [М.А.Панфилова,1995: c.37].
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть».
Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества. [В.М. Минаева,19996с.25]
Основной парадокс при переходе от предметной игры к ролевой заключается в том, что непосредственно в предметном окружении детей в момент этого перехода существенного изменения может не произойти. В самих действиях на первых этапах развития ролевой игры ничего существенно не меняется. Внешне ребенок проделывает те же самые действия и с той же самой игрушкой. Однако, все эти предметы и действия с ними включены теперь в новую систему отношений ребенка к действительности, в новую аффективно-привлекательную деятельность. Благодаря этому они объективно приобрели новый смысл.
Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смысла их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием.
Обобщенность и сокращенность игровых действий является симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны деятельность [Д.Б. Эльконин,1978: c.44].
К этому следует добавить еще одну особенность ролевой игры. Ребенок, сколь эмоционально ни входил бы в роль взрослого, все же чувствует себя ребенком Он смотрит на себя через роль, которую он на себя взял, т.е. через взрослого человека, эмоционально сопоставляет себя со взрослым и обнаруживает, что он еще не взрослый. Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает новый мотив – стать взрослым и реально осуществлять его функцию
Игра же выступает
как деятельность, имеющая ближайшее
отношение к потребительской
сфере ребенка. В ней происходит
первичная эмоционально-
Значение игры заключается в том, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. Основное значение ролевой игры для развития ребенка – это то, что ни в какой другой деятельности нет такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы
Экспериментальное
исследование проходило на базе муниципального бюджетного обще
Для изучения экспериментальной группы применялись эмпирические методы: наблюдение и психологическая диагностика с помощью следующих методик: выбери нужное лицо(смотри приложение А), проективные методики «Д.Д.Ч.»
В результате применения методики для выявления уровня тревожности «Выбери нужное лицо» мы получи неутешительные результаты. Высокий уровень тревожности наблюдается у 40% детей младшего школьного возраста, а остальных 60% - средний уровень тревожности. Эти цифры говорят о том, что в данном классе испытуемые тревожны. Проявление повышенного уровня тревожности одна из причин неблагополучного эмоционального состояния ребенка. Отразим это на диаграмме рисунка 1.
Рис. 1-.Диаграмма распределения уровней тревожности в группе испытуемых. (у.т. – уровень тревожности)
Из анализа проективной методики в нашей экспериментальной группе наиболее выражены следующие показатели эмоционального неблагополучия: незащищенными в современном социуме чувствуют себя 70% учащихся начальной школы, 90% - тревожно, 80% испытывают трудности в общении, 75% младших школьников конфликтны и 50% респондентов испытывают неблагоприятное самочувствия в своей семье. В общем, картина эмоционального благополучия испытуемых оставляет желать лучшего. Покажем эту картину более наглядно при помощи диаграммы на рисунки 2.
Рис. 2 - Диаграмма распределения симптомов эмоционального неблагополучия в исследуемой группе.
Качественный и количественный анализ полученных результатов показывает нам необходимость провести развивающую работу с респондентами. Развитие эмоционально-личностной сферы младшего школьника в условиях школы полного дня средствами игровых технологии наиболее целесообразно.
2.2 Развитие
эмоционально-личностной сферы
По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И.Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важно развитие различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.
Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах развивающей работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития эмоциональной сферы личности младшего школьника, свидетельствует о том, что большинство их них использует элементы игротерапии и психогимнастику. Представленная программа (смотри приложение А) не стала исключением, в ней используются следующие методические приемы: словесные и подвижные игры, психогимнастические этюды.
Выбор данных методов и приемов не является спонтанным, они — следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личности дошкольника в рамках отечественной психологии.
Рассмотрим более подробно каждый из методов развития.
Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Главная особенность игры — двуплановость — способствует тому, что у человека снижается боязнь ошибиться, сделать что-то неправильно. Это, в свою очередь, обусловливает развивающий эффект игры.
А. Захаров выделил три функции игры в терапевтическом процессе: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Все эти функции взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Так, наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с миром и самим собой. С другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы и найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является «властителем» своего мира. Наконец, в игре ребенок получает возможность непосредственного приобретения ценного жизненного опыта.
Таком образом, игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов развития эмоционально-личностной сферы личности ребенка младшего школьного возраста.
Следующий метод, используемый в программе, — психогимнастика. Этот метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика родилась на стыке практической психологии и актерского искусства выразительных движений. Эмоциональную сферу ребенка также можно развивать через обучение языку движений, языку мимики. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации.
Цель нашей программы: развитие эмоционально-личностной сферы младшего школьника.
Задачи:
Принципы проведения занятий:
Форма организации развивающих занятий – групповая. Содержание представлена в виде таблицы 1.
Таблица 1 - Тематическое планирование развивающей работы
№ занятий |
Обзор программы | |
Тема |
Программное содержания | |
1 |
Давайте жить дружно |
:развивать групповую сплоченность; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке |
2 |
Вмести с друзьями |
Способствовать формированию хороших отношений между деть |
3 |
Мой любимый сказочный герой |
способствовать самовыражению ребенка; продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. |
4 |
Общение с животным. Волк |
обеспечивать адекватное ролевое развитие детей, то есть обучать детей умению принимать роли, соответствующие новым ситуациям, и развивать в детях творческое начало; оптимизировать общение детей со сверстниками; способствовать снижению страха перед животными |
5 |
Мой внутренний мир |
учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям. |
6 |
Язык жестов и движений |
расширять
представления детей о |
7 |
Как можно все объяснить взрослым |
Способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путем формирования умения объясниться |
8 |
С кем я живу |
помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи. |
9 |
Мальчики и девочки |
учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навыки общения мальчиков с девочками. |
10 |
Радость |
формировать оптимальный эмоциональный тонус, помогать в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения. |
11 |
Страх |
расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе |
12 |
Настроение |
учить детей осознавать свое самочувствие, развивать понимание эмоционального состояния и поступков другого человека, снижать эмоциональное напряжения, уменьшать тревожность |
13 |
Портрет друга |
Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества друга |
14 |
Дразнить и обижать |
Развивать добрые, теплые отношения между детьми |
15 |
Ссора |
Способствовать
осознанию причин, приводящих к конфликту,
и возможных путей его |
16 |
одиночество |
Помочь понять, что такое одиночество и почему плохо быть одному |
17 |
Заключительное «Совместные игры» |
Помочь понять, что вместе играть интереснее |