Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка комплекса мероприятий по развитию коммуникативных способностей и экспериментальное обоснование их эффективности для развития сюжетно-ролевых игр детей.
Объектом исследования являются коммуникативные способности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………..4
1.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста..9
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………..12
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
2.1. Уровень развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….19
2.2. Программа формирующего эксперимента…………………………………31
2.3. Результаты оценки действительности формирующей программы……….35
Заключение………………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

пихология игры 22.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга:

- ознакомительная игра, 

- отобразительная игра, 

-  сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра,

- игра-драматизация [9].

 Вместе с игрой развивается и сам ребенок: сначала его действия с предметом – игрушкой носят  манипулярный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, которых отражены его представления об их существенных свойствах.

На стадии сюжетно-отобразительной  игры ребенок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, то есть вместо реального  результата, появляется воображаемый (вылечить куклу, перевести на машине груз). Появление в игре обобщенных действий, использование предметов – заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, называние ребенком себя именем героя, обогащение содержания игры – все это  свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре, которая начинает постепенно развиваться  со старшей группы. В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты.

Д.Б. Эльконин называл  сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы – заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане. Исследователи выделяют различные структурные элементы игры – основные и второстепенные: сюжет, содержание, игровую ситуацию, замысел,  роль, ролевое действие, ролевое поведение, правила.

Сюжет (тема) игры – это, по Д.Б. Эльконину, та сфера действительности, которая отражается в игре.

Содержание – это  то, что конкретно отражается в игре.

Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация – совокупность обстоятельств игры, не  существующих реально, а  создаваемых воображением.

Замысел – план действий, задуманный  играющими.

Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре.

Ролевое  (игровое) действие – это деятельность ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ролевых действий характеризуют ролевое поведение в игре.

Ролевое (игровое) взаимодействие предполагает осуществление взаимоотношений с партнером ( партнерами) по игре, диктуемых ролью, так как ребенок, взявший на себя какую – либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре. Координируя с ним свои действия [20].

Правила – это порядок, предписание действий в игре.

Структурные элементы игры  тесно взаимосвязаны, подвержены взаимовлиянию, могут  по  разному соотноситься в различных видах игр.

В сюжете отражаются события окружающей жизни, поэтому он зависит от социального опыта детей и степени понимания ими взаимоотношений людей. Сюжет определяет направленность игровых действий, разнообразие содержания игры (при  одном и том же  сюжете – разное содержание игры).

Замысел игры, по мнению А.П. Усовой - это не плод отвлеченной фантазии детей, а результат наблюдения ими происходящего вокруг. Замысел игры у детей старшего дошкольного возраста направляется игровой предметной средой, новая сюжетная линия выстраивается благодаря введению дополнительного игрового материала. Ребенок идет от действия к мысли, тогда как у более старших детей, напротив, замысел обеспечивает создание обстановки действия (ребенок идет от мысли к действию).

Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Эти правила могут создаваться самими детьми, исходить из общего замысла игры или устанавливаться взрослыми. Правила регулируют игровое поведение участников, организуя их взаимоотношения в игре, координируют содержание игры.

Известный   психолог -  Д.Б. Эльконин отмечал, что  содержание игры с возрастом меняется. Сначала в своей игре  дети отражают предметную деятельность   взрослых, затем в центр их внимания попадают  отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся отношения. Следовательно, развитие содержания сюжетно – ролевой игры идет от развернутых игровых действий через их сокращение к развернутым ролевым отношениям, а от них к правилу, что дает возрастную картину развития игры  [28].

 Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Если содержание игры малышей отражает действия с предметами – игрушками, то в играх старших дошкольников отражаются взаимоотношения людей, показывая глубину проникновения детей в смыслы этих отношений. Содержание игры старших дошкольников зависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий.

  В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей  игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в  совместную игру или, предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

В старших группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

Перед  педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, соединенными ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

Создание обстановки для сюжетно - ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым  играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение  для интеллектуального  развития дошкольника. В ней ребенок впервые начинает  различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает  особую действительность, в  которой он является социально  значимым лицом. Многое в сюжетно 0 ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом  развивается   способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей,  координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжетно – ролевая игра позволяет посмотреть на мир  с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы [18].

Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него, смысл существования в обществе смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте, невозможно заменить  какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него  не развивается  социальная мотивация, не формируется социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в  учебе и в общении (В.А. Недоспасова).

 

1.3. Сюжетно-ролевые игры как  средство развития коммуникативных  навыков в старшем дошкольном возрасте.

Значимость общения для психического развития подтверждается многочисленными фактами, описанными в литературе. Эти факты показывают, что, будучи лишенным общения с себе подобными, особенно в детстве, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии (дети –  Маугли).

В период старшего дошкольного возраста сюжетно – ролевая игра становится главной у детей. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками – это подтверждает проведенный мною обзор исследований по данной проблеме.

Анализ отечественных и зарубежных психологов по проблеме значения сюжетно - ролевой игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Чрез активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются в игре. Изучению взаимоотношений в игре уделяется большое внимание.

Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются .Исследования, проведенные Смирновой Е. , свидетельствуют, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой. Таким образом, можно целенаправленно формировать добрые отношения детей на основе удовлетворения их потребности в общении. Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры. Становление общения со сверстниками предполагает у ребенка специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей [18].

Именно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, требующие согласования детей, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.

На значимость в формировании реальных взаимоотношений детей указывала А.П. Юсупова; по ее мнению в игре формируется «общественность» - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества.

В ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.

Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей.

Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность.

Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, и играют индивидуально. Первые формы общения проявляются в стремление ребенка приблизиться к другому ребенку, играть рядом с ним, в желании уступить часть места, занятого для своей игры. На следующем этапе ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу. Общение протекает в форме эмоционально – практического взаимодействия [26].

Общение такого рода серьезно помогает становлению самосознания, и формирования основ личности – позволяет ребенку увидеть свои возможности . Ситуативно – деловая форма общения – наиболее типичная для дошкольного детства возникает к 4-5 годам. Это связано с развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов. В этот период сюжетно – ролевая игра становится по – настоящему коллективной. Одному ребенку теперь не справиться с драматизацией замысла. Требуется участие других детей, для разыгрывания своей партии проникновенно и полнокровно. В ходе контактов со сверстниками в рамках ситуативно-деловой формы общения дошкольники стремятся наладить деловое сотрудничество. Это стремление и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Если при эмоционально – практической форме общения процесс совместных действий заключается в совместном участии, соучастии, а не вместе, то при ситуативно – деловом общении дети заняты общим делом, они тесно кооперированы, и, хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели [13].

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр