Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 18:10, курсовая работа
Цель исследования: разработка комплекса мероприятий по развитию коммуникативных способностей и экспериментальное обоснование их эффективности для развития сюжетно-ролевых игр детей.
Объектом исследования являются коммуникативные способности.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………..4
1.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста..9
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………..12
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
2.1. Уровень развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….19
2.2. Программа формирующего эксперимента…………………………………31
2.3. Результаты оценки действительности формирующей программы……….35
Заключение………………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………….39
7. Игра с помощью воспитателя.
8. Самостоятельная игровая деятельность.
Хотим остановиться на этапе проведения экскурсий. Например, подготовка к сюжетно-ролевой игре «Библиотека». Была проведена предварительная работа: чтение художественной литературы. Рассматривали иллюстрации. Была проведена экскурсия в книжный магазин, а затем в библиотеку. Беседа (Впечатления), подготовка книг к игре. Для того чтобы можно было быстро найти нужную книгу, было предложено детям обклеить корешки книг полосками цветной бумаги. Книги со стихотворными произведениями – желтой полоской, сказки - фиолетовой, рассказы о детях – красной. Книги о природе - зеленой, песенки, потешки, загадки - синей. Затем расставили книги в соответствии с тематикой. Вместо полок использовали корзинки под книги. Были изготовлены карточки-формуляры на каждого ребенка. В роли библиотекаря сначала была сами, а затем дети. Был организован читальный зал, книги в нем были новые. Все дети включались в игру с удовольствием. Игра прошла интересно. Тем самым закрепили полученные знания и научились играть в сюжетно- ролевую игру « Библиотека».
Фрагмент сюжетно - ролевой игры « Библиотека»
Воспитатель: Скажите, для чего созданы библиотеки? Люди, какой специальности работают в библиотеке? Чем они занимаются? Каждый ли человек может работать библиотекарем?
Воспитатель выставляет «волшебный экран», на котором закреплены картинки из набора «Библиотека»
«Часть объекта».
Может ли такое случиться: есть библиотека, а библиотекаря нет. (Ночью библиотека закрыта, библиотекарь уходит домой)
Есть книги, но нет библиотеки. (Книги могут находиться в книжном магазине, на складе, в типографии.)
Какие книги находятся в библиотеке? Сколько их? Где они стоят? (Предположения детей)
Как библиотекарь среди множества книг находит нужную? Можно ли держать у себя библиотечную книгу долгое время? Почему? (ответы детей)
«Место объекта»
Где строят библиотеки и почему? Можно ли организовать библиотеку в лесу (селе, городе)? (Библиотеки строят там, где живут люди.) Рядом, с какими учреждениями нужно строить библиотеки? Почему? Рядом со школами, институтами. Школьники и студенты много читают. Книги им нужны для учёбы.
«Прошлое объекта»
Сядем в машину времени и отправимся в прошлое.
Как вы думаете, были библиотеки в древности? Как люди хранили и передавали информацию, когда не было книг? Где хранили рукописные книги? (Предположения детей.)
В давние времена свои библиотеки имели только очень богатые люди. Ведь книги были очень дороги. Позднее библиотеки стали появляться при монастырях и университетах. В них хранились в основном церковные и научные книги.
«Будущее объекта»
Как вы думаете, через тысячу лет люди будут читать? Почему? Интересно, сохраняться ли в будущем библиотек? Чем они будут отличаться от наших библиотек? (Предположения детей.)
А может быть библиотек не будет? Ведь в будущем у каждого человека дома будет компьютер, на экране у которого можно прочитать любую книгу. Как вы думаете компьютер – необходимая вещь? Почему? Некоторые люди многое времени проводят у экранов компьютеров. Хорошо ли это? Почему? Что произойдёт, если люди перестанут читать, если пропадут все книги? (Ответы детей.)
В нашей группе тоже есть небольшая библиотека. (Дети подходят к книжному уголку.) Как вы следите за порядком в библиотеке? Как вы ухаживаете за книгами? Аккуратно расставляем книги. Бережно к ним относимся. Подклеиваем повреждённые страницы. Как вы находите на полках библиотеки нужную вам книгу? (Достаём книгу, рассматриваем обложку, читаем название.) В библиотеке книги расставлены по темам. Для того чтобы можно было быстро найти нужную книгу, давайте обклеим корешки книг полосками цветной бумаги и составим картотеку.
Воспитатель. Теперь можно не только быстро найти нужное произведение, но и записать в формуляр, какую книгу вы взяли почитать.
Дети подписывают формуляры и ставят их в коробку.
Воспитатель. Давайте играть в библиотеку. Лера будет библиотекарем. Кто хочет выбрать книгу?
Лера занимает место за столом библиотекаря. Дети по желанию приходят за книгами.
Варя. Здравствуйте.
Лера. Здравствуйте. Какую книгу вы хотите почитать?
Варя. Сказка «Морозко» у вас есть?
Лера. (просматривает картотеку) Да, есть. Вы возьмёте её с собой или будете читать в читальном зале?
Варя. Возьму с собой.
Лера. Сейчас запишем книгу в формуляр. (Рисует в карточке девочки фиолетовый прямоугольник.) Возьмите, пожалуйста. До свидания.
Варя берёт книгу. К Лере подходит следующий ребёнок. И так далее.
Усложнение игры: проведение экскурсии по библиотеке, получение и оформление новых книг, участие детей в подготовке тематической выставки.
Посетив Оптику и Аптеку, дети стали отличать Оптику от Аптеки и эти знания применять в игре. Для игры в больницу сделали карточки для больных. Что помогло детей заинтересовать. Используя алгоритм знакомства, дети закрепили, какие бывают магазины, посетив разные отделы: «Магазин обуви», «Хозяйственный», «Канцелярия», «Галантерея», «Овощи и фрукты», «Бытовая техника». Побывали в парикмахерской, где дети увидели работу мастеров мужского и женского зала, рассмотрели инструменты, которыми работают мастера. Рассмотрели журналы с модными современными прическами. Используя экскурсии, учитывая современное время, используя гендерный подход, мне удалось заинтересовать детей ролевыми играми. Дети с удовольствием применяют полученные знания в своих играх, которые приобрели дома и в детском саду. Используют предметы заместители. Например «купив» в магазине бутылочку сока, обыгрывая момент обеда, уже используют предмет-заместитель (кеглю).
Мы для себя сделали вывод, что постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. В результате проведенной работы, дети стали самостоятельно играть, придумывая новые сюжеты, фантазируют, комбинируют знания, получаемые из окружающего мира со своими фантазиями, воспитанники проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домыслить предложенный вариант сюжета. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы. Из выше сказанного можно сделать вывод, сюжетно - ролевая игра – школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.
Для дальнейшего развития детей старшего дошкольного возраста нами был разработан план развития сюжетно – ролевой игры « Библиотека», «Парикмахерская», «Больница» и другие игры.
Были проведены занятия, способствующие всестороннему развитию детей (смотреть приложение).
2.3. Результаты оценки
Работа с детьми и их родителями показала, что игровой опыт детей не способствует развитию самостоятельной игровой деятельности, многие дети не умеют согласовывать действия, наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Это задерживает словосложение как перспективного уровня развития сюжетно-ролевой игры.
Поэтапная, систематическая работа педагога с детьми позволила:
- обогатить
представления детей об
- расширить
знания детей о некоторых
В процессе сюжетной-ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивом и норм отношений между людьми. Сюжетно-ролевая игра это такой вид игры, которое имеет содержание, роль, сюжет. Идет обогащение игрового опыта детей средством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивается умение выбирать роль, выполняется в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий, также взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре.
Анализ диагностики дал возможность говорить о недостаточном низком уровне сформировании игровых умений у детей. Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию игровых умений и навыков. Для этого нужно обогащать жизненный опыт детей, содействовать появлению разнообразных замыслов. Побуждать детей принимать на себя роли взрослых, отображать сначала действия людей, потом – взаимоотношения. Также совершенствовать у детей предметные способы решения игровых задач.
В процессе игры добиваться более выразительной передачи роли, напоминать о поведении людей разных профессий, чтобы игровые действия не только соответствовали выполняемой роли, но и подводили детей к ролевому общению друг с другом.
Можно сделать вывод о том, что при комплексном руководстве успешно формируется сюжетно - ролевая игра детей. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач, которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. В игре используется развернутые и обобщенные игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. У детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом.
В целом можно констатировать несомненную огромную важность сюжетно - ролевых игр для развития игровых умений для детей дошкольного возраста.
Заключение
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т.д.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.п.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не смогут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Наша гипотеза подтвердилась, если организовывать плановое систематическое руководство игрой, то можно качественно улучшить показатели комфортности, воспитанности, облученности, коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы