Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка комплекса мероприятий по развитию коммуникативных способностей и экспериментальное обоснование их эффективности для развития сюжетно-ролевых игр детей.
Объектом исследования являются коммуникативные способности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………..4
1.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста..9
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………..12
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
2.1. Уровень развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….19
2.2. Программа формирующего эксперимента…………………………………31
2.3. Результаты оценки действительности формирующей программы……….35
Заключение………………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

пихология игры 22.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Для полноты анализа игры было выделено четыре группы показателей. Рассмотрим каждую группу показателей, в соответствии с которыми будет осуществляться анализ игры.

  1. Содержание игры

С.Л. Новоселова считает, что игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию. Исходя из этого, была выделена первая группа показателей, характеризующая содержание игр.

Чтобы иметь представление о содержании игры, нужно выяснить следующие вопросы:

- Как у играющих возникает  замысел? Дети могут сами придумать, во что будут играть. А также  замысел им может подсказать воспитатель.

- Насколько разнообразны замысел  игр у детей? Его можно выяснить  в ходе длительных наблюдений.

- Сколько игровых задач ставит  ребенок? Возникший замысел дети  реализуют путем постановки игровых  задач.

- Насколько разнообразны поставленные игровые задачи? Анализируя поставленные ребенком игровые задачи, определяется разнообразное они или однообразные.

- Какова степень самостоятельности  детей при постановке игровых  задач? Игровую задачу ребенку  может поставить взрослый, если  заметит, что малыш бесценно проводит время или ребенку требуется, лишь незначительная помощь взрослого и наконец, ребенок самостоятельно ставит любую игровую задачу.

Таким образом, выделенные показатели дают представление о содержании детских игр.

  1. Способы решения детьми игровых задач

Рассмотрим, какие вопросы нужно выяснить, чтобы иметь представление о способах решения детьми игровых задач.

- Насколько разнообразны игровые  действия с игрушками? Выполняемые  в игре действия с игрушками  могут быть как разнообразными, так и однообразными.

- Степень обобщенности игровых  действий с игрушками. Игровые  действия с игрушками могут  быть развернутыми и обобщенными, т.е. разными по степени обобщенности. Развернутые игровые действия  внешне похожи на реальные  действия взрослых. А обобщенные в том случае если ребенок выполняет их не развернуто, а быстро, как бы « свернуто». Появление в игре обобщенных игровых действий с игрушками свидетельствует о возможности использования еще более обобщенного игрового материала – предметов-заместителей. Именно поэтому нужно своевременно зафиксировать появление у каждого ребенка обобщенных игровых действий с игрушками.

- Наличие в игре игровых действий  с предметами-заместителями. Если  дети используют предметы-заместители, то надо определить, самостоятельно ли они включают их в игру или с помощью взрослого.

- Наличие в игре игровых действий  с воображаемыми предметами. Так  же как и в предыдущем показателе, необходимо выяснить степень  самостоятельности детей в использовании  воображаемых предметов.

- Принимает ли ребенок на себя роль?

- Насколько разнообразны ролевые  действия? Ролевые действия, которые  ребенок выполняет в игре, могут  быть разнообразные и однообразные.

- Какова выразительность ролевых  действий? При выполнении роли  дети пользуются разными средствами выразительности, у них изменяются движения, жесты, мимика.

- Наличие ролевых высказываний. Ролевые высказывания – это  отдельные реплики, которые ребенок  произносит от имени того лица, чью роль выполняет. Они могут  быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, сверстнику.

- Кто инициатор ролевых высказываний? Ролевые высказывания могут появляться  по инициативе взрослого, который  обращается к играющим с вопросами, если замечает, что они выполняют  ролевые действия молча. Инициатором ролевых высказываний может быть и ребенок, если он без побуждений со стороны взрослого сопровождает ими свою игру.

- Наличие ролевой беседы. Постепенно  от ролевых высказываний играющие  переходят к ролевой беседе. Ролевая  беседа – это логически связанные между собой по содержанию фразы, которыми обмениваются играющие.

- Кто инициатор ролевой беседы? Инициатором ролевой беседы может  быть как взрослый, так и ребенок.

- С кем ребенок вступает в  ролевую беседу? Ребенок может  вступать в ролевую беседу  со взрослым, с одним сверстником, с несколькими сверстниками.

- Какова содержательность ролевой  беседы? Ролевая беседа может  быть интересной, содержательной. Но  играющие могут обмениваться  и стереотипными, заученными фразами, в этом случае ролевая беседа  не интересна.

Выделенные показатели позволяют определить степень сформировании у детей предметных и ролевых способов решения игровых задач.

  1. Взаимодействие детей в игре

Игровые задачи дети могут решать индивидуально или совместно с кем-нибудь. При совместном решении игровых задач дети вступают во взаимодействие. В исследованиях А.П. Усовой, Р.А. Иванковой рассматриваются особенности взаимодействия детей в игре. Основываясь на материалах этих исследований, была выделена группа показателей, характеризующих взаимодействие детей в игре. [12].

- Вступает ли ребенок во взаимодействие? Необходимо выяснить, вступают играющие  во взаимодействие, или игра носит  индивидуальный характер. Ребенок  в игре может взаимодействовать  со взрослым или со сверстниками.

- Кому ребенок ставит игровые задачи? Игровые задачи ребенок может поставить взрослому или сверстнику.

- Умеет ли ребенок принимать  игровые задачи? Большинство детей  охотнее ставят другим игровые  задачи и не умеют их принимать  от сверстников, в этом случае  возникает конфликт.

- Какова длительность взаимодействия? Играющие могут вступать в  кратковременное и длительное  взаимодействие.

Эта группа показателей дает представление о взаимодействии детей в игре.

  1. Самостоятельность детей в игре

Развитию самостоятельности детей в игре придает большое значение А.В. Запорожец, по этому поводу писал: « …переходя в форму детской самостоятельности, игра приобретает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка и вместе с тем получает наибольшую ценность». Поэтому важно определить степень сформированности самостоятельности детей в игре.

Отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе. Так, определяя содержание игры, выясняется самостоятельность детей в выборе замысла и постановке игровых задач. При характеристике способов решения игровых задач уточняется, насколько самостоятельны дети в выборе предметных и ролевых способов. В третьей группе показателей устанавливается, по чьей инициативе играющие вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.

Рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о степени сформированности игры у детей.

На основе выделенных показателей был разработан (Комаровой Н.Ф.) диагностический лист по определению уровня развития игры детей [11].

Таблица 2

Диагностика  на определение  игровых умений детей старшего дошкольного возраста.

Показатели развития игры

Имена детей

 

Маша

Женя

Соня

Алина

Вера

Илья

Варя

Саша

Даня

Лиза

Лера

Коля

Гриша

Маша

Таня

Содержание игры

1.Замысел игры появляется:

а) с помощью взрослого;

 

+

 

+

 

-

 

-

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

+

б) самостоятельно

 

+

-

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

-

+

2.Разнообразие замыслов

+

+

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

-

+

3.Самостоятельность при постановке  игровых задач

а) ставит взрослый;

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

+

б) с помощью взрослого;

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

-

-

-

-

в) самостоятельно

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

Способы решения игровых задач

4. Разнообразие игровых действий  с игрушками

 

-

 

+

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

+

5. Наличие игровых действий с  предметами-заместителями

а) с помощью взрослого;

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

+

б) самостоятельно.

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

-

-

-

-

+

6. Наличие игровых действий с  воображаемыми предметами:

а) с помощью взрослого;

 

 

+

 

 

+

 

 

-

 

 

+

 

 

+

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

+

 

 

-

 

 

+

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

+

б) самостоятельно

+

+

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

7. Принимает роль

+

+

-

-

+

-

+

-

-

+

+

-

-

-

+

8. Разнообразие ролевых действий

+

+

-

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

-

+

9. Выразительность ролевых действий

+

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

10. Наличие ролевых высказываний

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

11. Наличие ролевой беседы:

а) со взрослым;

+

 

+

 

-

 

-

 

+

 

-

 

+

 

-

 

-

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

+

б) со сверстниками.

+

+

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

+

Взаимодействие детей в игре

12. Вступает во взаимодействие:

а) со взрослыми;

 

+

 

+

 

-

 

-

 

+

 

-

 

+

 

-

 

-

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

+

б) со сверстниками.

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

+

+

-

-

+

Уровень развития

В

С

Н

Н

С

С

С

Н

Н

В

С

Н

Н

Н

В


 

Высокий уровень – 12,5%

Средний уровень – 25%

Низкий уровень - 62,5%

Для проведения данной диагностики был разработан ряд критериев. Полные и эмоциональные действия отмечались значком «+», а краткие, сдержанные действия или отсутствие таковых отмечались значком « - ».

Уровень развития игровых умений оценивался по следующим критериям:

- высокий;

- средний;

- низкий.

Высокий уровень: игровые замыслы у ребенка возникают самостоятельно, они разнообразные. В игре отображает знакомые и мало знакомые события, комбинируя их между собой. Самостоятельно ставит игровые задачи.

Предметные способы решения, игровых задач хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы.

У ребенка частично сформированы ролевые способы решения задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обобщены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый поддержит ее. Инициатива в возникновении ролевой беседы может исходить и от ребенка. Она еще малосодержательная.

Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослыми и со сверстниками, с удовольствием ставит игровые задачи, но сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, так как он еще не умеет тактично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.

Средний уровень: содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей, находящихся на высоком уровне развития игры.

Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразные, но не выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает.

Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со взрослым и со сверстником.

Низкий уровень: замысел игры возникает по инициативе ребенка. В игре он комбинирует знакомые и мало знакомые события. Самостоятельно ставит разнообразные взаимосвязанные игровые задачи.

Хорошо сформированы предметные способы решения задач.

Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка.

Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.

Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились в диагностический лист. Также результаты представлены в процентном соотношении. Высокий уровень развития игровых умений составило 12,5%, со среднем уровнем 25% детей, а с низким уровнем развития 62,5%.Из анализа результата видно, что у детей участвующих в диагностике игровые умения развиты на достаточно низком уровне. Организация игровой деятельности показывает, что у детей маленький жизненный опыт отсюда следует однообразие замысла, ролевые действия детей не всегда согласованы и однообразны. Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию игровых умений и навыков. Для этого нужно обогащать жизненный опыт детей, содействовать появлению разнообразных замыслов. Побуждать детей принимать на себя роли взрослых, отображать сначала действия людей, потом – взаимоотношения. Также совершенствовать у детей предметные способы решения игровых задач.

Важно формировать у детей ролевые способы, поддерживать длительное взаимодействие детей в игре. Продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе замысла, в постановке игровых задач для его реализации, в выборе предметных и ролевых способов решения игровых задач. Приучать детей самостоятельно договориться друг с другом в игре.

Подводя итоги можно сказать, что у детей старшего дошкольного возраста  без увлекательной игры не может быть страны детства. И чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Поэтому формирование игровых умений успешнее проходит при условии целенаправленного руководства игрой для     дошкольников.

 

 

2.2. Программа формирующего эксперимента. 

Изучив проблему организации  самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Мы решили уделить особое внимание сюжетно -ролевым  играм. Изучив литературу, используя опыт методических объединений, решили, что необходимо расширить кругозор детей, а именно изучению профессий. С целью побуждения к дальнейшему обыгрыванию профессий в играх, разработали алгоритм постепенного вовлечения детей в игру.

Алгоритм

1. Беседа о профессии.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Экскурсии на места. 

4. Беседа  (Впечатления детей.)

5. Рисунки детей.

6. Изготовление и приобретение  необходимой атрибутики.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр